Стереотипы влюбленности

Евгений Чепурных
Не секрет, что с раннего детства у нас формируются определенные представления, которые впоследствии могут быть дополнены или изменены. Многие детские образы заменяются новыми, и мы уже вспоминаем как о чем-то совсем чуждом нам о мыслящих машинках и карандашах, о говорящих деревьях или о животных, исполненных жизненной мудрости. Но не все образы подвергаются коренному переосмыслению. Есть аспекты жизни человека, которые независимо от нашего образования и опыта остаются не менее загадочны и неопределённы чем в детстве, и соответствующие им образы могут практически не измениться в человеке. Это в полной мере касается сферы глубоких чувств между людьми, я говорю здесь о любви либо сильной влюбленности.
Практически каждому из нас в детстве читали сказки о прекрасных принцах и принцессах. Разумеется, есть сказки, которые больше нравятся девочкам, а есть такие, которые больше привлекают мальчиков. Но в большей или меньшей степени всем нам, как правило, доводилось соприкасаться с чем-то похожим. Трудно сказать почему в подобного рода литературе, так распространены те или иные стереотипы; для нашего обсуждения это лучше принять как данность. Если герой влюбился так обязательно в прекрасную во всех отношениях принцессу, если героиню посещают настоящие чувства, то они обращены к принцу, опять же прекрасному во всех отношениях, который нередко появляется на белом коне и увозит принцессу в другой сказочный мир.
 И ведь это проявлено не только в сказках, но ,например, большинству известная феерия Александра Грина «Алые паруса» также наполнена такими образами. Как правило, главные герои обладают высокими нравственными качествами и их отношения весьма романтичны.
На первый взгляд, что во всем этом плохого? Детям рассказывают о светлом и прекрасном, используя при этом те образы, которые могут быть им понятны. Вопрос в другом, как при этом расставлены акценты и какие стереотипы восприятия формируются при таком весьма возвышенном, нравственном и романтическом описании. Все это могло бы быть даже забавным, если бы подчас не имело весьма трагических последствий в реальной жизни.
Нередко руководствуясь сформированными с детства стереотипами, люди пытаются организовать свою жизнь, что порождает множество конфликтов и разочарований, а иногда и настоящие трагедии. Всем хорошо известна жизненная мудрость : «Любовь зла – полюбишь и козла». Здесь есть доля правды – полюбить можно и действительно козла, а собственно почему бы и нет? Бог всех любит, и если любовь это дар несколько свыше, то такой дар может содержать в себе любое свойственное Богу направление. Но почему же при этом утверждается, что любовь зла? Думаю, что ответ кроется в конфликте с распространенными стереотипами. Поскольку с детства воспринято, что если любишь, так обязательно прекрасного принца, который увезет тебя на белом коне в другой сказочный мир, то при такой начальной установке, любой Ваш избранник покажется Вам в большей или меньшей степени козлом. И сам он из себя как и положено живому человеку не только в высшей степени возвышенный и в заоблачные дали на белом коне с крыльями Вас не торопится увезти… Как здесь ни посетовать – любовь зла – не того принца подсунула, а иногда и вообще не принца.
Всё же думаю, что с любовью то все в порядке. И проблема не в том, что любовь зла, а в том что у нас с детства сформированы надуманные ориентиры и ожидания, которые в последствии только мешают правильно организовать нашу жизнь и способствуют разочарованиям.
Любовь сама по себе есть переживание гораздо более глубокого уровня, чем знакомые нам с детства нравственные возвышенные представления. Она по природе своей стоит за пределами хорошего и плохого и имеет мало общего с нравственностью. Нравственные ориентиры – более поверхностны и социально направлены. Поймите правильно, я не агитирую за безнравственность, но думаю что нужно отличать одно от другого.
Бывает любовь с первого взгляда, но часто настоящая влюбленность возникает и во время общения, причем далеко не всегда возвышенного. Думаю секрет не в возвышенно-нравственном общении. При любви есть связанность с тем кого любишь на очень глубоком уровне. Нередко настоящая влюбленность возникает в момент наиболее искреннего общения, когда человек говорит то, что он на самом деле думает, или совершает что-то от всей души. Может быть, когда человек раскрывается подобным образом, это облегчает возникновение той связанности глубокого уровня, которая имеет место в любви. Разумеется, искренность сама по себе только способствующий фактор, и в подавляющем большинстве случаев, даже когда мы предельно искренни, любовь не зарождается.
В предлагаемых нам с детства стереотипах есть ещё один пагубный момент. Они способствуют своего рода подмене. Наверное, Вам доводилось встречаться с тем, что влюбленный человек подразумевает за объектом своего обожания какие-то неземные качества, и подчас это нимало запутывает общение. Вместо того, чтобы представлять себе принца или принцессу из заоблачного царства и предполагать за ними какие-то волшебные качества, было бы куда лучше понять, что тайна, прежде всего, не в человеке, которого любишь. Он, как правило, не более загадочен чем другие люди. Тайна в том чувстве, которое Вы носите в своей душе. А конкретный человек мало того, что не обладает заоблачными качествами, но часто может даже и не подозревать о пришедших Вам и связанных с ним глубоких душевных переживаниях. Если увидеть это, то появляется понимание того, что за свою влюбленность отвечаете, прежде всего, Вы сами, а не тот человек, которого Вы любите. Ведь очень часто это чувство не взаимно и максимум, что может сделать в этом случае Ваш избранник, это отнестись к происходящему с пониманием важности момента. Во многом, от Ваших поступков зависит то, удастся ли Вам жить с любимым, или Вы может быть безвозвратно пропустите свою любовь. Здесь, правда, очень важно, проявляя свою активность не удариться в другую крайность и не начать считать, что Ваше чувство дает Вам какие-то особые права на другого человека и что Ваш избранник теперь чуть ли не должен Вам, потому что Вы его любите; будто близкий человек и все что с ним связано теперь должно подчиняться Вашим инициативам. Героев именно такой направленности нередко воплощает на экране Алексей Баталов.
Любовь является испытанием, прежде всего, для того, кто любит. Конечно, другие люди чувствуют глубокие переживания и общение, само собой, выстраивается с учетом таких чувств, но при этом люди полностью свободны. Они могут и отказаться от общения с любящим их человеком и имеют на это полное право.
К сожалению, мало кто гармонично проявляет себя будучи по настоящему влюбленным. Иногда, и образование есть и опыт, а когда приходят настоящие чувства - поступки настолько неоформлены – диву даешься. А объяснения ..., и говорит то человек взрослыми словами, а в них вложены те же надуманные стереотипы – и объект обожания весь из себя особенный, просто видишь ли другие этого не чувствуют, один он такой прозорливый; хорошо ещё если свои переживания додумаются правильно назвать, что мол любовь это – и то прогресс, а ведь бывает, что и этого не делают.
Казалось бы, что плохого в светлых сказках с прекрасными принцессами и благородными принцами? Наверное, ситуация была бы ровнее, если бы стереотипы восприятия влюбленности со временем подвергались хорошему взрослому переосмыслению. Однако, то ли затронута слишком непростая и тонкая область человеческого общения, то ли современные люди слишком поглощены НТР и её результатами… и представления о любви остаются часто на уровне образов, воспринятых ещё где-то в раннем детстве.