Игрушечный ежик

Горбачевская Елена
В одном городе жила-была маленькая девочка, которую звали Полинка. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка, и все ее очень любили. А еще у нее была тетушка, которая жила далеко-далеко, за синим морем, и поэтому приезжала в гости очень редко. Но тетушка Полинку тоже очень любила и поэтому каждый раз привозила ей подарки.
А однажды она привезла ей игрушечного ежика.
Ежик был очень забавный: с мягкими колючками, пухлым животиком и вышитыми разноцветными нитками глазками и ротиком. А еще вовнутрь ежика можно было продеть руку. Там были специальные дырочки для пальцев, один из которых должен был попасть в голову ежика, а второй и третий – в лапки. И тогда ежиком можно было управлять. Он становился почти совсем как живой: строил рожицы, размахивал лапками. Лучше всех ежиком умела управлять сама тетушка – у нее он даже умел посылать воздушный поцелуй.
А вот у Полинки пока так не получалось: у нее были еще очень маленькие ручки с коротенькими пальчиками. Поэтому она играла с ежиком просто так, а когда ей хотелось, чтобы он начал баловаться с ней по-настоящему, она просила маму поиграть с ней.
Но ведь мама почти всегда занята!
У нее – работа, а еще она пишет диссертацию, и тогда ей вообще нельзя мешать, а надо ходить по дому тихонечко и не шуметь. А еще маме надо приготовить еду, постирать и переделать кучу других дел, потому что папа приходит с работы вообще очень поздно, когда Полина уже спит. Вот и получается, что родителям вовсе некогда играть с ней и ее ежиком.
И тогда Полинка принималась мечтать о том, что как бы было хорошо, если бы встретить где-нибудь знакомую добрую волшебницу и попросить ее оживить ежика на самом деле. Или же, к примеру, в саду она слышала, что кто-то прочел в книжке про волшебный порошок, которым если посыплешь что-то, то оно сразу же оживает. Вот бы ей хоть щепоточку такого порошка, хоть малюсенькую – ежик-то небольшой!
То есть она вовсе не хотела, чтобы он превратился в обычного настоящего лесного ежа – лесной еж должен жить в лесу, и в таком случае им пришлось бы своего ежика тоже отнести в лес. Нет, она хотела, чтобы он был такой, какой есть, с вышитыми разноцветными нитками глазками, и в тоже время – живой!
Но она была уже большая девочка, осенью ей должно было исполниться пять, и она понимала, что такое бывает только в сказках. Тогда Полинка тяжело вздыхала и принималась мечтать о том, чтобы скорее вырасти. Чтобы у нее тоже были бы руки с такими красивыми длинными пальцами, как у мамы. Тогда бы она каждый день играла с ежиком и научилась бы с ним управляться даже лучше тетушки. Она бы придумывала все время новые и новые игры и забавы, с утра до вечера, каждый день…
А пока… А пока она старалась везде брать ежика с собой. Только в сад не носила: там девчонки такие вредные, они обязательно отобрали бы ежика и нарочно выпачкали бы его в грязи.

И вот однажды весной Полина с мамой отправились к бабушке. Конечно же, девочка взяла с собой и любимую игрушку.
Но в этот день все как-то не заладилось.
Когда они только собирались выходить из дому, на небе ярко светило солнышко и было довольно тепло. И вообще, в последнее время погода была очень хорошая – того и гляди, листики начнут распускаться.
Но, не успели они дойти до остановки, как на небе откуда ни возьмись появились тучи и сбились в плотный клубок, закрыв солнышко. Поднялся ветер и стал швырять прямо в лицо прохожим прошлогодние листья пополам с пылью. Тут же стало холодно, а через некоторое время и вовсе дождь пошел. Как назло, оказалось, что мама забыла зонтик, трамвай все никак не приезжал, и к бабушке они приехали вымокшими до нитки.
Мама с бабушкой очень волновались, что Полина из-за этого простудится и заболеет, и поэтому у нее отобрали ежа, а ее саму тут же посадили в горячую ванну, а потом еще поили чаем с медом. Когда ее уложили в постель, Полинка спросила:
- А где мой ежик?
- Я положила его на батарею, а то он был весь мокрый, - ответила бабушка.
- Бабуль, он, наверное, уже высох, дай его мне, пожалуйста! – попросила девочка.
- Ну что ты такая неугомонная! – всплеснула руками бабушка. – Спи давай, завтра получишь своего ежа.
- Ну, бабушка, ну, миленькая, ну, пожалуйста! Я ведь всегда только с ним засыпаю!
- Ой, горе ты мое! – проворчала бабушка, но игрушку все же принесла. – Спокойной ночи!
- Спокойной ночи, бабулечка! – ответила Полинка, прижимая к себе еще не совсем высохшего ежика.
Бабушка выключила свет и ушла, а Полинка совсем уж было собралась засыпать, как вдруг услышала недовольное кряхтенье, а потом чей-то голосок глуховато произнес:
- Ты не могла бы сжимать меня не так сильно?
- Кто тут? – испугалась Полинка.
- Да я это, я! Ты меня в руках держишь!
- Ежик?!
- Он самый! – ежикин рот улыбнулся, а вышитый глаз задорно подмигнул девочке.
- Так ты – живой?! – Полина никак не могла поверить в то, что сбылась ее самая заветная мечта.
- Ожил вот, - пожал плечами тот.
- А как тебе это удалось?
- Повезло просто, - улыбнулся ежик. – Мы все вместе сегодня попали под зеленый дождь.
- Зеленый? – удивилась девочка. – По-моему, он был самый обыкновенный, мокрый.
- Ну, это просто так говорят, что он зеленый, - кивнул еж. – А на самом деле он, действительно, совсем как обычный, только после него все оживает. Вот вы, люди, думаете, например, что все деревья к зиме сбрасывают листья и засыпают, а это – совсем не так!
- А как? – удивилась Полинка.
Она была прилежной девочкой и старалась запоминать все, что им рассказывали в саду, и даже все буквы уже знала. И поэтому то, что говорил ежик, здорово ее поразило.
- Деревья и трава почти что умирают, - продолжал тот. - То есть они не то, чтобы совсем уж мертвые, но сами по себе ожить не могут. Их оживляет специальный дождь, который поэтому и называется зеленым. Он только весной и бывает, когда несколько раз, а когда – всего один.
- И что, он оживляет все подряд? – удивилась Полина, тут же представив гуляющие скамейки, качели, обсуждающие погоду с горкой…
- Нет, - ежик замотал головой. – Что ты! Только то, что может ожить. Вот, например, я: ты ведь все время хотела, чтобы я стал живой?
- Да, - кивнула Полина.
- Вот поэтому я и смог ожить во время зеленого дождя!
- Послушай, ежик, я а от этого дождя не заболею? – вдруг забеспокоилась девочка.
- Что ты! Детишкам он особенно полезен, они от него только расти быстрее начинают!
- Жалко, - неожиданно для ежа  произнесла Полина. – А я так надеялась, что можно будет не ходить в сад!

С этого дня Полина почти не расставалась с ежиком. Даже мама с бабушкой никак не могли понять, в чем же дело – им ежик казался самым обычным, игрушечным. Поначалу девочка все пыталась доказать маме, что ежик ожил, что он сам по себе машет лапками и улыбается, но мама только гладила Полину по голове, называла выдумщицей и снова принималась за свою диссертацию.
А ежик тем временем вместе с Полиной выучился читать, и, когда девочка ложилась спать, он просил, чтобы она посадила его на книжную полку. Ведь игрушкам, даже ожившим, сон вовсе не нужен, а вышитые глазки одинаково остро видели и днем, и ночью. Вот он и читал разные книжки, пока его подруга Полина спала крепким сном.
Время шло.
Полина подросла и пошла в школу, и ежик вместе с ней осваивал арифметику и английский язык. Писать, правда, у него не получалось – уж слишком мягкими были его игрушечные лапки. А вот читал он зато с удовольствием и всякие примеры решал прямо в уме.
А еще он всегда внимательно слушал Полинкины рассказы о ее жизни, о соседских девочках и одноклассниках и всегда давал ей добрые советы.
Только вот Полина становилась все старше и старше, и все больше у нее появлялось разных дел и новых друзей. А когда она закончила школу и поступила в институт, то ей стало почти совсем некогда обсуждать свои дела с ежиком. Нет, она вовсе о нем не забыла, любила по-прежнему, только у нее было совсем мало времени. Все чаще случалось так, что Полина, проснувшись, желала ему доброго утра, а поздним вечером – спокойной ночи, и все. Лекции, лабораторные, экзамены…
Вот и сидел ежик один на полке, коротая дни за институтскими учебниками. За это время он прочел так много книг, что уже сам, наверное, смог бы защитить диссертацию, как Полинкина мама. Только кто же даст ученую степень ежику, да еще и игрушечному? Только смеяться будут и не примут не то, что в аспирантуру, даже в обычную школу…
Но ежик не расстраивался.
Пройдет совсем немного времени, несколько лет, и Полина закончит институт и выйдет замуж. А потом у нее родится мальчик или девочка, и ежику снова будет с кем играть, кого выслушивать и кому давать добрые советы.
Ничего, он подождет.
Ведь игрушечные ежики живут очень-очень долго, гораздо дольше, чем настоящие лесные ежи.
Особенно если их кто-то любит.




Май-июнь 2003,

Стокгольм