Сказание о Стороже и Дворнике - Святорусских богатырях

Александр Ратыня
Когда служит Царство исправно Богу – стоит оно твердо, непобедимо, царят  в нем мир и согласие, со всех стран едут в гости послы с убогими дарами и великими просьбами, предлагают дружить и в мире жить. А враги напасть на сильного не решатся, потому что праведной силы боятся. Но едва отвернется царство от Бога, заповеди Его нарушит, тотчас же зашатается, а то и вовсе упадет – и никто из друзей и соседей тогда не поможет – выше это сил человеческих. Благо, благо, великая милость, если в лихую такую годину  не даст Господь до конца погибнуть царству и возвратит его на путь истинный, примет покаяние, даст крепость, процветание и силу, былых друзей вернет, а врагов за тридевять земель повернет.

Вот как все просто! А помните братья: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного» - не так ли нам старцы святые говорят, не так ли и жить велят. Об этом сегодня и сказ – в который уже раз! Оттого и звон во все колокола, что пора пришла. Видно, Бог того хочет, – чтобы и  богатырское Сердце – Колокол пело, как звонкое детское сердечко – колокольчик.  Да и ты, братец мой, не молчи – жизнь сначала начни. Ведь почти Весна на дворе: у зимы голова в серебре.  Радуйся: в небе вечная  Пасха, не горюй, брат, что на земле весть о ней – как сказка. Ведь сам посуди: скоро сказка сказывается, да не скоро узелок развязывается. Разрубить жалко, оттого и живем ни шатко ни валко. Потому и архангельские трубы трубят, что сердца наши спят, братец, спят.  А как же их разбудить, если узел не разрубить. …На сем и закончить бы сказ, но не в этот раз. Ты меня, грешного, выслушай да прости, а коли что не так – у сердца своего спроси. Скажет сердце: «Близок суд, а нам - все недосуг».

+   +   +

…В заблудившемся царстве, в неприкаянном одном государстве жили – дружили два добрых богатыря. Одного звали Сторож, другого Дворником величали. Работа у Дворника простая – в самый раз для богатыря:  дворы, улицы, поля, прямоезжие дороги  подметет спозаранку, ясному солнцу улыбнется на восходе, стаи белых лебедей  незатейливой  песней утешит,  потом день деньской вместе с ветром гуляет себе по лесам и полям, по   холмам и равнинам: с облаками играет,  по горам шагает,  умывает города и веси то веселым весенним  дождем, то июльским ласковым ливнем.  Везде, где бывает, след сестрицы своей -  Красоты несказанной заботливо оберегает, чтобы добрые люди дорогу прямоезжую к неизреченной Красоте не потеряли, с пути не сбились –  не заблудились.

У Сторожа – другое дело, не проще, не сложнее, мудреные  говорят, что  важнее: ночь напролет неусыпно границы царства он стережет, да и днем не спит – за порядком следит.  Больше держать порядок-то некому: из страха человеческого никто за такую работу не берется, только Дворник один Сторожу и помогает… А вот в чем причина: зашаталось то царство, забыло свою Красоту.  Околдовали волшебники злые почти весь народ, так что люди на многие годы умом помрачились и  приняли в сердце, как яд, красоту чужеродную – лютую пагубу для души человеческой. Забыли Бога, убили  святого Царя и святую его семью, а славное имя и добрую славу Царства своего предали хуле и забвению.  Страшно сказать, грех какой!  Божьх людей, что за Правду стояли и светлый ум не теряли,  тоже подвергли безумные казням и пыткам, упрятали в  заточения, оболгали  и прогнали в гонения. А из тех, кто в живых остался и ума не лишился – иные уехали в дальние страны, иные –  кто не пожелал  страну в трудные годы покинуть – укрылись в расщелинах матушки-земли. Стали силы копить и просить они Бога: околдованное царство освободить, злые чары над ним разочаровать и  вернуть людям веру и разум.

Просто сказку сложить, да нелегко лихую годину пережить… Едва зашаталося царство, как ринулась всякая нечисть в пределы его со всей-то  вселенной, чтобы обманным и кривым путем свои беспорядки в чужой стране наводить. Допустить же этого никак невозможно! И собрались тогда  на собор да молитву  Дворник и Сторож, званые-избранные(1) братья-богатыри. Недолгий держали совет богатырский, молились потом на скаку в чистом поле да кратко и просто решили: до смерти стоять,  а службы не прекращать. Слово у них твердое: как сказали, так сделали, сверх силы – не брались, ничего не боялись, ибо праведны были и оттого  неуязвимы(2).  Воистину, «не устоит город без праведника»(3), и царство, противящееся беззаконным,   не удержится в правде без святых богатырей.

…Сторож зорко следит, чуть не сто лет подряд ни минуты не спит, мимо него  зверь не прорыщет, птица пернатая не пролетит,  лютый враг-человек  сквозь кордон пройти не посмеет. Худые слова подле Сторожа затихают, недобрые помыслы, словно дым, исчезают.  Только вот беда, братцы, беда:  Сторож один, а границы у царства велики – воздух, земля, вода –  и шатается царство, но крепко  стоит, не суждено ему самому в себе разделиться(4).  Необъятны границы, неделимы просторы,   потому за ними и богатырю в одиночку не доглядеть – нужны полки богатырские да отважные заставы. Несет зорко службу непобедимый Сторож, крепко помня наказ своего деда-богатыря: «И один в родном поле – воин».  Но его одинокую заставу проворные тати дорогами кривоезжими за сотни верст обходят, на приветливые земли незванными гостями проникают, по путям внутренним вовсю безнаказанно, хищники,  рыщут, налево – направо треть царства распродают – раскупают, доброе ни за грош берут, за худое втридорога дерут.

Оттого с каждым днем прибавляется и Дворнику работа. Но он унывать не привык – не тому учил его с малых лет добрый дед-богатырь Добрыня. Дворник  каждый Божий день, сколько может, всякую нечисть из городов и весей выметает; где ни пройдет, там после него – красота, радость, радуга, лица светлые, помыслы чистые.  Только  за ночь безумные жители вновь эту нечисть к себе призывают. Дворнику за всеми и не поспеть. Хотя и великий он богатырь, но видит – уж не стало хватать воды в реках,  ветра в поле, белых облаков на небе и росы на утренней траве, чтобы всех отмыть от скверны, потому что нет на то взаимного желания живущих на земле. Но и это Дворнику нипочем – знай,   все вокруг метет, моет, чистит да украшает, следы сестры – Красоты заботливо оберегает.

…Долго ли, коротко, а не напрасно богатыри потрудились. Однажды весною случилось великое чудо. Тогда еще, помню, улыбчивый Дворник особенно чисто умыл сине небо, заботливый Сторож уверенно твердой рукою взял связку ключей, отомкнул замок заржавелый, открыл затворенные двери… И увидели люди свет Божий, а в том свете – всю жизнь свою в лжи и  обмане, как поле в бурьяне – ужели без всякого прока?! Только и надежды, что  впереди -  прямоезжая умытая солнцем дорога.
…И  заплакали тогда во всем царстве святые иконы, которые не сожгли еще и на дрова не порубили. И развеялись над страной злые чары, и вновь обрели люди веру, ум, память, и вспомнили наконец-то, как прекрасное царство их  зовется,  произнесли заветное слово: 
- Прости нас, Святая Русь!  Воистину, ты святая!

Вдохнули они глубоко воздух щедрого вешнего утра, склонили главу, преклонили пред Богом колена и от всей души, от  болящего сердца  простое  Ему принесли покаянье, роняя на землю горючие горькие слезы. У Господа прощения просили, у Пресвятой Богородицы, и свидетелями в этом были святые ангелы, до девятого чина, и святые предки, до изначального колена.

…Покаялись люди и тотчас услышали в сердце своем тихий  голос святого прощенья. Открылись у многих глаза, и смотрели, и видели,  уразумели,  что  нет на земле послушаний нужнее, чем Сторож и Дворник. И пройдя по следам Красоты, стали многие Дворниками и Сторожами Святой Руси. И пошло, братцы, дело у них на лад, любо-дорого стало глядеть. Куда ни посмотришь – всюду Дворник угодья чисто –  начисто метет – прибирает, чтобы ни единой сориночки к ногам прохожих не  прилепилось, а Сторож – неусыпно бдит: вора – хищника да лукавого человека не пускает в новые ворота. Но нищего – бедолагу – в своей сторожке приголубит, щами –   кашей накормит, баньку для него истопит, свой кафтан пожалует – совсем новый, и всего-то на локте одна заплата, да и та не проста – Анастасьюшка дочка шила вышивала, дивну песню при том напевала.  Да как отмоет сторож с убогого бродяги семь несметных грязей, расчешет его соломенные кудри  ореховым гребешком – глядь-поглядь, да пред ним добрый молодец стоит, настоящий богатырь. Чем ни работник, кому ни жених. Руки на месте, голова на плечах, душа широка, вера глубока. 

Скажет тогда с улыбкой строгий Сторож, радостно подхватит его слова и веселый  Дворник:
 - Пожалуй, сын дорогой, в светлый терем, во Святу Русь! Это дом твой родной. Живи – поживай, чужого не желай, свое – не теряй,   Даром получил – даром отдавай(5), сам знаешь кому – таким же нищим, убогим, как ты. И увидишь, что люди от малого твоего подаяньица великими богатырями становятся.  Все друг-другу под стать, одного богатырского духа – русского. Тому ты и радуйся - не нарадуйся.  Вот с ними вместе и обустраивайте Русь, наводите в ней добрый порядок.

+   +   +

…И началась тогда в Царстве новая жизнь. Свои и заморские злыдни – убрались, как велено,  во-свояси, а русского духа люди всех сословий и званий – вернулись из дальних и ближних краев, вышли из расщелин земли, плечи богатырские расправили да и принялись за дело.  И не было уж среди них  ни споров, ни распрей, потому что не ведали больше сомнений и всегда по слову Речения поступали: «…кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою»(6). Так, что и бояре с князьями, и министры с дворянами велики в простоте стали, уподобились мудрым богатырям: Дворникам и Сторожам. Обычая спорить меж собой они не имели, ибо пребывали единомысленны в вере; а у таковых быть не может причин для споров(7).    Но ради немощи человеческой, чтобы и при сем не было искушений  и сомнений о том, кто же лучший слуга братьям меньшим, кто всех смиренней, а значит, и главней, поставил Господь одного среди них первым – Своего Помазанника,  Царя, дал ему власть царскую: всем служить, всех любить, от земного отречься ради богохранимой своей страны, уподобиться в этом самому святому Царю – Мученику Николаю.

И снова восстало Царство Русское, святым ангелам –  на радость, всякому врагу и супостату – на безвозвратное прогнание. Снова растет сила могучая во Святой Руси – уже не вполовинушку, тем паче не в треть. Никакому злу ее не одолеть – ни в веки вечные, ни во времена скоротечные. 

Скоро сказка слагается,  еще скорее доброе с добрым сослагается...   Только времени, братушки,  у нас мало.
Вот и сказу конец, а делу – начало.


Александр Ратыня

апрель 2002, 
декабрь 2002, 
февраль 2003

Примечания
(1)  -  см.  Мф. 20:16  « …будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».
(2)  - см.  Притчи 10:6  «Благословения–на голове праведника, уста же беззаконных  заградит насилие».
(3)  -  «не устоит город без праведника» - выражение, ставшее русской народной пословицей.
(4)  - см. Мф. 12:25  «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
(5)  - см. Мф. 10:8  «…даром получили, даром давайте».
(6)  -  см. Мк. 9:35 «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым,   будь из всех последним и всем слугою».
(7) – см. 1 Кор. 11:16 «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии».