Шарики

Николай Заусаев
ШАРИКИ

На день рождения хозяйке дома подарили два воздушных шарика. Видимо, их покупали в одном и том же месте, поскольку в размерах один совершенно не уступал другому. Чувствовался один почерк натренированной руки, открывающей вентиль и перекрывающей газ в самой нужной точке. Оба шарика были круглые, с милыми нарисованными рожицами на боку и золотистыми ленточками, отвечающими за жизнь внутри легкой оболочки. И если бы не различие в цвете, то подарки выглядели бы близнецами. Хозяйке понравились оба: и ярко-красный, словно заставляющий приободриться, встрепенуться и улыбнуться этому миру, и насыщенный темно-синий, притягивающий к себе взгляд, наводящий добрую грусть и в то же время непонятное очарование.
Веселье началось. Шарики вальяжно колыхались под потолком от потока воздуха из раскрытого окна и с интересом наблюдали за застольем. Им было очень приятно вызывать улыбку у какого-нибудь гостя, случайно останавливающего на них взор.
-Может быть полетим дальше?-неожиданно шепнул красный шар синему.-Кажется, ветер усиливается, а мы возле окна. Если постараться, можно улизнуть.
-Зачем?-удивленно прошептал в ответ синий.-Мы должны быть здесь. Нас подарили, и стоит ли омрачать хозяйке этого дома праздник?
-Не знаю, как тебе, а мне уже становится скучно,-колыхнулся красный.-Хочется посмотреть еще что-нибудь, пока я не сдулся. Наша жизнь так коротка и стоит ли ее проводить в одних стенах? Довольно неинтересно провисеть до самой старости под этим потолком, а потом рухнуть на пол и оказаться в помойном ведре.
-И что здесь такого? Мы красивы, нами любуются,-недовольно качнулся синий.-Что дурного в том, чтобы прожить жизнь, даря улыбки другим? По-моему, лучшего предназначения и не придумать: быть кому-то полезным и нести радость окружающим.
-Это ты сейчас так говоришь, пока молодой,-зашуршал красный.-Уже завтра почувствуешь легкое недомогание, а послезавтра придет старость. И вряд ли кто улыбнется при виде твоего морщинистого усохшего тела, с каждой секундой приближающегося к своему реальному концу в виде цветной жалкой тряпочки. Скажи спасибо, если тебя не выбросят, пока ты еще как-то дышишь. А то можно оказаться на свалке еще и в сознательном состоянии. Неприятно. И что тебе будет при этом вспомнить? Баллон, вдохнувший в тебя жизнь, ленточку-акушерку, двор, этот потолок с комнатой, да этих людей, которые мгновенно позабудут о твоем существовании? Не надейся, благодарности за это прозябание, которое ты называешь радостью для других, никто не выскажет. Нет, как хочешь, а такой конец не по мне.
-А что ты предлагаешь?-удивился синий.-Вылететь в окно, а дальше? Ты будешь подниматься все выше и выше, пока не лопнешь. Вот уж веселая перспектива умереть раньше отпущенного срока.
-Зато я погибну в расцвете лет и  меня даже будут оплакивать,-возразил красный.-Стоит только мне вылететь в окно, хозяйка обязательно расстроится. А вот тебя навряд ли кто-нибудь пожалеет, хотя и будешь тут раздаривать радость вместе со своим воздухом. Да и потом, не в этом дело. Неужели тебе не хочется посмотреть на землю с высоты? Мир не ограничивается четырьмя стенами. Все гораздо прекраснее и полнее. Как же это романтично и захватывающе, увидеть, может быть, то, что кто-нибудь из этих людей и не увидит никогда. Прожить за минуты жизнь, большую, чем они. И погибнуть в момент, когда ты уже не сможешь больше вобрать в себя окружающие красоты: землю, реки, облака. Умереть в синем небе, в своей стихии.
-Пустая эгоистичная смерть,-возразил синий.-Лопнуть от переполняющей тебя увиденной красоты, лишив радости других. Умереть за себя.
-Да я тебе обещаю, что ты порадуешь в этом полете гораздо большее количество людей,-подвинулся поближе к окну красный.-Едва мы сбежим на улицу, как на нас снизу будут показывать пальцами, кричать и махать вслед. Людей здесь мы уже потешили. Не стоит их разочаровывать, показывая, что все смертно. Даже красота и улыбка. Давай не будем уподобляться цветам, которые скоро начнут напоминать хозяйке о приближающейся старости. Пора порадовать других и себя.
-Нет,-отодвинулся подальше от окна синий.-Ты лети, а я останусь здесь. У нас с тобой разные цвета, а потому, наверное, и разные взгляды на жизнь.
-Ну, тогда прощай!-тихо прошептал на прощание красный, нашел струю воздуха и вылетел из комнаты прочь.
-Ой, шарик!-растроенно вскрикнула хозяйка.-Закройте скорее окно, чтобы второй не улетел.
-Смотрите шарик!-радостно закричали внизу дети.-Какой большой! Как здорово!
Потом окно закрыли. Крики смолкли, а обиженный ветерок полетел шалить в других квартирах. На синий шарик больше уже не обращали внимания. Все гости утешали хозяйку.
-Жалко!-всхлипывала она.-Такой красивый был. Красный.
-Ну, подумаешь, у тебя же остался еще один,-говорили гости.
-Синий хуже. Да-да точно хуже. Тот был какой-то праздничный, а этот... Только напоминает о красном. Почему же мне так не везет?-не обращала внимания на успокаивания хозяйка.
-Вот, подарили на свою голову,-шепнул один гость другому.-Только расстройство одно. Унеси оставшийся шар с глаз подальше в другую комнату...

Для наблюдателей с земли красный беглец вскоре превратился в маленькую точку, а потом исчез. Хотя дети еще какое-то время не расходились, а улыбаясь смотрели в небо, словно надеясь на какое-то чудо.
Красный шарик поднимался все выше. От увиденной красоты, свежего ветра, влажных пушистых облаков у него захватило дух и...

Синий шарик занесли в спальню. Этой ночью хозяйка ушла веселиться вместе с гостями, да так и не вернулась.
На другой день она появилась под вечер. Небрежно скользнула взглядом по уже начинающему сдуваться подарку, вздохнула, перенесла его в гостиную к чьим-то уже пожухлым в вазе розам и вышла, плотно закрыв за собой дверь.
Под утро синему шарику стало плохо. А к моменту пробуждения хозяйки он уже упал на пол, потеряв сознание.
Днем синий старик еще чувствовал, как женские руки подняли его, смешали вместе с увядшими цветами и понесли к мусорному ведру. Хотя обещанной красным другом свалки к счастью он не увидел. Шип на стебле розы впился ему в бок, а потому все случилось очень быстро...