Бог и стратегические бирюльки

Владимир Морж
                (уважаемому Льву Вишне)


Содержание:

Предисловие
1. Начало: Он есть или Его нет
2. Добро и зло
3. Марионетки
4. Несвобода
5. Марионетка не вполне
Среднесловие
6. Марионетка
Послесловие



Предисловие

Ничего нового здесь нет.



1. Начало: Он есть или Его нет

На эту проблему натыкается каждый. И каждый вынужден ее решать.
Итак: есть Бог или Его нет?
Все давно знают:
Ответа не может быть. Он находится за пределами практических доказательств.
Имеется куча ложных и подтасованных «фактов» как со стороны идеалистов, так и со стороны материалистов, и эти «факты» с одинаковым успехом подтверждают или опровергают наличие Бога. При этом очередное научное открытие «опровергает» очередной факт «чуда» или Божественного промысла, на которые опирались до «разоблачения» религиозные люди.
Но самого главного чуда не происходит: веры от таких «разоблачений» не убывает.
Потому что для веры нет и не должно быть доказательств.

Человек и его мировоззрение: как устроен мир?
Наука говорит о его фактическом «самозарождении». Не отрицается наличие иных вселенных с другими физическими законами. Даже в нашей вселенной эти физические законы изменчивы: например, считается, что даже время течет по-разному в различных ее уголках.
Религия говорит о «сознательном» творении вселенной Богом. Священные тексты, отражающие научные взгляды тысячелетней давности, сейчас выглядят наивно, поэтому им придается уже не буквальный смысл. Например: положение - Бог создал сначала свет, а потом солнце (источник света) - трактуется так, что свет Бог создал теоретически, а потом «придумал», как это реализовать на практике. Специально забыто мнение древних мудрецов, полагавших, что солнце - всего лишь отверстие в небесной тверди.
Наука говорит: мир бессмысленен.
Религия говорит: смысл создания вселенной - в существовании людей.
Наука говорит: цель жизни – в ней самой, в бесконечном (пока есть ресурсы) порождении новой и новой жизни.
Религия говорит: цель жизни на земле в том, чтоб в лице человека достичь своего наивысшего духовного развития.
Наука говорит: человек должен найти самостоятельно пути совершенствования и свой собственный смысл существования. Например, космическая экспансия.
Религия говорит: фактически путь развития указан, а человек должен «всего лишь» следовать этому пути.

Мой вывод:
- мне больше нравится, что мир создан Богом, что в его существовании изначально был смысл;
- мне не нравится, что человеку, как наукой, так и религией, отведена роль марионетки;
- я не верю, что мы не марионетки.



2. Добро и зло

Бог есть, и, судя по всему, Он – добро.
Он создал этот мир с его физическими законами, он создал человечество с его социальными законами. Он дал человеку разум, чувства, наделил способностью творить.
А зло всему этому несомненно мешает.
Как же так?
Вот – Бог, добро, любовь, а вот – созданное Им зло, противоречащее Его благим начинаниям.

Придуманы различные могущественные силы, которые противятся добру. Эти силы объявляются изначальными носителями зла.
Все логично: зло уводит человека от указанной Богом дорожки к вечному совершенству и повергает его на вечные муки и уничтожение.

Непонятен только смысл такого Божественного кульбита: создать от добра зло.
Ну, например.
По определению, Бог – над временем и пространством в нашей вселенной. Очевидно, что Ему-то уж точно известно, кто достигнет совершенства, а кто – увы, – совратившись, понесет естественное «наказание». И при чем здесь прижизненные испытания, требования соблюдения «навсегда» установленных моральных устоев и пр? И даже посмертный аусвайс-контроль нелеп.
Но.
Придуманы убедительные теории о «вразе рода человеческого» и его природе, о том, почему Бог «не видит» будущего, а если и видит, то не вмешивается (например, он видит будущее вариационно). Одновременно полагают, что «попустительство» Бога в вопросах совращения людей с пути истинного, - это вовсе не зло от Бога, мол, люди сами виноваты в своих собственных грехах. И т.д.

Экстраполируя рассуждения о силах зла на наши, человеческие отношения, нельзя не удивляться их нелогичности.
Убийство врага на войне – вовсе не зло; для обеих сторон. Потеря бойца-защитника – несомненное зло; для обеих сторон.
Такое инверсное отношение ко злу человек самым естественным образом распространил на Бога: Он-де всегда на нашей стороне, а все зло исходит исключительно со стороны линии фронта и от засланных диверсантов.
За линией фронта считают себя сатанисты. Они думают, что вот на их-то стороне и есть сермяжная правда.

Мой вывод:
- Бог творит только добро. Очевидно, это можно называть любовью;
- зло относительно. Мы принимаем за зло то, что противоречит нашим представлениям о добре;
- не существует «злых сил». Черт у нас в голове, чтоб «оправдать» деяния Бога.



3. Марионетки

Ряд религий считает нижеследующее положение естественным: мы все всего лишь исполняем предначертанную свыше волю.
Положения других религий содержат утверждение, что у человека, безусловно, есть свобода выбора. Т.е. каждое мгновение человек стоит на распутье. Указатель четко показывает правильное направление. Очень плохо, когда ноги все-таки поворачивают не туда.
Но.
При этом говорят не о свободе вообще, а о только свободе выбора. Другими словами, пойти по целине человек не сможет! Хорошенькая свобода! Добродетельный Бог Сам указал путь к аду!?

Итак, человек – марионетка в руках Бога.
Мерзко и противно.
Фи.

Однако 1,
- мы стараемся не прыгать с девятого этажа;
- мы стараемся не лезть в огонь;
- мы стараемся вовремя вынырнуть из воды и т.д.
Мы просто вынуждены ставить перед собой ограничения, которые бы повредили нашему любимому телу и такой желанной жизни. В этом смысле мы – марионетки физических законов и законов биологического сохранения собственного существования.
Однако 2,
- мы стараемся не убивать направо и налево: это противоречит человеческому естеству;
- мы воспитываем, выкармливаем своих детей, почитаем родителей и т.д.
Мы просто вынуждены это делать, поскольку иначе род человеческий прекратит свое биологическое существование. Мы – марионетки законов сохранения биологического вида.
Однако 3,
- мы строим дома, платим за коммунальные услуги и взятки;
- мы учимся;
- мы с удовольствием участвуем в политических играх;
- мы с оружием в руках защищаем Родину и т.д.;
Что нас заставляет это делать? Откуда у нас внутренние моральные ограничители, осознание общественного долга? Получается, что мы -  марионетки действующих социальных законов, мы - рабы своего социума.

И нас это вовсе не смущает!!!

Мой вывод:
- сетовать на отсутствие свободы глупо: у нас нет свободы, не было и никогда не будет;
- ежели так, то лучше быть марионеткой в руцех Божьих, а не чиновника от власти.



4. Несвобода

И тем не менее.
Ежели Богу нужны были марионетки, то верхом нелогичности с Его стороны было бы наделять биологические механизмы разумом – пусковым крючком свободы. Эти механизмы явно будут работать ненадежно.
Такое «попустительство» Бога можно объяснить, например,
- опытом: насколько и за какой промежуток времени разумные биомашины смогут превратить порядок в хаос, полагая, что это именно они все приводят в порядок;
- разум нужен для того, чтоб система под названием Земля (или – более скромно - Человечество) стала самовосстанавливающейся в случае каких-то сбоев и поломок;
- да Бог давно плюнул на сотворенные им машины, поэтому вся система уверенно катится под откос и т.д.

Мой вывод:
- мне не нравится быть марионеткой;
- одновременно я знаю, что таковой являюсь;
- остается надеяться, что я - марионетка не вполне.



5. Марионетка не вполне

На меня можно воздействовать способами:
- физическими законами вселенной – здесь ничего не попишешь. Даже если мы и придумаем способы увильнуть от этих физических законов, то только ценой создания для человека особого микромира, в котором бы сохранялись привычные организму физические законы. Другой способ – переделать организм под чуждые ему физические законы («человек-амфибия»), но это уже будет не человек. Другими словами, из этого круга не вырваться, здесь явно Богом не предполагалась свобода;
- законы сохранения вида, сиречь социальные законы – о! Вот здесь что-то есть.

Человек – животное стадное. Он ухитряется сбиваться в стада по самым разным причинам: религиозным, потусоваться, воплотить в жизнь политическую идею, подраться с козлами с соседней улицы и т.д. Это, разумеется, разные виды стад.
Самое значительное по величине стадо устанавливает в подвластных структурах законы, которые в подавляющем большинстве случаев исполняются. Если эти законы становятся невыгодными большинству – социум разваливается, а на его осколках строится новый, с новыми законами. Но эти новые законы не есть что-то совершенно новое. Построить новый мир на обломках не получится, если не использовать эти самые обломки.
Но дело даже не в этом.

Мысли о роли личности в обществе перекочевали в практическую область. Завернуть личность в красивенький фантик или, наоборот, помазать ее какашкой, – раз плюнуть, если известны общие правила создания положительного или отрицательного имиджа, но которые могут срабатывать только с учетом законов конкретного социума. При этом сама по себе личность может быть весьма умным человеком или абсолютным дураком.

Другими словами, что-то конкретное исполняют личности, но в целом это делается именно стадом. Роли личностей могут быть различными, но сама эта роль продиктована стадом. Все, что творю я, нужно, прежде всего, стаду. Личное, как результат перераспределения по закону стада, - вынужденная уступка стада в угоду стабильности. На самом деле стадо стремится присвоить себе все. Идеальное стадо – коммунизм.

Но и управлять стадом, если это понадобится, можно через личности.

…Ага! «Управлять стадом»! «УПРАВЛЯТЬ СТАДОМ»!
А может…

Мой вывод:
- Бог создал не человека, а человечество;
- Бог воздействует на социумы, в том числе и через конкретных людей;
- это социум марионетка, а не человек.



Среднесловие

Вообще-то чем больше элементов в системе, задача управления ею становится все сложнее. Мало того, управлять каждой шестеренкой сложного агрегата – безумная расточительность. Лучше создать иерархическую систему, в которой непосредственно управляется только верхнее звено, воздействующее на более низкие уровни самостоятельно. Эта система сложнее в устройстве, но энергии на управление будет затрачено гораздо меньше. Более того, она будет надежнее. Это как в остановившихся ходиках: стоит дернуть гирьку и качнуть маятник, и часы пойдут.



6. Марионетка

Итак, система выстраивается.

Создав человечество, Бог управляет именно им. Через социальные группы. В тех случаях, когда для его управления требуется воздействие со стороны конкретного человека, марионеткой становится этот человек. Этот человек в другое время волен делать все, что не противоречит «указаниям» Бога по отношению к социуму. Вам не нравится такая свобода?

Способов воздействия на социумы не меряно. Причем, Бог остается как бы за кадром, Он только тыкает пальцем в маятник: Ему незачем демонстрировать свое могущество, доказывать, что Он существует, создавать религии, которые бы Его чтили…

Стоп.
Очевидно, что все разнообразие социальных групп – это вовсе не блажь Бога. Очевидно, что эти социальные группы несут свой крест. Куда несут? Да Бог его знает! План нам пока не раскрыт.
Но получается, что все религии одинаково необходимы. Они рождаются, играют свою роль в обществе и благополучно умирают или вырождаются или перерождаются.
Пример:
Авраамические религии своим предком несомненно имеют одну, общую религию. Которая выродилась в христианство, мусульманство, иудаизм…
Пример:
Христианство продолжает успешно дробиться, и это будет продолжаться до тех пор, пока не превратится во что-то иное, более востребованное социальными группами в соответствии с Планом.

Отбросить религии мы не сможем: руки коротки. Поэтому надо их принимать так же, как политические партии: то одна вырвется вперед, то другая, то вообще распустится, то сольется с иной. Только действие религий более растянуто во времени, они слишком инерционны в силу своей национальной основы.

Способов воздействия на социумы не меряно. Вот откуда создается впечатление, что Бог творит и зло.
Относительность зла – абсолютность добра.

Способов воздействия на социумы не меряно. Только Бог пока сможет учитывать возможные варианты развития событий и продвигать человечество в нужном Ему направлении. Подозреваю, что это – увлекательнейшая стратегическая Игра.
Марионетка Которой – Бог.



Послесловие

Когда через 100 лет человечество выбросит на свалку компьютеры, научившись управлять средствами производства неведомым нам способом с колоссальными возможностями обработки информации, будут придуманы и неведомые нам способы развлечений. Возможно, будет запущена в сеть и принципиально новая игра «Создатель», учитывающая целый один процент возможных воздействий на игрового персонажа с целью прогнозирования поведения некоей выдуманной социальной группы.

июль 2003