Набросок

Nicholas
Человек – существо удивительное и многоплановое. Сколь бы долго ни занимались исследователи человека его «антропологией», все равно, как нам кажется, выявить и исследовать все абсолютно грани человеческого бытия представляется задачей непосильной. Тем более создать стройную «систему о человеке». Философия, психология, история, социология и множество иных наук бьются над этим. Итог – тонут в бесчисленном множестве точек зрения, видят человека отрывочно, фрагментированно. Мы также не ставим перед собой задачи построения некоей универсальной «науки наук», где о человеке было бы сказано всё. Мы просто хотим эскизно обрисовать некоторые краеугольные грани существования человеческого.
Человек как существо состоит из нескольких, что ли, уровней. Внизу – его естественные потребности в питании и размножении, удовлетворении «животной похоти». Это – наше «био», роднящее нас с братьями нашими меньшими. Естественные потребности удовлетворяются в одиночку, но путь к их удовлетворению проще находить сообща с себе подобными . Отсюда – человеческое Общество и общества, союзы, партии … Государство – той же природы. Это – наше «социо». Оно тоже схоже с теми формами организации, что существуют в животном мире. Но оно – более высокого уровня. Наконец, наверху нашего бытия – истинно человеческое. Красота, гармония, добро, любовь – эти понятия не ведомы животному царству, они суть – признак Человеческого в нас. Человеческого, но и не только.
Человека отличает стремление к истине. Стремление видеть мир так, а не иначе. Уверенность в своей правоте. Это – так сказать, субъективная сторона истины. Объективная ее сторона – в том, что мир есть таков, каков он есть, «равен самому себе» вне зависимости от нашего отношения к нему. Он развивается по универсальным законам. Масса отдельных законов есть выражение высшего и единственного Закона, который по сути своей есть Бог. Вне зависимости от его интерпретаций религиозными конфессиями, – тот Бог, который единый и наивысший, и коего вероисповедания лишь хотят обозначить, понять.
Таким образом, истина на первый взгляд как бы двойственна. С одной стороны, она – спонтанное человеческое стремление выразить персональное миропонимание, с другой стороны, – она не зависит от нашего понимания и есть проявление Закона, т.е. Бога. Есть ли тут логика и не являются ли эти две ипостаси истины взаимоисключающими?
Вне сомнения, логика есть, причем – неопровержимая. Каждый из нас – личность, каждый стремится постигнуть истину своим путем. Это – реализация того высшего Человеческого, что заложено в нас Богом. Разность наших путей к истине не отрицает того, что и мы в конце концов подчинены Закону. Разность эта лишь подтверждает лишний раз, что «неисповедимы пути Господни». В том числе – и в ведении по миру Человека, в том числе – и в познании им истины. Ибо от природы нам дана возможность выбора, нам дана возможность пойти тем, а не иным путем, возможность понять мир своим особым способом. Это – то бремя свободы, которое дано нам свыше. Свобода порою ассоциируется с легкостью, но на самом деле она – труднейший из даров человеческих. Его очень не легко реализовать в соответствии с высоким человеческим предназначением, за него человек несет ответственность – и пред Богом («не растратил ли таланты»), и перед миром (употребил ли дар свой во благо).
Путь в познании истины у человека свой, особенный. Каждый из нас не похож ни на кого из остальных, и путь поэтому – собственный. Истина же в итоге одна, и она – Бог – всеобщий Закон, высшее благо. Познавая истину, мы делаем в высшей степени богоугодное дело. Открывая ее свет другим, мы совершаем акт жертвования своим знанием, дарования частички своего опыта и своих достижений – другим людям. По сути, совершаем акт любви, ибо любовь и есть по большому счету самоотдача, самопожертвование. И делаем это не по принуждению, а добровольно, даруя частицу Божественного в себе – своей свободы – миру. И, в конце концов, делаем мир чуточку лучше. Проливая в его несовершенство свет Божественной истины.

12 июня 2003 г.