Топ - 15 на прозе. ру, или Некоторые рецензии Виктора Йога апрел

Виктор Йог
Топ-15 на прозе.ру, или Некоторые рецензии Виктора Йога (апрель -август 2003 года)
Вор, Калека, Ласточка и Папаша (Юлия Алёхина).
Хорошая компания подобралась! Один тырит кошельки и ненавидит женщин. Другой прикидывается убогим и любит звезданутую. Третья любит одноногого и исскусственные фаллосы. Четвёртый повернулся на помидорах и считает свою дочь больной.
Щипач очень наблюдательный. Ему это по штату положено. Зарисовка на оранжевой ветке метро довольно реалистичная. Язык только подкачал. Не так думает уркаган. Профессия накладывает свой отпечаток на речь. Надо было, конечно, фени подпустить. Тогда бы он ещё живее был.
В воре, конечно, авторские уши вылазят во всех эпизодах. Урка в вагоне на «работе». Поэтому отмечать должен только то, что относится к ДЕЛУ. Он сконцентрирован и его не интересует ни морда лица, ни небритые ноги… Ситуация для него стрессовая. Поэтому ни до голой жопы. Иначе ничего не «заработает»да ещё и засыпется.
Хорош портрет идейного борца за денежные знаки фраера Фимы. Это способ донести до читателя особенность одного из персонажей  – ненависть к женщинам. Он мстит им и наслаждается их страданиями. Шлюха с мобилой выписана замечательно, как живая. Одновременно этот эпизод показывает нам, читателям, что уж очень бабы насолили ворюге.
В эпизоде про читательниц дефективов автор снова забыл, что сейчас он смотрит на ситуацию глазами воришки. Любят ли карманники читать книги? Вот в чём вопрос!
Итак, вор обижен своей девушкой Катькой. И судьба настойчиво снова сталкивает его с подобной ситуацией. Во второй раз история повторяется в форме фарса. Вероятно, Катька не оценила его мужское достоинство. А в сцене кражи отказалась от Серёженьки Ласточка, похожая на Катьку…Получи злодей гранатку!
Ласточка впервые показана через восприятие «калеки». Непонятно для кого предназначена его несобственно прямая речь? Это явно не реализм. Речь одноногого никак сюжетно не мотивирована. А её диалогичность ненатуральна: кому внутри себя надо чего – то доказывать? Разве шизоиду…
Вообще узнаваемо: Рафаилы Ашотовичи командуют влюблёнными калеками одноногими и немыми. А любящие их девушки подают им червонцы на бедность…
Надя – Ласточка это нечто! Здесь и жажда любви, секса и жалость к калеке. Клиника, как минимум, невроза описана замечательно. Показана с трёх точек зрения и  плюс самохарактеристика. Её образ самый убедительный.
Папашка – старый аппаратчик насквозь материалистичный и на жратве помешанный. Видно, в войну наголодался. Дочку не понимает и считает полоумной. С работой его тоже реально. Номенклатура либо в органы власти перебралась, либо в коммерческие структуры. Ничто не меняется в этом лучшем из миров…
Неплохой текст, но особых восторгов не вызывает. Работать надо! Есть возможности для роста.

Джекпот (Вета Уран)
   Библиотекарша Оля Малькова, впервые играя на игровом автомате, выйграла сто тысяч рублей. Получив деньги, она заходит в два магазина, отдаёт нищей старушке продукты и, молясь, боясь и переживая, что её убьют, благополучно добирается домой с помощью ангела. Такова незатейливая фабула рассказа Веты Уран «Джекпот».

«И что тут нового?» - скажет искушённый привередливый читатель. Дело здесь не в новизне темы. Перед нами художественное произведение, в котором изображена жизнь нищих слоёв нашего общества, их поступки и переживания. Автор показывает удивительно целостный, чистый и светлый персонаж. Оля наблюдательна, верит в бога, милосердна, сострадательна и умеет смотреть на себя глазами других людей. Это рассказ о СЧАСТЛИВОМ СЛУЧАЕ, который даёт бог маленькому человеку. В России можно иметь материальное благополучие только СЛУЧАЙНО и через ЧЁРНЫЙ ХОД. Либо тебе повезло и ты выйграл, либо тебе дали, пожалев. Автор верит в то, что всеми этими делами управляют какие-то потусторонние силы. Человек оказывается игрушкой в руках этих сил.

Способ художественного изображения, выбранный автором, сочетает реализм и романтизм. Текст в соответствии с функцией настоящего произведения искусства возбуждает благородные понятия и чувства. Автор явно воспитан на художественной литературе с её идеей идеологического значения искусства. Интересно поданы преподаватель, аспирантка, студенты, посетители библиотеки и начальница через то, как воспринимает их шаги на слух работница библиотеки.

Уже самим отбором изображённых фактов Вета выражает своё представление о жизни: в этой жизни надо верить и тебе повезёт, а затем надо спастись от завистливых и нехороших людей и будешь счастлив. Это мировоззрение наших дней, тиражируемое СМИ. Вся страна ИГРАЕТ, но везёт то единицам.

Автор, безусловно, талантлив, но стометровку за девять с половиной секунд пробежать всё равно не сможет… Попахивает мастером спорта международного класса. Или Оля бегала в школе быстрее, чем олимпийский чемпион Валерий Борзов. Однако некоторые погрешности не снижают высокой оценки рассказа

Считаю, что текст вполне заслуженно наминирован на конкурс.





Про непросто так (Динарио)
Эта миниатюра про ЛЮБОВЬ. Она является антиподом опуса Магистра Филиппка «Химия тела», завоевавшего максимальный рейтинг за неделю.

Боже, кто нас читает!

Мне очень непросто писать об этом стихотворении в прозе, так как всё, что я скажу, будет не про то. Про ЭТО молчат или говорят так, как Динарио. Я прочитал текст много раз. Долго ничего не мог написать и вот, наконец, решился.

Существует ли любовь или всё это только химия тела? И да и нет... Она существует только для тех, для кого она существует! Для Магистра Филиппка нет. Только химия тела. А для Динарио ДА. Ей почему то поверилось. Такой текст невозможно придумать, сочинить, его можно только выдохнуть. Она понимает, что не сможет выразить ЭТО, но всё равно делает, потому что не делать не может.

Основной пафос этой проникновенной поэтической картинки - тихая спокойная грусть, переходящая в печаль. Лирический герой текста находится в единстве со своим возлюбленным, несмотря на разлуку, в гармонии с городом, природой и всем миром. Это Гармония Чувства, это объяснение в любви всему СУЩЕМУ и каждому из нас в отдельности. Потому что, когда любишь по настоящему одного, любишь и принимаешь всё существование. В это время человек живёт в ВЕЧНОСТИ и вне хилотропной (разделяемой всеми обычной материальной) реальности.

Герой миниатюры проникает в сокровенную суть БЫТИЯ, осознавая, что словами не передать БЕСКОНЕЧНОГО ЯСНОГО ГОЛУБОГО НЕБА. Слова рассыпаются и «звенят разбитым стеклом». Снег, он, Питер, солнце, облака, дождь, вчера, сегодня и завтра,- всё это капли этого персонажа.

Основная идея – ЭТО ЕСТЬ, И Я ЧУВСТВУЮ ЭТО! Характер героя раскрывается в его способности глубоко чувствовать и переживать.

Автору удалось нарисовать образ переживания Любви, когда «солнце поцелует веснушками и отразится в волосах». Это объяснение в любви перед всей ВСЕЛЕННОЙ.


Дыхание осени
Прекрасная поэтическая миниатюра. Отражает определённое состояние сознания – безысходность, страх смерти, отвращение к жизни,- всё это вместе. Тема жизни и смерти, невозможности что – либо изменить. На первом уровне –  взаимоотношения мужчины и женщины, на втором - неизбежность смерти, на третьем - трансцендирование жизни и смерти. Жизнь и смерть – это не разное, а две стороны одной медали. Едва родившись, начинаем умирать И в этом жизненная суть таится… Надо поменять местами фигуру и фон и не зацикливаться на чём – то одном.
Сердце Чайки (Георгий Рухлин)
Прочитал Вашу миниатюру «Сердце чайки». В вас, как и в каждом из нас, живут и Чайка и Чижик одновременно. Чайка- это наша глубинная сущность, а чижик наша периферия. Слава, удача, деньги – это внешнее. Чтобы понять, надо это пережить. Они не дают счастья. Чайка - та часть в нас, которая может любить. Так и не родившийся птенец - это не проявившееся новое качество Человека. Это сверхчеловек, ушедший и от животного и от нормально больного и невротичного человечества.

Второй план в миниатюре мне показался связанным с поисками духовности, себя, своего Центра.

В «жажде узнавания нового» Чайки угадывается стремление к духовному поиску. Я думаю, что необычное яйцо – это символ какого-то творческого акта, который зреет в сознании автора.

Чего я хочу (Ксения Апостол)
Попытка посмотреть на мир глазами богатого (материально) мужчины. Образ нового русского через запятую. Основной приём – перечисление всего того, что может уместиться в течение дня у человека, которому некуда девать время и деньги. Взгляд женщины, хотя за псевдонимом Ксения Апостол может скрываться и мужчина: меня трудно уже удивить чем-то в этом мире. Фрейд бы перевернулся в гробу, прочитав этот текст и не только его на прозе.ру. Наверно, Ксения из поколения, которое выбирает пепси. Судя по объявленному ею конкурсу, она разделяет мнение Николая Козлова «Не сориентируешься на местности, помрёшь в безвестности». Что – то у меня сегодня болдинская осень на рецензии…
Чао. Успехов на ниве снискания славы и попу- лярности!

8дней жизни (Анна Рождественская)
Понравился рассказ, решил поделиться впечатлениями. Текст читается с интересом. Написано вкусно. Напомнило Денежкину и Довлатова. На фотке ты симпатичная. Фотография сделана с учётом мнения гипоталамуса, завлекательная. Как в том анекдоте, когда Анка из бани голой рукой машет…
Прежде всего, обращает на себя  внимание язык: стилизация под дневник и  разговорную речь. Очень яркие и нестандартные обороты. Свобода в выражении чувств и в пользовании речью. Вначале ещё прикрывалась фиговым листком, а потом плюнула.
Начало рассказа трагикомично. С одной стороны про недобитого лопатой мужа, с другой про гибель верного друга Тузика. Через весь рассказ проходит образ ЛОПАТЫ. Случайно или так получилось? Фаллический символ, блин. Фрейд отдыхает.
Дальше ночь с воскресенья на понедельник. Пропущена. Вспомни, Ань, да пропиши. Порадуй народ прозарушный! (я знаю, что ты советов не любишь, да это и не совет вовсе, а пожелание).
«Понедельник, который после воскресенья. Теплое такое лето.» Рассказчица просто прелесть. Ну, совершенная идиотка. Я различаю автора и рассказчика! Это не оценка, это признание в любви.
«Посреди ночи без объявления войны границы моей квартиры пересек приехавший из Берлина Вовка.» Ну, что за чудо, фразочка! Просто перл.
Забавный шестиугольник, настоящая групповуха. Как, впрочем, в каждой паре: по два мужчины и две женщины. Хотя народ – то думает, что их двое. Наивные! Они не знают, что в каждом из нас, независимо от физического тела, есть мужское и женское начало (фактически психологические мужчина и женщина).
«Вылил на мед, а так же на прилипшие к нему осколки и прилипшие к осколкам шубы два ведра воды. П…ц шубам. Придется до зимы успеть замуж метнуться, а то на мою нынешнюю зарплату не то чтобы там шубу, а даже трусов приличных не купишь». Вот именно МЕТНУТЬСЯ, а не как предлагают рецензенты. Аня никого не слушай. У тебя природное чувство языка. А всякие говнюки - рецеписатели его только испохабят. Молодец, что отстояла СЛОВО. Завидую твоей НЕЗАВИСИМОСТИ И СВОБОДЕ.
«Кстати, о трусах. Порвал на молекулы все мое нижнее белье». Ещё одна находка! Да Вы ПОЭТ, Анна!
«Потом мне все это надоело, я дала Вове еще водки, пощечину и он упал спать». Вот как надо писать, господа прозарушники! Неет! Не напрасно вы получали филологическое образование.
«Выкинули Вовины сумки в окно. Пущай бомжи в немецких тряпках походят». Ань, отправь рассказ Кларе Новиковой. Пусть народ российский порадует.
«Звонил бывший муж. Напомнил мне, что я свинья неблагодарная.
Немного похрюкала. С горя села придумывать вечный двигатель. Придумала. Закончившая когда-то мехмат Гусева сказала, что такое дерьмо нарисовано в «Занимательной механике для малышей». НОМИНИРУЮ!
«Звонил Вова, обещал сделать для меня все, что я захочу. Попросила пока не звонить. Он опять обещал трахнуть Гусеву и еще кого-нибудь. В качестве кого-нибудь мною был порекомендовано выкопать покойного Тузика. Собачке нашей уже все равно, а Вове приятно, может, будет». Мадам, Вы талантливы!
Обнажённая женщина с сигаретой во рту и лопатой в руках – это будит воображение.
«Разделись до гола и легли загорать. Через 10 минут мимо низенького заборчика стал носиться председатель дачного коопертива Ильич. Ильич бегал туда-назад с набитой каким- то барахлом тачкой. «Гусева, спросила я, - а куда это он все бегает – там же тупик?». «На нас смотрит» – пояснила Гусь. Мне стало жалко Ильича. Старенький ведь. «Сергей Ильич, - проорала я, - заходите сюда, садитесь на лавочку и смотрите. Нам не жалко». Ильич, ничего не ответив, сайгаком метнулся на свой участок. «Стесняется» - пояснила Гусева». Давненько я так не хохотал. Наверно, со времён чтения «Чонкина».
«Гусева, сшибая деревья, побрела в сторону домика. По дороге упала в куст малины и заснула». Всё. Больше не буду цитировать, а то обвинят в плагиате. Текст надо читать. И учиться писать! Или вообще больше не писать…

Отец Михаил (Борис Гайдук)
Читая Бориса Гайдука, я вспомнил рассказ Л.Толстого «Отец Сергий». Всё, что мы делаем и что донимает нас в этом мире – это клопиные укусы перед ликом ВЕЧНОСТИ.

Прекрасно прописаны детали, мелочи быта: борьба с клопами, приготовление мятой картошки козам, дрова, угол печи.

Когда – то хотелось и того, и другого, и третьего, а теперь желания отпускают. Сама природа медленно заявляет свои права: коз придётся свести, поросёнка забить.

Думы отца Михаила не о себе: об Александре Филипповне и о прихожанах.

Трогательна забота главного героя о своей второй половине: и здесь откипели страсти, осталась забота, сострадание и взаимопонимание.

Отец Михаил попросился в приход, который был в лосином углу. Альберт Швейцер тоже уехал сражаться с болезнями в Африку, потому что осознал какую-то ИСТИНУ.

Кому служит отец Михаил? Не себе. ЛЮДЯМ. И опасается, что некому его будет заменить… «Опустеет храм, ох опустеет».

Отец Михаил присутствует при важнейших поворотах человеческой судьбы: рождение, смерть и любовь. «А венчаются редко. Оттого и живут, как зря». Не оттого ли, что при венчании ВЕНЕЦ терновый нести надо не за себя только, а за вторую половину и детей. Это ход крестный. Кто на него способен в наше смутное время?

Всех своих прихожан знает пастырь. У кого какие проблемы, кто чем живёт. За всех душа болит… Сейчас всё по другому: «Каждый за себя, один бог за всех».Трудно отцу Михаилу служить, но терпит. «Господь терпел, нам велел».

Помогает добрым словом пьянице, утешает девочку, у которой умерла мама. Уважают прихожане своего пастыря. Из соседних сёл приезжают для отпевания, чтобы исполнить последнее желание новопредставленной.

Трогательно старики поддерживают друг друга: он к ней обращается «душа моя», а она к нему «батюшка», как у Пушкина  в «Капитанской дочке».

Всё понимает, всё видит и чувствует без слов отец Михаил. Знает, как стесняется своей немощи его жена.
 
Через весь текст проходит МОЛИТВА. Вот и клопов простил отец Михаил…Бог во всём: и в чёрном глазу муравья, тащущего свою соломинку.

Начинается действие в рассказе с травли клопов в бане отцом Михаилом. Описывается один день престарелого сельского священника, наполненный до краёв служением людям, превозможением своей телесной немощи. Отец Михаил, управляется по хозяйству, служит в церкви, ужинает с женой, читает писание, вспоминает детство.

За этими простыми действиями скрывается большой труд души. Он помнит каждого своего прихожанина и думает  о том, как ему помочь.

А внутри его идёт борьба дьявольского и божественного. И молитва помогает в этой борьбе победить лукавого. Развязка наступает, когда он засыпает,  и Александра Филипповна осеняет его крестным знаменем.

Внутреннее и внешнее гармонирует в тексте с прошлым, настоящим и будущим.

Основная идея рассказа в принятии жизни такой, какая она есть. Суета сует и всяческая суета. И всё – таки её надо прожить до конца. Вот такой парадокс для логики и разума. Тогда «Не лучше ли при жизни быть Приличным человеком?».

Автор поднимает проблемы жизни и смерти, старости и служения людям, телесной немощи и силы духа. Рассказ отработан по языку и стилю. Пафос текста - усталость от жизни, но преодоление себя, духовное подвижничество. Мне рассказ понравился. По любой системе я выставил бы высший балл.
Парень (Лёха)
Цепляет. Мир, по лёхе, состоит из тупых подонков, которые ни за что убивают человека; невменяемых идиотов, которые вообще ничего не соображают; равнодушных частных собственников авто, которые спокойно проезжают мимо человека в беде; и бессмысленных жертв тех, кого я перечислил ранее.

 Весёленькая покойницкая! Возникают только  вопросы: это написано для того, чтобы передать правду жизни или для того, чтобы эпатировать публику? Накручено это на основе собственных наблюдений или на базе слухов, газет и СМИ?

 Дело в том, что любое чужое  описание реальности, во-первых, может оказаться банальными глюками; во -  вторых, сильным искажением, так как в мире есть ВСЁ, и рассказывая или показывая что-то, автор неизбежно вставляет это в рамку и глобализирует, ибо сознание воспринимающего обобщает. Чувствую, загрузил  периодами капитально.

 Другими словами, могут существовать два полярных тезиса: «Весь мир бардак, все люди ****и» (у Кастанеды это - все мы стареющие проститутки, делающие фигуры перед зеркалом). Второй тезис – мир состоит из хороших, честных трудолюбивых людей и добра в мире всё равно больше. В действительности в жизни действует не логика языка и мышления (или-или), а и ТО и ДРУГОЕ. В одном месте может быть сгущение зла, в другом добра.
 
Еще это зацепило потому, что я летом собирался предпринять путешествие по России автостопом. И если версия автора соответствует действительности, то дальше деревни Гадюкино, я не уеду…
Учитель Мария Сабунеева. 
Замечательный рассказ! Случайно набрёл на него.
 
Рассказывают, что в одном индийском селении жил Мастер. Его немногочисленные ученики знали, что у него есть КНИГА в жёлтом кожаном переплёте, которую он никому не показывает. Ученики сгорали от нетерпения посмотреть, что же написано в этом фолианте. Когда  учитель умер, они кинулись в его хижину, нашли книгу и раскрыли её. Они думали, что вот теперь – то, наконец,  узнают секреты мудрости, которые от них скрывал наставник. Но книга зашелестела им навстречу своими белыми чистыми ПУСТЫМИ страницами…

Есть некоторые недочёты. Но они не умаляют ценности рассказа (и на солнце бывают пятна). Так  в начале рассказа назойливо повторяются одни и те же слова: понял- понял, размышлять – поразмыслив, учитель – учитель… «Послал Зов». Как- то это звучит не совсем хорошо…

Я всё-таки подозреваю, что учитель был не очень велик, так как к великим учителям не выстраиваются очереди, и они не ищут учеников.

«На другой стуле». Опечатку надо убрать. «Полно жаждой». Конечно же – полно жажды.

Я думаю, это был не настоящий учитель. Так как настоящий никогда не будет указывать человеку, что надо делать, а чего нет.

Первые три посетителя отражают несколько типов людей: тех, которые наслаждаются плотскими радостями, тех кто борется и тех, кто творит. В действительности у каждого из нас есть и первое, и второе, и третье, а также то, что увидели в книге другие посетители.

Тот, кто достиг, не медитирует. Медитация всего лишь посох на пути к ПРОСВЕТЛЕНИЮ.

Настоящим учителем в этом рассказе является одинокий бродяга, который созерцает ИЗМЕНЧИВОСТЬ и НЕИЗМЕННОСТЬ мира! Он – то как раз находится за границами содержания и формы. Понять неизменность и изменчивость мира, значит научиться различать форму и содержание. Неплохое достижение!

Истинное УЧЕНИЧЕСТВО действительно начинается тогда, когда прекращаются поиски учителя. А всё, что до этого – духовный материализм. На деле УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК – это не разное. Только тот учитель, кто учится, только тот ученик, кто учит. Диалектика БЫТИЯ!

Деление на физическое и духовное условно. Просто мы используем язык, а он двоичен и логичен. На деле же нет ни духовного ни физического, а есть духовно-физическое, как нет пространства и времени по отдельности, а есть пространство-время.

«Сама ночь» выразила сермяжную правду: можно сказать, что учитель умер или, что он ушёл. От этого ничего не изменится. Это просто способ говорить. Если ты признаёшь смерть, то умрёшь, а если нет, то как у ОШО «Никогда не рождался и никогда не умирал, а лишь посетил сей мир…»

А книга – то была книгой ЖИЗНИ. В ней тоже нет ничего и есть всё ОДНОВРЕМЕННО!

 Психоанализ по – московски ( Элла Дерзай)

Название рассказа Эллы Дерзай «Психоанализ по-московски» иронично. Звучит как «Котлета по-киевски». Психоанализ – метод лечения психических заболеваний и не может быть ни московским, ни саратовским, ни крыжопльским. По поводу теории и практики психоанализа Зигмунда Фрейда существуют полярные точки зрения. Одни говорят, что он был гениальный психиатр, автор уникального метода лечения. Другие утверждают, что он был как и все подвижники на скользкой ниве душевного целительства, гениальный шарлатан, как и всякий еврей, умелый делатель денег. Как было на самом деле? Кто знает… Это надо проводить специальное исследование и изучать тексты тех, кто писал о психоанализе. Однако общие соображения высказать можно.

Суть психоанализа в методе свободных ассоциаций. Начинал автор метода, как гипнотизёр, а потом понял, что у нас кроме сознания есть подсознание, и эта область занимает 90% от всей психики. Итак, пациент ложится на кушетку и свободно говорит всё, что ему приходит в голову, как на прозе.ру. В этом смысле Игорь Сазонов у нас Фрейд, автор идеи лечения прозарушеством; Кравчук - менеджер его, а Гайдук главврач палаты проза.ру. Вова Красный Козёл (получи злодей гранатку), Лёха Малиновый Молоток и др. врачи общественники по совместительству иногда выполняющие функции ночных нянечек, помогающих относить утки облегчившимся обитателям Зелёного дома с Серой Крышей.

В психоанализе пациенту разрешается говорить всё. В этом смысле запрещать что - то на прозе ру. нельзя. Непрофессионально это, уважаемые врачи- общественники, пестователи инженеров человеческих душ…

Текст Эллы мне очень понравился. Прочёл не отрываясь в печатном варианте. Впечатление добротно сделанной вещи. Хоть сейчас в толстый журнал. Я иногда их почитываю, но с отвращением. На два – три журнала, если 1 рассказ приличный попадётся, то хорошо. А этот без сомнения украсит любой журнал. Ау, редакторы!!! Хватит печатать своих родственников, друзей и знакомых, ****ей и Милых Друзей! Печатайте Эллу Дерзай! Не пожалеете.

Фоном для действия служит описание Лидочки Ковальчук, которая не любила кино, но не обходила вниманием театр. Лидочка страдала манией преследования, таракано- и мышефобией,  клаустрофобией, бумагофобией и навязчивыми кошмарными снами.

Судя по характеру сна, сказал бы Фрейд, Лидочка страдала недотраханностью  и неразборчивостью в половых связях. Другой врач, Станислав Гроф, увидел бы, что у Лидочки просто духовный кризис, который её тонко организованным органоном переживается несколько необычно.
События в рассказе начинаются с того, что Лида попадает в когти маньячки - психологини Зины, и та решает свои профессиональные проблемы за её счёт. Как это узнаваемо для всей нашей психолого - психотерапевтическо-психиатрической сферы, которая находится ещё в детсадовском возрасте и, с интересом разрезая скальпелем своих пациентов, тщётно пытается найти у них внутри душу!

Дальше события развиваются следующим образом. Зина не только изучала психические отклонения Лидочки, но и моделировала их у неё. Зоя и подруги спасали Лиду от «окончательного выздоровления». Самой Лидочке всё это нравилось. Зина защитила кандидатскую диссертацию на материале своей подопечной и стала одними из лучших специалистов - психотерапевтов в столице. Она стала заниматься консультированием с помощью Интернета. Зина и Лида делали карьеру, а Зоя стала матерью близнецов. Лида занималась экстремальными видами отдыха, которые помогали ей быть спокойнее. Зина придумывает способ облегчения кошмаров Лиды – полёты во сне. Зина составляет суперплан по окончательному исцелению Лидочки и реализует его. Лидочка после вечеринки, спутав сон и реальность, выпрыгивает из окна  и получает тяжёлые травмы. Зина попадает в психушку. Лида после всей этой истории исцелилась от всех фобий и была очень благодарна Зине.

Кульминацией рассказа является «полёт» Лидочки из окна.

В результате всех событий Лидочка полностью выздоровела. Зина вышла из психушки, освободилась от чувства вины перед Лидой и пишет докторскую, а Зоя продолжает считать Зину чокнутой.
 
В рассказе три основных действующих лица, не считая рассказчицы. Характер Лидочки вначале описывается в её отношении к кино и театру. Театр она считает высоким искусством, а кино дешёвым суррогатом. Затем идёт описание фобий Лидочки. Почти ничего не говорится о её внешней деятельности, кроме того, что она успешно сделала карьеру.

Итак, Лидочка избирательно относится к искусству, серьёзно к духовным ценностям, страдает фобиями, ночными кошмарами и перепадами настроения после них. Она нервна и невнимательна, по мнению своего отца. Любит общаться с Зиной, увлекается экстремальными развлечениями и обладает повышенной внушаемостью. Вся эта информация рассредоточена в рассказе и даётся по частям, как бы мимоходом, когда Лидочке приходится сталкиваться с другими персонажами.

Характер Зины даётся в противопоставлении её Лидочке и Зое. Зина, с одной стороны, одержима своей карьерой. С другой стороны, она использует пациентку в своих целях и с точки зрения профессиональной этики поступает безнравственно. Этот дьявол во плоти несмотря на то зло, которое он делает, в конце концов приносит добро. «Я та сила, которая вечно творя зло, приносит добро».

Итак, Зина психолог - психотерапевт, не любит общественный транспорт, эгоистична, карьеристка, чужда нормам профессиональной этики психолога, тщеславна, очень энергична, ориентирована на цель. При неудачах активизируется болезненная сторона психики. По сути дела Зина и Лида две стороны одной медали, как ученик и учитель, врач и пациент, полицейский и вор и т.п. Одна без другой существовать не могут. Поэтому их так и тянуло друг к другу.

Зоя женский вариант Зины. Это мать. Она пытается спасти другого ребёнка (Лидочку). Она даже внешне не хочет походить на сестру. Достаточно адекватно и объективно оценивает ситуацию. Верит в высшие силы. Приверженница пассивного аспекта жизни. У неё ярко выраженное личностное начало, убеждённость в своей правоте, которую не может поколебать ничто.

Рассказчик сочувствует Лидочке, критически и саркастически относится к Зине. Совпадает в оценках ситуаций с Зоей. Ближе всего к Зое. Можно предположить, что Лидочка и Зина – подруги автора, а Зоя и есть сам автор, как она себя рефлексивно воспринимает. На другом уровне все три персонажа субличности автора. Так как, даже, если автор описывает своих знакомых, то он приписывает им многие свои черты и проблемы, порой неосознаваемые.

За текстом психологическая помощь населению в постсоветской России, непрофессионализм психологов, использование пациентов ими в корыстных целях для решения своих проблем. И всё – таки, несмотря на всё это, пациенты вылечиваются! Автор глубоко ухватил в художественном тексте суть проблемы. Лечит природа, время и жизнь. Самоизлечивается сам организм, а врачи – психотерапевты просто в большинстве случаев паразитируют на этом, примазываясь к этому естественному делу. В действительности, реально лечат ЕДИНИЦЫ. Много врачей вредят. А в большинстве случаев вылечивает внутренний врач (или в запущенных случаях не справляется, и тогда приходит САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЛЕКАРЬ).

Одна из идей рассказа: как не залечивай пациента, сила жизни всё равно помогает ему, назло всему, выздороветь!

С точки зрения организации произведения (его внешней структуры) автор традиционен. Структура трёхчастная: вначале рисуется фон, затем сами действия с кульминационным моментом и рассказывается о том, что случилось после основных событий.

Проблематика рассказа очень актуальна. У нас сейчас наклепали массу психологов – непрофессионалов, которые не знают, как помочь себе, а пытаются учить жить других. С другой стороны, необходимость в психологической помощи в условиях рыночной экономики продолжает расти. Люди всё больше и больше отчуждаются друг от друга, замыкаются в себе.

Язык рассказа отточенный, написано грамотно, есть чутьё, чувство языка. Во всяком случае мне было трудно к чему-то придраться. Читается текст легко, внимание захватывает полностью.

Характеры основных персонажей выписаны достаточно выпукло. Их немного. И это хорошо. Второстепенные персонажи не путаются под ногами и не отвлекают читательского внимания. Они поданы ровно настолько (в меру!) насколько нужно, чтобы оттенить главных.
 
Внешность основных персонажей передана очень скупыми, быстрыми мазками, очень удачно и незаметно. Переживания главной героини даются через описания её снов, увлечений и взаимоотношения с лечащим врачом. Собственно прямой речи мало: в основном короткие реплики, без диалогов. Автор активно использует внутреннюю речь и несобственно прямую речь. Характер главной героини раскрывается в событиях, связанных с эпизодами её болезни и исцеления. Автор использует описание интерьера во сне и наяву для характеристики внутреннего мира героини. Судя по тому, что взаимоотношения главной героини с мужчинами не складываются  в подтексте есть какой-то лесбийский мотив…

Главная героиня рассказа «пограничница» с мистическими наклонностями. Чем отличаются сумасшедшие от мистиков? Первые уходят в мир снов и иллюзий и тонут там, а вторые двигаются и плавают между миром внешним и внутренним. Способность видеть сон и осознавать его свидетельствует об очень подвижной психике и возможности быстро прогрессировать по пути духовного развития.
Снизу виднее
Очень точные и правильные наблюдения. Я работал в гуманитарной сфере, но там такая же история. Похоже, что законы эти всеобщие. Никому на фиг ничего не надо. На прозе.ру этот закон имеет некоторую особенность. Все хотят выделиться, но никто не понимает, что единственным способом выделиться среди всех, которые выпендриваются, это оставаться САМИМ СОБОЙ.

 Я уже иногда начинаю сомневаться. А может они не выдрючиваются, может они на самом деле такие? Если это соответствует действительности, то тогда наоборот, чтобы оставаться самим собой надо действительно, как советует Кравчук, раскручивать свой брэнд.

Дело в том, что пока большая часть писунцов занимается продвижением, ей некогда создавать свои нетленки. В результате читать нечего! Наверно, где-то лежит что-то стоящее, но как до него добраться? Жизни не хватит…
Спасибо. Пробили на размышления. Всего доброго и ощущения смысла.

                Анастасия Галицкая
Я тоже очень люблю ВЫСОЦКОГО. И частенько общаюсь с ним. На самом деле он не умер. Мы вообще не рождаемся и не умираем. Это просто способ говорить о невыразимом.
 
Высоцкий пел свои песни душой и от души, по своим правилам,  а не по выдуманным кем-то. Поэтому ценителям ФОРМЫ казалось, что он петь не умеет.
 
На самом деле СМЕРТЬ также страшна, как и ЖИЗНЬ (или не страшна). Всё зависит от точки зрения. Иная жизнь может быть хуже смерти. А смерть может стать ОСВОБОЖДЕНИЕМ.

Каждый из нас, как минимум дважды переживал смерть: когда сперматозоид и яйцеклетка превращались в зародыш и когда плод превращался в младенца. Переживём и ТРЕТИЙ! Это не так страшно. Пока мы есть, смерти нет. А когда смерть случается, то нас уже нет и нам она по барабану.

Горе и радость… Как бы вы испытали горе, не зная радости от встречи с ним? Мы плачем не о нём, мы рыдаем о себе. «По ком звонит колокол?».

Он не только любил Зинок и Ванек, но и ненавидел. Потому что был ЖИВОЙ!

ВОЛОДЯ был красив не телесной, внешней, а духовной, внутренней красотой. Как мало её на свете, а может быть, мы просто не умеем её видеть…

СПАСИБО, Анастасия…



    Этюд (Анна Рождественская)
 «А любовь была трудна и приходила редко…». Это точно!
Текст ни в какое сравнение не идёт с «8 дней жизни». Название соответствует тому, что его нет. Вообще всё, что делается на заказ или по приказу (либо под страхом чего-то), не от души, мне не нравится. В Совдепии эта мода пошла от К.Симонова, кажется. Я имею в виду сначала договариваться о публикации, а потом писать под конкретный заказ. Раньше народ скромно кропал, а потом пристраивал.
Эпиграф, казалось бы, не соответствует тексту, посвящённому, в основном,  производственной тематике. Но ведь есть текст, а есть подтекст. А ещё то, что пытается выразить автор.
Рассказчик поочерёдно пытается влезть в шкуру то мужчины, то женщины. Это основной композиционный приём. Спрашивается в задачнике, зачем? Стремится понять загадочную душу мужчины и женщины, себя и другого, в конечном счёте современного человека.
Итак, история современного успешного человека (мужчины и женщины), которым счастье улыбнулось на заре их туманной юности. Ведь, всё так хорошо! Кажется, что это навсегда…
Умный был «лицо кавказской национальности» (ЛКН), но зарвался. Не за идею бился, за бабки. Хорошо, что выгнали, могли вообще прихлопнуть. Водочная мафия шутить не любит.
А она? Розовая кукла Барби осталась без крыши и работы. И сталкивается она с суровой рассейской действительностью в лице козла – редактора, «большого любителя жизни во всех её проявлениях».
ЛКН был любителем «недельки» (комплект плавок для одноразового использования). Только здесь вместо трусиков применялись женщины…
Ирония и сарказм автора про женщин – дней недели зубодробительна. Хотя несколько тяжеловесна. Слишком длинные фразы. Прямо Лев Толстой, с его периодами. Нельзя же так. Это же 21 век, проза нафиг ру, а не Золотой Век и дворяне. Мы ж в большинстве своём академиев не кончали. В основном нашими университетами были станки и забои… На всё.
Согласен с одним из рецензентов, что материала здесь на роман. Малая форма не получается, так как текст романный. Получился краткий конспект целой книги. Для рассказа не хватает живых картинок, диалогов и деталей. Для романа конкретики, подробностей, описаний и концептуальной основы. Отсюда - этюд, наброски, проба пера, разминка перед боем.
ЛКН и Барби нашли друг друга. Оба занимались во второй древнейшей профессии одним делом: способствовали смычке продажных СМИ с братками.
А потом коллеги проходят все круги ада, наблюдая ЛЮДСКУЮ ГЛУПОСТЬ во всех ее проявлениях. Была у них и встреча со Смертью, Голодом и Неволей. Всё, как полагается в жизни. «От сумы да от тюрьмы не зарекаются».
А в поезд терпимости посадить ещё и продажных журналюг с политиками и отправить его на северный полюс, к ****е матери!
А что за кадром? Тоска по любви, по искренности, надёжности и честности. И срывание масок с нашей семьи, политики, бизнеса, СМИ. Горький сарказм. Да оно и понятно: ДУРОТА…
Юлия Сырых
Любопытно, что я только что написал рецензию на подобную тему. Мне кажется, что когда народ поливает друг друга грязью, он имеет ввиду совсем не то. Таким способом в рыночной экономике создаётся имя (один из способов). А цель, как известно, оправдывает средства. Нарушение правил – способ  номер два! Самоутверждаются люди. И флаг им в руки. Это как в древних индийских селениях: если муж перестал бить жену, то вся деревня погружается в траур, соседи плачут и рвут на себе волосы – любовь ушла…(это из моей прошлой жизни ассоциация неожиданно пришла).

 Ну, давайте введём цензуру. А судьи кто? Кто будет цензурировать цензоров? Тут понадобится Иосиф Виссарионович. Вот и всё, приплыли. Сдаётся мне, что вы трудитесь в сфере нашего антинародного образования. Никак, учительша… Поэтому ратуете за рамки, нормы, правила, законы, цензуру, приличия, фасад, одним словом, главное, чтобы костюмчик сидел.

Не в словах дело. Главное, что за ними…Ибо и «Мысль изречённая, есть ложь».

Всего доброго. Успехов на ниве  Фронта Всеобщего Окончательного Освобождения. И ничего не бойтесь!!!