Кощей Бессмертный Кузьмин С. В

Златое Крыльцо
Сказ о том, как люди хотели богов обмануть, и что из этого вышло.


Когда-то, давным-давно, что уже никто и не помнит, был на земле край, полный богатых цветущих садов. И жил в тех садах счастливый народ по имени Маны. Боги, которые жили на небе и лишь изредка спускались на землю, щедро одарили милостями манов. Они позаботились о том, чтобы всего было вдосталь и людям не нужно было работать. В садах росли дивные деревья с прекрасными плодами, журчали ручьи с хрустальной водой. Поля их были всегда плодородны, а стада многочисленны.

Сами Маны были красивыми стройными великанами с черными волосами и голубыми глазами; и женщины их были прекрасны. И жили Маны по тысяче лет и больше. А правил теми людьми грозный, но мудрый царь Индра.

За долгие годы праздной жизни Маны обленились, стали забывать заветы, данные богами, и начали вести себя неподобающим образом, впадая в тяжкие грехи. Боги долго смотрели на поведение манов, надеясь, что они одумаются и встанут на путь прави. Боги были терпеливы, но вот пришел день, когда их терпение кончилось, и они решили сурово наказать людей. Были открыты все хляби небесные, и на землю хлынул такой дождь, что скоро затопил все вокруг. Маны не испугались потопа; они быстро сделали большой плот, все разместились на нем, и поток понес их в неведомую страну, в край полуночный, северный, где почти никогда не бывает солнца.

И когда плот проплыл меж двух высоких скал, вода начала спадать. Маны оказались в глухом месте, окруженном со всех сторон высокими горами и темным лесом. Вдруг на самой высокой горе ярко вспыхнул огонь, в его сиянии появился сам бог Сварог и сказал громовым голосом:

– Там, где вы раньше были, вам жилось слишком беззаботно и легко, и от безделья вы забыли наши заветы. Теперь вам придется трудиться в поте лица своего, чтобы добыть себе пропитание и не умереть от голода и холода; в муках вы будете продолжать свой род.

– Если вас это исправит, и вы вернетесь на путь истинный, то мы вернем вас обратно в райские сады. Но если вы и здесь не образумитесь и будете вести прежнюю жизнь греха, то будет совсем худо. Мы переселим вас еще дальше на полночь, где солнца нет совсем, где царят вечная тьма и холод, и откуда нет возврата.

Одумались сначала люди-маны, вспомнили заветы богов и начали вести праведную жизнь. В дремучих непроходимых лесах они добывали зверя; из шкур делали себе одежды, мясо давало им жизнь. Они сами научились добывать огонь, жир поддерживал свет в их жилищах; стали строить себе теплые дома из стволов деревьев.

Боги решили проверить искренность намерений людей, и богиня Лада послала к людям змея. Приполз змей Ладон к жене Индры и говорит:

– Вот, боги наказали вас за гордость и велели повиноваться их законам. Но без гордости вы подобны животным, а ведь вы творения богов. Не слушай их: бери и ешь, что нравится; делай все, что хочешь.

Едва не поддалась на уговоры Майя, чуть не соблазнилась посулам и словам льстивым. Но все-таки не послушала Майя Ладона, взяла палку и прогнала змея. Приполз тогда Ладон к Индре и говорит:

– Великий царь! В глубине темного леса живет народ антов. Земля там подобна раю, золото лежит под ногами, а драгоценными камнями посыпаны дорожки. Их женщины светловолосы и очень красивы. Иди на них войной! Ведь сейчас манам темно и скверно жить. Захвати эту землю, и равного тебе не будет в этом краю; ты будешь владыкой и повелителем всех людей.

Индра долго не соглашался идти против воли богов, но змей Ладон все-таки уговаривал его:

– Неизвестно, когда боги сменят гнев на милость и захотят вернуть вас обратно на землю обетованную. Ты победишь чужой народ, и без помощи богов будешь жить лучше, чем в раю, – шептал змей царю.

Поддался Индра на уговоры и пошел войной на антов. Тридцать лет и три года длилась война. За это время у него родился сын, и назвали его Кощеем в честь бабушки Кош.

Совсем уж было победил Индра народ светлых антов, но тут вмешались боги. Рассердились они, подняли страшный смерч, и Сварог перенес народ Ману за горы в такой край, где всегда темно. А на горах поставил злых великанов, которые превращали в камень любого, кто осмеливался перебраться через горы. А тех смельчаков манов, которые пытались пробраться через пещеры, ловила злая хозяйка горы Алтын и приковывала золотыми цепями к скалам и заставляла их тесать камень и делать для нее украшения из него.

Никто не мог выбраться из того края, куда занесли боги манов. Запечалились люди: трудно жилось им в холодных землянках, которые они рыли руками в мерзлой земле, и питались они только одним мхом. Правда, боги не дали им совсем погибнуть: раз в год к берегу приплывала огромная чудо-юдо рыба кит. Ману отрезали от нее мяса, и она уплывала назад, чтобы через год вернуться обратно.

И вот пришел к отцу Кощей и говорит:

– Отпусти меня, отец, я добуду огонь у богов.

Испугался Индра, что боги еще сильнее накажут народ, не хочет пускать его, а Майя заплакала, так ей стало жалко сына.

Но Кощей сохранил в душе каплю той гордости, что была дана манам самими богами. Не стал он слушаться отца-матери, отправился в путь добывать небесный огонь для своего народа.

Долго он шел по голой земле, черные волосы сливались с вечной ночью, крался меж камней, прячась от великанов. Вот добрался он до вершины горы, а что делать дальше, не знает. Укрылся он за валуном, думает, как в Сваргу попасть. Тут зашумели крылья, и на гору опустилась огромная птица Магур, которая принесла в когтях еду для великанов. Пока великаны ели, Кощей осторожно пробрался и спрятался в перьях на груди птицы Магур.

Вот великаны поели, и Магур взлетела в небо. Кощей крепко держался за толстое перо, смотрел вниз и запоминал дорогу.

Долго ли, коротко ли летела Магур и вот к концу небесного дня она прилетела в Сваргу. Спрятался Кощей в густой траве и видит вдруг, как сам Сварог Громовержец достал из горна небесный огонь и зажег маленькую свечку, а горн загасил. Поставил бог свечечку в хрустальное яйцо, яйцо проглотила уточка, а уточку Сварог спрятал в ларец. Поставил бог ларец на наковальню, вышел, закрыл Сваргу на замок, а ключ повесил себе на шею.

Стал думать Кощей, как пробраться в кузню. Тогда превратился он в маленькую змейку и проскользнул в Сваргу в узкую щелочку между полом и дверью. Открыл он ларец, а там уточка сидит. Зашипел Кощей по-змеиному, напугалась уточка и скинула яйцо. Схватил Кощей его, вылез через кузнечную трубу и стал думать, как ему обратно добраться. И так ему захотелось быстрее донести людям огонь, что не стал он ждать, пока Магур-птица снова полетит кормить великанов.

Рядом со Сваргой стояла золотая колесница, запряженная тройкой белых коней. Запрыгнул в нее Кощей, хлестнул коней. Проснулись кони, вскинули головы, взвились в небо. Сразу посветлело все вокруг. Поднялась тогда в Сварге тревога, стали выбегать из домов боги.

Понеслась колесница по небу. Засверкало, заискрилось все вокруг, словно новый день наступил. Миновал Кощей острые рога небесной коровы и страшное жало огромного скорпиона, охраняющих Сваргу, и вырвался на простор. Словно птицы, не разбирая дороги, мчались солнечные кони. Вот уже видны вдалеке знакомые горы, за которыми в темноте живет народ Ману. Обрадовался Кощей, но тут Сварог Громовержец натянул свой огромный лук и пустил стрелу-молнию. Ударила стрела в колесницу и расколола ее. Оборвались постромки и огненные обломки упали на землю.

Упал Кощей в море, почернела сразу вода от его волос, и назвали потом это море Черным. Но всплыл наверх Кощей, держит крепко в руке яйцо хрустальное, и побежал по воде. И так быстро он бежал, что вода даже не прогибалась под ним.

Увидели боги такое дело, послали за ним погоню. Богиня Лада послала за ним змея крылатого Ладона, Сварог послал птицу Магур, бог Перун обул крылатые сандалии и сам полетел вдогонку, а Девана обернулась в оленя и побежала по земле.

Оглянулся Кощей назад, понял, что не успевает  он перебраться через горы. Догоняет его Ладон; уже виден меч-кладенец в руке Перуна; скачет на белом коне бог Гюргий со своим страшным копьем; бежит, сотрясая землю, сам бог Туле с огромным молотом на поясе.

Догнал крылатый змей Ладон Кощея и говорит:

– Отдай яйцо, Кощей, не разбивай! Разве ты не знаешь, что, когда ты расколешь яйцо, рухнет весь мир?

Вскинул руку Кощей, собирается разбить яйцо хрустальное. Стал упрашивать его Ладон:

– Постой! Я открою тебе вторую тайну – как только ты погасишь свечечку, что находится внутри, так сразу умрешь. Твоя смерть хранится в яйце на кончике пламени!

Засмеялся Кощей, светлой радостью вспыхнуло его сердце. Хочет он отдать свою жизнь за мать ненаглядную, за отца любимого, за народ родной.

Окружили его уже со всех сторон боги, вот-вот схватят, отберут небесный огонь, заломят назад руки смуглые.

Раздавил тогда он яйцо, взял в руку свечечку, глянул на огонек, в котором теплилась его жизнь. Размахнулся Кощей широко и забросил свечечку через горы высокие в край темный, где ждали его Маны.

Прочертила яркая искорка небо, упала в полуночном крае, осветила все вокруг, вернула к жизни людей-манов.

Бросился тогда Ладон на Кощея; стали они кататься по земле, бороться. То один верх берет, то другой. Изловчился тут Кощей, сдавил руками змея, собирается убить его. Взмолился Ладон, просит пощады:

– Постой, Кощей! Открою я тебе третью тайну – ты сын мой!
Вскипел гневом Кощей за лжу гнусную, поднял высоко Ладона над землей, хочет бросить его на землю.

Но тут схватили его боги, заломили назад руки, повели к Сварогу. Повелел Сварог приковать Кощея к скале высокой цепями несокрушимыми. Бог Туле пронзил насквозь гору штырями огромными, закрепил оковы вечные. Осталась стеречь Кощея, осужденного на муки бессрочные, птица железноклювая Магур. Наказал Сварог и Индру, опустил его в царство Дыя, где Индра поддерживает огонь жаркий в земном горне.

А народ Ману все-таки стал находить лазейки из того сурового края. Искры от свечи прожгли ходы-выходы в горах. Многие покидали сторону полуночную; приходили они и к прикованному Кощею, которого прозвали Чернобогом, чтобы поклонится ему за огонь. И с тех пор они носят черные одежды в память о черноволосом боге Кощее.

А боги совсем забыли людей-манов, так наказав за то, что люди захотели обмануть их.

И я там был, воду Кощею носил, птицу Магур палкой гонял.