Что нравится духам? Глава 21

Пумяух
Прошли годы. Его Величество король Комар Великий почил в бозе, 4 года спустя после захвата города устагов (в который вельки с удовольствием переселились). Скончался король от обширного кровоизлияния в мозг. В каменном веке его лечить не умели. И сейчас-то умеют не очень.
На престол вступил новый король Комарёнок. В отличие от отца, Комарёнок был слабым, нерешительным. При этом любил командовать. Велькское войско всё равно катилось вперёд по инерции. Имея неплохих военноначальников оно продолжало одерживать победу за победой.
Комарёнок процарствовал недолго. Всего 3 неполных года. Однажды весной он промочил ноги, простудился, заболел и умер. Детей у него не было, и престол унаследовал его младший брат Комарёночек. Вот это был могучий монарх! Долгих 24 года он правил империей, вселяя страх в соседей, да и в своих  подданых тоже. После себя он оставил 6 детей (родилось 14, но 8 умерли). Названный в честь деда, сын Комарёночка Комар II правил потом ещё 16 лет.
На 3-м году правления Комара II вельки наткнулись на племя хюхтов. Хюхты к тому времени перестали кочевать и воевать, осели возле широкой медленной реки и никому больше не грозили. Тем не менее, по приказу короля все они были истреблены от мала до велика.
Захватывая всё новые и новые территории, вельки овладевали новыми знаниями. Новое оружие, новые боевые искусства, новые методы ведения войны. При Комарёночке, например, широкий размах получил миссионерская деятельность. Представьте себе, в стойбище какого-то племени вдруг приходит усталый путник. Путник обаятелен, мил, щедр. Всем он приносит богатые подарки. Женщинам – бусы из цветных камешков, мужчинам – оружие. «Берите, друзья! Не жалко! У нас этого добра завались». А потом начинал рассказывать туземцам про сказочно богатую страну вельков, про её мудрого великого и справедливого короля, про то, как хорошо живут народы, вошедшие в состав империи. А, главное, он рассказывал о духах злых и добрых, о Верхнем и Нижнем мирах, о жизни после смерти, и о том, что в Верхний мир может попасть только нравственный человек. Бывало, миссионеров поднимали на смех и прогоняли, бывало, били. Бывало, и убивали. Но если миссия удавалась, подчинить новое племя не составляло труда. Особенно прославился некий Цвакенниш. Заметьте, не вельк, а баабапес. Маленького роста, скромный, с тихим вкрадчивым голосом он смог подчинить империи целых 18 племён.
Шаман прожил долго. Целых 16 лет после захвата города устагов. И умер он, как и положено праведнику тихо, во сне.
Змейка умерла раньше. Детей она Шаману так и не родила.
Новым шаманом стал Белк. Да-да, тот самый толстяк Белк, уже упоминавшийся в 16-й главе. Из отряда Хека его изгнали, вскоре после нападения на стойбище атанов. Слаб был, неповоротлив. Не тянул. Спустя какое-то время Белк пошёл в услужении к Шаману и стал его, в некотором смысле, дворецким (правильнее сказать, земляночным). Шаман готовил на роль своего приемника юношу по имени Щука, но как-то Щука напился грязной воды и умер от кровавых поносов, говоря языком современной медицины, от дизентерии. И тогда Шаман сделал учеником своего дворецкого.
Нюхач как-то разбился, упав со скалы. К Красноносику в постель заползла гадюка. Вот так «ни с того ни с сего».
А Радуга просто исчезла. Спустя несколько месяцев после смерти Урсуса. Ушла в лес и не вернулась. О судьбе её ничего не известно даже автору.
 Судьбы остальных героев нашего повествования не так интересны. Кто-то прожил дольше, кто-то меньше. Второе чаще. Не стоит забывать, что средняя продолжительность жизни в каменном веке составляла около 18-и лет. Правда, в описываемые времена, она была повыше. Всё же самый конец неолита, преддверье века медного. А вельки по уровню развития стояли выше большинства племён. И всё же смертность была очень высока, особенно, детская. Дольше всех прожила Зайчиха. Даже дольше чем Нявга. 92 года. Согласитесь, это и по нашим меркам совсем неплохо. И долгими вечерами сидя у огня, шамкая беззубым ртом, она рассказывала внукам и правнукам про вождя Урсуса (она называла его «король Урсус») про великого Шамана, которому открылась Истина, про короля Комара I,  про славные победы вельков. Довольно долго прожил Клыкастый. Король присвоил ему княжеский титул, но Клыкастый всё равно был недоволен. Ведь он был уже самым главным. Капелька прожила 37 лет, родив Голубю 12 детей из которых выжило четверо. Голубь прожил после этого ещё год. Семья эта была тихая, мирная. В походах Голубь не участвовал, поскольку однажды на охоте сломал ногу и с тех пор хромал. Ворона тоже прожила долго: 68 лет. А остальные – кто сколько. Войны всё же, болезни, которые тогда лечить не умели.
У Комара II было 3 сына. Сын Комар, ставший впоследствии, на короткое время королём Комаром III, Росомаха и младший Буран. В прочем, младший нам не интересен. Не смотря на своё грозное имя был он тихим, добрым и глупым подростком, а когда вырос превратился в тихого, доброго и глупого мужчину. А вот Россомахе захотелось быть королём самому. И через год, после восшествия брата на престол, Росомаха отрабил его. И объявил королём себя. Один из слуг, дипр Заого, узнав о произошедшем бежал из города. Он добрался до пограничного отряда, которым руководил князь Широкий, двоюродный брат убитого короля (как и нового короля) и рассказал ему обо всём. Широкий повёл войско на город. И была сеча велика. Города тогда осаждать не умели. Но кто бы стал охранять город от двоюродного брата короля? И побил Широкий войска Росомахи. И казнил Росомаху смертию лютою. И воцарился над вельками сам (не дурака же Бурана сажать на царствие!). В прочем были и такие, кто именно дурака и хотели королём видеть. Снова началась смута, не смотря на то, что Буран сам и прилюдно отрёкся от престола. О смуте быстро прознали капангаги, племя ещё не покорённое и ударили по империи с севера. Снова была сеча велика. Вельки победили, но уже на пределе своих возможностей. А потом то там, то тут стали восставать покорённые племена. Несколько раз восставали рабы в самом городе. Восстания каждый раз жестоко подавлялись. Придворные плели интриги. Близился закат империи. Некоторые народы, например, трувраны, сумели отвоевать независимость ещё при Широком.
Наиболее же ощутимые потери империя понесла при сыне Широкого Хомяке.
Сыну Широкого Комару IV выпало быть последним королём вельков. Империи как таковой уже не существовало. Королевство занимало территорию несколько десятков квадратных километров вокруг города, и само уже зависело от соседей. На 6-м году правления Комара IV город был захвачен войском Генгалона, вождя нанергов. Велькское государство перестало существовать. А спустя какое-то время и велькский народ растворился среди других народов. Но кое-что от вельков всё же осталось. Нравственность. Племена вышли из под  велькской зависимости, но люди, составляющие эти племена, были уже другие. Другие атаны, другие гагохи, другие кувиги, другие выфы, другие трувраны. Общество их уже состояло из семей. Они прикрывали «срам», знали «стыд», знали ревность. Мёпнуться или пописать в чьём-то присутствии они считали для себя и для других величайшим позором. А вот иметь рабов, заставлять кого-то работать на себя, наоборот, считалось приятным и почётным. Не самому же вкалывать, в конце-то концов! Рабы же, в массе своей, считали своё положение печальным, но вовсе не позорным. И мечтали они о Верхнем мире, чтобы попасть в который, надо быть нравственными и слушаться хозяев.
Другие народы вели себя так же, как и вельки. Они нападали на соседей, захватывали рабов и несли с собой нравственность.
А потом изобрели металлургию и начался Медный век, потом Бронзовый, потом Железный. Возникли древние цивилизации. Древних духов сменили боги, не так, в прочем, от духов отличавшиеся. Но все эти цивилизации, за редким исключением, строили своё мировоззрение на базе всё той же нравственности, придуманной когда-то шаманом вельков.
А как же античный мир? – возразит кто-то, –  как же древние греки и римляне с их культом тела? Как же их прекрасные обнажённые статуи?
Да, в древней Греции и древнем Риме нравственные правила и запреты были значительно смягчены. Но они существовали и там. Древние греки и римляне знали семью, брак, ревность. Почитайте греческие мифы. Сколько сюжетов в них именно на этом построены, начиная со сцен ревности, которые Гера устраивала своему мужу-гулёне Зевсу и тех гадостей, которые вышеозначенная Гера делала его многочисленным пассиям, детям этих пассий и заканчивая Троянской войной, войной из-за бабы. Что же касается отношению к обнажённому телу, то дадим слово отцу истории Геродоту: «…у лидян и почти у всех других варваров за великий почитается стыд быть увидену нагим, даже мужчине». Видите, Геродот считает более терпимое отношение к обнажённому телу у греков их преимуществом перед варварами, их шагом вперёд от состояния, в котором, по всей видимости, сами греки пребывали раньше.
А на Ближнем Востоке появилась первая дошедшая до нас монотеистическая религия – Иудаизм. И из 10-и заповедей, которые, согласно Библии в торжественной обстановке на горе Синай бог вручил Моисею, одна гласит: «Не прелюбодействуй», а другая начинается словами: «Не возжелай жены ближнего своего…». Позже из Иудаизма (хотя об этом  многие их приверженцы очень не любят вспоминать) возникли ещё 2 мировые религии: Христианство и Ислам. Обе весьма нравственные. Как-то получилось так, что и велькским духам и Яхве и Христу и Аллаху нравилось одно и то же: чтобы люди вступали в половые отношения не с кем хотят, а с кем положено. Ислам, правда, дозволяет мужчине иметь 4 жены и сколько угодно наложниц, но зато женщине он не только ничего подобного не позволяет, но обязует её прикрывать даже лицо (не во всех направлениях Ислама).
А потом… Потом было много всякого. Были войны. Были великие империи, которые возникали на короткий срок и сразу рушились или существовали 1000 лет и более. Были Крестовые походы. Были (и есть) монахи, отказывающие себе в сексе во имя веры. Были евнухи при гаремах. Были скопцы добровольные. Секта такая. Шекспир написал «Отелло»,  Мериме  – «Кармен», Пушкин – поэмы «Цыгане» и «Бахчисарайский фонтан»,  Лермонтов – «Маскарад», Лев Толстой – «Крейцерову сонату»,.
У некоторых африканских народов появился обычай удалять клитор у девочек (иногда это делается краем консервной банки). У древних евреев и современных иранцев неверных жён забивали (забивают) камнями, а в Саудовской Аравии шейхи и принцы топят своих жён и дочерей, заподозренных во внебрачных связях в раскошных мраморных бассейнах. А вот христиане подошли к этому вопросу чуть по другому. В Средние Века, чуть увидев симпатичную и сексуальную женщину, её тут же объявляли ведьмой и сжигали на костре.
Когда в России решили разрушить старый мир до основания, а затем на его месте построить новый, правильный и разумный, многие говорили, что революционеры и жён обобществить хотят. Некоторые с надеждой, многие с возмущением. После поставившего на дыбы весь мир события, которое раньше принято было называть Великой Октябрьской Социалистической революцией, а теперь принято называть Октябрьским переворотом эти разговоры шли как в самой Советской России, так и за рубежом. Появилось общество «Долой стыд!» Многие считали семью буржуазным пережитком. На Западе рассказывали ужастики о том, как большевики спят на широченных (в ширину больше чем в длину) кроватях все вместе. А расстилается и застилается такая кровать с помощью трактора, к которому привязывают одеяла. Однако постепенно эти разговоры сошли на нет. И уже в 30-е годы на партийном (комсомольском, профсоюзном) собрании подолгу обсуждали моральный облик коммуниста (комсомольца, беспартийного) такого-то, который… Какой ужас! И в 80-е за «аморалку» могли отчислить из института, снять с поста. Да что там СССР! В Соединённых Штатах Америки, считающих себя образцом и эталоном демократии, в некоторых штатах законом запрещены определённые позы при половом акте, а президент сверхдержавы вынужден оправдываться после того, как он переспал со смазливой сотрудницей Белого дома.
Дело Шамана живёт и торжествует, хотя…
1. Многие мыслители древности, Средних веков, Нового и Новейшего времени приходили к выводу, что эти самые нравственные ограничения никому не нужны. В конце ХIХ в. в Германии Генрих Пудор написал и издал книгу "Культ наготы", а Рихард Унгевиттер книгу "Нагота". Возник нудизм, позже свингерство, а в 2001 году – Мёп-движение. http://elance.ru/mep1/ . Противостояние, начавшееся ещё в каменном веке продолжается.
Вот и всё.
Всё? А как же Хек? Почему я ничего не сказал о его судьбе? О, судьба Хека заслуживает особого разговора! И поэтому мы сейчас вновь ненадолго вернёмся в Каменный век, в самый его конец, в Велькскую империю.


Окончание следует.