Горькие слезы Петры фон Кант***впечатления от спектакля***

Peva
                Доверительные впечатления от  спектакля
                « Горькие  слезы Петры фон Кант»

              по одноименной пьесе Райнера Вернера Фасбиндера

   Надеюсь, многие из вас побывали в Театральном Особняке( ул. Библиотечная, 23), любезно предоставлявшем свою сцену и гостиные для литературных вечеров и встреч прозаиков и поэтов, публикующих свои произведения на www.proza.ru и  www.stihi.ru. Но многие ли были там на спектаклях?
   А ведь этот  дом так и называется «Театральный  Особнякъ». Меня на этот спектакль  пригласил арт-директор Дима Артис. И я пришла.
   Немного вычурное, даже ироничное, название пьесы « Горькие слезы Петры фон Кант» меня не смутило ,я не строила никаких иллюзий. Просто хотелось посмотреть новенькое. Нельзя же только за «Чайкой » гоняться по всей Москве.
   Открою маленький секрет тому, кто не знает про мое увлечение. Я «больна» Чеховской « Чайкой». Если учесть, что данную пьесу  считают за честь поставить в каждом драматическом театре, как столичном так и провинциальном, привезти на любой театральный фестиваль в Москву, то я, признаюсь откровенно, просмотрела за последние 5 лет, постановок «Чайки», примерно, 15-16. В том числе и на иностранных языках. Что тут поделать? У каждого есть свой маленький «пунктик». Кстати, сегодня иду на премьеру «Чайки» в студенческом ДК МГУ.
   Итак, обратимся к причинам  горьких  слез Петры фон Кант.
Коротко расскажу сюжет.
 Время и место действия – наши дни, Германия, город Кельн. Квартира фрау Петры фон Кант, модного модельера. Между первым и вторым актами спектакля проходит, примерно, около года.
   Петра фон Кант в разводе с мужем, к которому она вдруг стала испытывать не просто безразличие, а дикую брезгливость. Петра - волевая, сильная хищница, лидер  в мире моды. Она жестока со своими близкими, без конца лукавит и командует. Петра любит свою работу и живет этим. Ее прислуга, Марлен, по-своему любит Петру и все ее выходки принимает безропотно, выполняет все капризы и приказы. Давняя знакомая Петры  - Зидони, знакомит  ее с молоденькой девушкой Карен, мечтающей стать моделью. Петра влюбляется в Карен, что называется, с "первого взгляда" и обещает  той карьеру под своим покровительством.. Робкая и наивная Карен понимает, что от нее требуется «продать» себя , соглашаясь на этот альянс, она простит  «время».
   Второе действие все переворачивает с ног она голову. Лидирующее положение в доме Петры занимает Карен. Теперь уже она бесцеремонно валяется на ложе хозяйки  и  критикует Петру, заставляя прислуживать ей, понимая свою власть, власть своего тела над  чувствами Петры. А та с покорностью выполняет все желания своей возлюбленной.
   Теперь видно, что любовь к Карен сделала Петру безвольной и слабой. Ей уже не в радость работа и карьера, она живет только мыслями о Карен, ревнует ее и сама же  страдает от этого. Петра прощает все выходки  и измены Карен.
Карен не выдерживает и покидает Петру .
   Петра вне себя, истинное горе этой женщины- потеря любимой. Так страдать  можно только от очень сильных переживаний:  от тоски,   от душевной  боли,  от ревности,  от потери очень дорогого и любимого человека, от невозможности что-то изменить самой и вернуть любовь.
   Петра  то рыдает, у нее  трясутся руки и подбородок, то у нее  истерично вырывается крик, то дрожат губы, то горят глаза, то в них пустота . Ее лицо искажается от страдания  из-за потери любимой.
   Не правда ли удивительно? В пьесе нет мужских ролей, нет Любви в том понимании, как мы привыкли (между мужчиной и женщиной) , но есть драматизм и трагедия, есть ужас, отчаяние и боль покинутой. Свою любовь к Карен Петра ставит выше, чем любовь  к дочери и к  своей  матери. Ей кажется, что выплеснув все свои  гневные чувства  на окружающих, она получит облегчение и боль ослабнет или пройдет. Так ли это?
   Сцена истерики, аффектного порыва  Петры , воя о своих страданиях и чувствах – это кульминация спектакля и сыграно актрисой Александрой Коротаевой на  высоченных  нотах эмоционального подъема. Это взрыв, полный трагизма и самоунижения. Это желание высказать, наконец-то, правду о себе, чтобы облегчить душу и унять боль, которая не дает думать ни о чем кроме, как о Карен.
   Расскажу  о женских образах.
   Сначала общие впечатления. Не перестаю удивляться : где режиссеру  Леониду Краснову удалось найти таких ослепительно  красивых актрис?
   Его женщины-актрисы поражают шармом, изяществом, хорошо поставленными голосами и четкой дикцией.
    Как всегда, я и на мелкие штрихи обратила внимание. Например, грим актеров. Макияж каждой актрисы полнен  строго  индивидуально, тонко, следуя  моде. У Зидони, например, суперсовременный  французский  маникюр ( знаете?  Нижняя сторона ноготка белая, такой  эффект достигается специально) и у нее по ходу действия две  разные по стилю  прически, соответствующие ситуации.
  Вот   первое появление Карен  и мы видим простенько одетую юную девушку, никакого шика, а только природная свежесть, а этого тоже умело добились гримеры , сохранив очарование  молодой  актрисы .
   Хочу  отметить отдельно работу  художника  по костюмам.  Никакой дешевки. Костюмы роскошные, модные, из дорогих тканей, красивые  и  стильные. Это касается и обуви. Одно маленькое  замечание к костюму Габи. Ей бы гольфики беленькие, чтоб подчеркнуть ее детскость.
   Декорации  и реквизит  к спектаклю незатейливые, но удачные , хотя и минимальные, что вовсе не портит общее впечатление: все необходимое есть.
   Мелодичная музыка удачно  создавала фон происходящему. Работа  звукорежиссера отличная, качественная.
   Световое  оформление  спектакля подчеркивало атмосферу и его  настроение.
   Теперь об актрисах подробнее.
   Главная героиня - Петра. Колоритный  образ. Она всегда разная. То колкая, то властная, то, слабая и жалкая. По сценарию Петре 35 лет, но выглядит она  моложе ( в первом акте), а вот  страдания ( во втором акте) ее  резко меняют : дрожащий голос, опущенные вниз уголки губ, сбившаяся прическа и тусклый взгляд,  грузные  тяжелые  шаги - свидетельствуют о резком и внезапном  увядании этой  холеной женщины. Горе, муки, страдания  не украшают никого .
   Есть среди действующих лиц  одна роль - бессловесная. Это служанка Марлен,  искренне преданная Петре, которая любит, понимает, жалеет хозяйку, безропотно выполняет все ее капризы и приказы. Ни слова ею  не было  произнесено по роли, однако, глаза и спина, да-да, именно, прямая и безмолвная, спина образно выражали суть характера Марлен. Понимая, что она в этом  доме так и  не обретет любовь и понимание, Марлен, все же,  уходит. И ее жаль. Искренне.
   Еще одна героиня- это Карен. Златокудрая длинноволосая красавица, капризная и взбалмошная, готовая пойти на многое,  для своей карьеры, принимающая любовь Петры но так не  сумевшая сделать ее счастливой. Актриса прелестна и  изящна. Превращение ее  героини из гадкого утенка в роскошного лебедя, самовлюбленного и жестокого, требовательного и слабовольного, изумляет и мы в чувствуем, что  Карен томится своим положением и ищет любую возможность вырваться из этого дома.
 Но карьера? Работа? Деньги?  Все зависит только от Петры. Стремление Карен «не лгать» приносит Петре еще большие страдания и горе и, вдруг подвернувшийся случай, меняет  ситуацию. Карен покидает дом Петры.
    Образ подружки Петры ( видимо, бывшей ее модели и, возможно, любовницы) Зидони выписан актрисой очень ярко.  Эта недалекого ума красотка, но она стремится получать удовольствие от всего в жизни. Ей интересны новые знакомства, сплетни… Актриса умело создает этот образ обаятельной самовлюбленной  кокетки. Ее туалеты шикарны с элементами пикантности. Например, узорчатые бретельки бюстгальтера. А чего стоит,  стильный узор резинки чулочка, выглядывающий, якобы, случайно, из-под вечернего платья. Эротично...Роковая женщина.
   Появление Габи- дочки Петры, это мимолетный ироничный штрих.
 Габи - угловатый подросток, очкарик, обделенная вниманием матери. Но эта маленькая девчонка вносит в пьесу элементы искренности и чистоты. Она  делится с матерью сокровенным - о своей влюбленности, ищет сочувствия. Габи гневно противостоит тому, что мать цинична во всём,  груба и унижает служанку. Вся такая смешливая, Габи, смотрящая на мир просто и наивно ,тем  не менее, она противопоставлена, Карен и Зидони . Возможно, жизнь сломает и ее,  и Габи, со временем, станет такой же, как и ее мать. Образ вылеплен  с буйной мятежностью. Однако, актриса чуть «перегибает палку», играя гротеск: не стоит уж так сильно втягивать голову в плечи и смотреть злобно-гневно из-под уродливых очков. Тут перебор…
   Маленькая роль - роль матери,  не отличается глубиной, но так и задумано. Однако, мысли о том, что в жизни мы должны чему-то верить, звучат именно из уст этой стареющей, но молодящейся, женщины. Она выбрала Бога. И эта вера спасает ее от одиночества, помогает жить.
   Не знаю, понятно ли из этих заметок мое впечатление о спектакле ?
   Тому, кто не осознал, скажу: понравился и очень. Ведь главное предназначение  искусства  - это суметь заставить зрителя сопереживать вместе с героями. Не важно: театр, литература, кино… И я сопереживала.
   Позже, еще раз заглянув в «Приглашение», я прочла « Театр эмоциональной драмы». Вот оно что, оказывается! Что же, названию соответствует впечатлению.
   Когда там очередной новый спектакль в Театральном Особняке?

**************************
Вот данные  из программки :
Петра фон Кант
Александра Коротаева

Карин Тимм, её любовь
Елена Пурис

Марлен, её служанка
Евгения Дмитриева
Светлана Шерстюк

Валери, её мать
Эльвира Брусницына
Валентина Жиленкова

Габриэла фон Кант, её дочь
Евгения Егорова

Зидони фон Гразенаб, её подруга
Виктория Микулевич
Оксана Гуляева

Постановка и сценография
Леонид Краснов

Художник по костюмам
Татьяна Терентьева

Изготовление декораций
Павел Панфёров
Тимур Унароков
Сергей Голик
Алексей Матушко

Звук
Настя Фёдорова
Никита Быченков

Свет
Сергей Голик

Директор
Дмитрий Краснов



13 мая 2003 г.