Игра

Тетерин Виктор
 Игры правят миром – так уже давно пора перефразировать классический афоризм. Где еще, на самом деле, в современном затехнологизированном обществе может найти отдушину человеческая личность, оставшаяся неизменной ещё с первобытных времен? Ответ ясен – только в играх.
Впрочем, проблема отдыха существовала всегда. Игры появились очень давно, причем многие из них практически не изменились за тысячи лет своего существования – те же шахматы или, например, карты. В спортивных играх, как, например футболе, главное – это, конечно же, элемент соревновательности, зрелищем и шоу они стали только в двадцатом веке. Высшим выражением этого качества стали Олимпийские игры, которые к тому же обыгрывают вечную тему патриотизма. Как и все остальное в нашей жизни, сейчас это во многом бизнес и конвейер зрелищ, которые смотрят миллиарды человек в мире. Но, как уже говорилось, так было не всегда, постоянным во все времена оставался один компонент – the game, или, говоря по-русски, Игра.
 Вся история развития игр  говорит как о тяге человека к чему-то статичному и постоянному, так и о его вечном желании испытать азарт, почувствовать адреналин в крови. Это сейчас многие физиологи говорят о процессе раскрепощения во время игры, разгрузке мозга и нервной системы. Но раньше, до начала 20 века, все было понятно и просто, никто не знал о том, что у него есть какие-то  комплексы и тайные влечения, а потому просто играл в карты или в крокет, или на худой конец – в кости. Для нас естественно показательна в этом плане Россия.
 Стоит с ностальгией вспомнить все эти салоны девятнадцатого века, так хорошо описанные часто в них бывавшими классиками русской (и не русской) литературы. Дворяне в них с пользой проводили время за бильярдом и вистом, а именно – проигрывали состояния, иногда выигрывали, попутно осуществляя, говоря современным языком, групповую психотерапию. Мужики же и мещане тоже играли в карты, но на значительно меньшие деньги, а чаще  - вообще без ставок. Простая трудовая жизнь без затей и естественная пища наших широт не способствовала образованию психологических комплексов у низших сословий, а те, что всё-таки появлялись, снимались народным способом – то есть водкой.
 Такая идиллическая картина существовала до конца 19 века, а именно – до появления и распространения идей психоанализа. Они посеяли первые семена раздора в тогда ещё практически патриархальные и добрые в массе своей души людей. Игра началась! Двадцатый век с его двумя мировыми войнами и  массой  перманентных локальных военных конфликтов смел все прежние представления и идеалы людей, не дав им ни одной постоянной точки опоры в бушующем и всё ускоряющемся развитии человеческой цивилизации. Конечно же, на этой благодатной почве незамедлительно стали произрастать буйным цветом тысячи течений и ответвлений философской мысли  - от экзистенциализма до развитого марксизма-ленинизма, но все они не давали ответа на вечный вопрос человека – в чем смысл жизни? Нет, давали конечно, но почему-то большинство людей он не устраивал.  Не было внутренней логики, связи с повседневной жизнью, не было, как говорится философами, истины.
 Так продолжалось недолго – до 1970-х годов. Впрочем, на этот вопрос для себя уже задолго до этого ответили и продолжают отвечать сейчас миллионы людей на Земле. Раньше не было только окончательного оформления этой идеи в терминах научного сленга, но рано или поздно оно неизбежно должно было появиться. Что и произошло, с выходом в свет книг американского психотерапевта, основателя трансакционного метода, Эрика Берна «Игры в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)» и «Люди, которые играют в игры (Психология человеческой судьбы)».   
 Ответ дан уже в самом заглавии: смысл человеческой жизни – в игре. Впрочем, сам Эрик Берн не смог дойти до конца в своих изысканиях и предполагал, что в будущем человечество откажется от игр. Здесь он явно ошибался, что ему  вполне простительно, как и каждому человеку. Берн был представителем психоаналитической школы и пользовался её методами, но при этом своими выводами непроизвольно довел её практически до полной редукции. Все эти «эдиповы комплексы», вытесненные в сновидения желания и тому подобные азы теории Фрейда отошли на задний план. Вывод Берна: человек играет, потому что не может по-другому, и замена им терминов «Я», «Оно» и «Сверх-Я» на «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя» - это не простое углубление теории Фрейда и не примитивное переименование одних и тех же понятий. Это новый взгляд на человеческое общество, при котором социум становится собранием игроков, а всё наше человеческое существование – непрерывной игрой, которая иногда становится слишком страшной. С этого момента Игра стала открытой.
 Теперь становится понятным то неусыпное и постоянное внимание к всевозможным играм на протяжении всего развития мировой литературы. А.С.Пушкин с его «Пиковой дамой», «Игроки» Н. Гоголя, Ф. Достоевский, постоянно проигрывавший в рулетку  свои писательские гонорары и написавший роман «Игрок», Л. Толстой, смаковавший в «Войне и Мире» сцены карточных и других игр, да и практически все писатели конца 19-начала 20 века писали об играх, пари, скачках – в общем о том, что можно назвать словом Игра. В двадцатом веке в нашей стране конечно было не до игр, и писали о них меньше, что впрочем не отразилось на мировой литературе, где Игра как сюжетообразующая линия или исследуемое понятие была очень частой гостьей. Достаточно вспомнить «Волхва» Д. Фауллза, «Игру в бисер» Г. Гессе, «Защиту Лужина» уже «американского» В. Набокова и сотни других произведений. 
 Кинематограф как один из массовых жанров двадцатого века, более-менее пытающихся отразить и сыграть на желаниях и склонностях масс, естественно тоже не обошел тему Игры. Не упоминая всю массу фильмов про различные игры и лотереи,  из них можно выделить «Игру» с М. Дугласом, «Бегущий человек» с А. Шварцнеггером, «Королевскую битву» Т. Китано и совсем недавний фильм под названием «13-й этаж» о компьютерной игрушке, воспроизводящей виртуальную реальность, намного более достоверную чем окружающая нас «реальная» реальность. Именно в этих фильмах в полной мере выразилась идея Игры, как основы всей нашей сложной жизни, игра в них стала тем, чем и должна быть – то есть Игрой в саму жизнь, а часто – Игрой со смертью.
  На обыденном уровне можно конечно вспомнить  и детективы, половина которых построена на противостоянии (читай – игре) преступника с детективом, и фантастику (в ту же книгу «Толкиена» уже давно играют сотни человек, в чем легко убедиться, приехав в выходные куда-нибудь в Царицынский парк или в Нескучный Сад) и кучу других жанров, играющих на подсознательной склонности человека к играм, но и так уже понятно – Игра правит миром. Какой отсюда вывод: конечно же, современные предприниматели этим фактом успешно пользуются.
  По статистике около 5% людей на Земле имеют патологическую склонность к игре, иначе говоря – они не могут жить без азарта. Именно эти граждане являются постоянными посетителями различных «Джек-Потов», казино и тому подобных заведений, которые и существуют-то в основном на деньги таких «вечных» клиентов. В современном «новом» обществе такими суррогатами стали компьютерные игры, фанаты которых (чаще всего дети) могут целыми сутками напролет резаться в какой-нибудь «Warcraft» или «Heroes», забывая иногда даже об естественных потребностях в еде и сне. Но это, как говорится, крайние случаи и они неизбежны, как отклонения в любой популяции. Кроме того, детям это простительно, так как потребность в игре у них выражена наиболее сильно и такой период обычно рано или поздно проходит.
 Интересной новацией в этом отношении стали чаты, в которых в процессе общения можно безнаказанно сыграть любую роль (у кого на что ума хватит), а значит практически приблизиться к идеалу Игры, который раньше  воспроизводился только в фантазиях индивидуума. Но, как  и всякий суррогат, такое общение рано или поздно приедается и надоедает. Выходом здесь могла бы стать виртуальная реальность, о которой уже давно грезят продвинутые киберпанки. В этом направлении, естественно ведутся разработки, финансируемые игровыми корпорациями и просто дальновидными предпринимателями, но, как водится, есть и более простые варианты бизнеса.
Все люди, как доказано умными психоаналитиками, мыслят примерно одинаково и исключения лишь подтверждают правило. Отсюда выведено такое понятие, как «обыватель», то есть практически каждый из нас. Именно для него предназначены все эти бесконечные шоу по телевизору, ставшему за последние 20-30 лет «лучшим другом семьи». Тут уже от человека практически ничего не требуется – знай себе смотри, как другие выигрывают холодильники, машины и крупные суммы денег, а если тебе очень повезет – то можно и выиграть самому. Так постоянно подогревается инстинкт Игры у человека, а значит - поддерживается  устойчивый зрительский интерес и высокий рейтинг программы, соответственно растет и цена явной и скрытой рекламы в передачах. Игра становится победителем. Постоянно проводятся телевизионные лотереи, розыгрыши призов в связи с «расширением ниши на  рынке»  – это бизнес и законы его неумолимы. А зрители только рады:  ты выигрываешь по-любому, неважно что – красную кружку или автомобиль. Главное – включиться в Игру.
  Некоторым, конечно, не хватает адреналина и тогда они начинают заниматься «экстримом» - гонками на машинах, клептоманией или на худой конец – садомазохизмом, но это не меняет сути. Ты играешь, ты актуализируешь свою тягу к Игре, заложенную в тебе природой и от этого получаешь удовольствие, то есть достигаешь одной и той же цели, правда разными способами.
Игра – это очень сложно. И очень просто. Нужно только начать и она втянет вас, как последнего наркомана. Где ещё вы можете выиграть миллион, путевку на Канары, или, на худой конец, стать известным на всю страну. В конце концов, выигрываешь только одно – право на лучшую жизнь. Для этого ничего не надо – только начать играть. Впрочем, не надо беспокоиться – вы уже в Игре. Теперь вы это знаете - то, что каждый из нас хочет услышать хотя бы раз в жизни.