Что нравится духам? Глава 19

Пумяух
В землянке Короля было жарко. Пахло дымом и потом. Народу в землянке было не очень много, всего 6 человек: кроме короля, разумеется Хек (Как это он раньше Шамана прийти ухитрился? Далеко же его лагерь? Или за ним, за первым послали?), князь Полулысый (Облысел окончательно, но имя менять не стал),  граф Горностай, герцог Храпун и барон Нуиваф, гагох по национальности,  единственный невельк, удостоившийся дворянского титула за собачью преданность королю и Шаману. Король сидел на волчьей шкуре, все остальные стояли. За прошедшие годы Король сильно растолстел, и, если он и напоминал теперь комара, то комара насосавшегося. Лицо красное, глаза красные.
Хек, наоборот, стал ещё тощее. Его черты лица стали ещё более угловатыми. Глаза у Хека тоже были красными, но у него –  от недосыпания, и Хек постоянно тёр их. Увидев Шамана, все, кроме Короля, поспешили упасть на колени. Но Шаман жестом приказал им подняться. Не для того, мол, собрались. Ждали, как выяснилось, именно его, Шамана, поскольку сразу при его появлении Король решил приступить к делу.
– Господа, – начал он, – я собрал вас здесь по очень важному делу. Среди нас находится представитель далёкого, но славного племени устагов. Его зовут Ныгзель. Рискуя жизнью, он прибыл к нам сюда, чтобы сообщить нечто важное не только для нашего и их племени, но, вероятно, для всего человечества. Уважаемый Ныгзель, расскажи нам сейчас всё то, что рассказал мне наедине.
Все повернулись к невысокому человеку неопределённого возраста со спутанной бородкой клинышком, из которой торчали веточки, застрявшие там вероятно по дороге.
– Уважаемые господа вельки,--начал Ныгзель. – Я пришёл к вам от племени устагов. Наше племя древнее и благородное. Происхождение мы ведём от духа леса, и наш тотем — сова. 10 лет назад к нам пришли люди. Эти люди назвали себя вельками. Это были люди вашего племени. Они заявили, что уйти их вынудила ссора с шаманом, с вами, Ваше Святейшество, – Ныгзель виновато улыбнулся и поклонился Шаману. Говорил Ныгзель по велькски, действительно очень хорошо, хотя и с акцентом. Когда тот или иной оборот вызывал у него затруднение, он просто говорил медленнее, но речевых ошибок практически не делал.
– Наше племя доброе и благородное. Попади они к каким-нибудь дикарям, их бы, скорее всего, убили, а, может быть, даже и съели. Но мы, устаги, никогда не были людоедами, поэтому мы приняли их так, как принимают лучших гостей. Мы дали им кров и пищу, а чуть позже разрешили остаться с нами навсегда. И поначалу эти люди принесли немало пользы нашему племени. С ними был человек, вероятно, хорошо вам известный, по имени Изобретатель. Он научил нас строить землянки, ставить печки, выращивать злаки, приручил… Животные такие с рогами… Не знаю, как они называются по-велькски, а по-нашему казю. Человек по имени Художник украсил стены наших жилищ картинками и фигурками, а в центре нашей поляны поставил резной столб с изображениями зверей, птиц, рыб и людей, вроде того, что стоит у вас, только больше. Эти люди сделали для нас силки и рыболовные снасти неизвестных нам конструкций. И мы поначалу не могли нарадоваться на наших гостей. Мы думали, что это добрые Духи послали их к нам. О, как мы ошиблись!… Мы, разумеется, знали, что именно заставило их покинуть родные места. О своём шамане, простите, о Вас, Ваше Святейшество, отзывались они крайне неуважительно и насмешливо. Нас, по крайней мере, меня лично, это удивляло, но не насторожило. А должно было! Спустя некоторое время эти люди стали позволять себе неуважительно разговаривать и с нашим шаманом, великим и мудрым Экао. Ёрш, судя по всему их предводитель, был особенно дерзок. Эти люди говорили, что им якобы открылась истина, что никаких духов не существует, мир живёт сам по себе и никто им не управляет. Многие были возмущены и поставили вопрос перед вождём о том, чтобы наглецов поставили на место. Но наш вождь Когапел, молодой и неразумный (не правы мы были, его избрав!) сказал, что в нашем племени каждый имеет право свободно высказывать своё мнение. А ядовитые семена, посеянные нашими недобрыми гостями, давали свои всходы. Устаги стали меньше молиться, всё реже они обращались к духам, всё меньше приносили им жертв. А если не приносить духам жертвы, то рано или поздно духи разгневаются. Как им этого не понять? Стало доходить до того, что некоторые устаги (не вельки, а устаги!) начали попрекать шамана куском мяса, мол, на охоту не ходит, злаки не сеет, за казю не ухаживает, а ест. Нас, людей уважающих традиции, осталось совсем немного. Мы сплотились вокруг шамана, мы верили, что рано или поздно духи образумят устагов, те опомнятся и вернутся к вере отцов, а наглые чужаки будут посрамлены. Уважаемые господа, я надеюсь, что вы не обижаетесь на меня за то, что я так говорю о представителях вашего племени. Но ведь это худшие представители вашего племени. Недаром вы их изгнали. Всё разрешилось 14 дней назад. Однажды шаман, вернувшись из леса, куда он ходил, чтобы умолить духов, вразумить и простить наше бедное племя, обнаружил Бицека, сына вилькийки Сосенки, сидящего на берегу реки. Рядом с Бицеком были разложены амулеты, талисманы и другие вещи, которые шаман использовал для общения с духами. Наши старинные амулеты и талисманы, переходящие из поколения в поколения в поколения! Наша гордость, наша сила! Что мы без них? Кто нам поможет? Кто защитит от злых духов, диких зверей и от лихих соседей? А Бицек брал их по одному и бросал в реку. Шаман бросился на Бицека, отобрал у него талисман — красный камень из пещеры наших предков, который мы везде носили с собой, и залепил ему хорошую оплеуху. А как же иначе? Как бы вы поступили на его месте? Бицек заревел, на рёв прибежала его чокнутая мамаша, бросилась на шамана, с криком вцепилась ногтями ему в лицо, а когда шаман отпихнул её, подбежали и другие, как вельки, так и устаги. Шамана избили. Он пожаловался вождю. Быстро собрали совет племени. И что вы думаете? Большинство оказалось не на стороне шамана. А вождь сказал так: «Я вижу, что в нашем племени нет места и для пришедших к нам вельков и для шамана. Кто-то должен уйти. Урсус, вождь племени вельков, тоже оказался в подобной ситуации. Он решил оставить шамана и изгнать его противников. К чему это привело, вы все знаете. Я не хочу повторять ошибок Урсуса. Пусть уйдёт шаман и с ним его сторонники. Я даю вам 3 дня на сборы. Уходите» И нам пришлось уйти.
Храпун поднял руку. Этикет, однако. Перебивать короля, Шамана или же того, кого они слушают, считалось неприличным. Король сделал Ныгзелю знак, чтобы тот замолчал.
– Говори, герцог.
– Уважаемый Ныгзель! – Но ведь шаман не только с духами общается. Ну, ладно, решили Ваши соплеменники, что духов не существует. Но шаман ведь ещё и травки знает. А если кто-то ногу вывихнет или руку сломает, кто поможет ему, как не шаман? И как же устаги всё же решились прогнать шамана? Вот что я не пойму.
Ныгзель горестно вздохнул.
– Дело в том, что у шамана был ученик. И этого ученика они перетянули на свою сторону.
– Как так? Удивился Шаман,  чтобы ученик решился предать своего учителя?
– Увы! Ученика зовут Миарнаф. Шаман успел передать ему кое-какие знания. Миарнаф и травки знает (Да не только он. Травки у нас ещё несколько женщин знают) и вывихи вправлять умеет. А вот с духами общаться шаман его ещё не научил. Не успел. Вот и кричит Миранаф: «Нету никаких духов! Я их не видел, а значит, их нет. Шаман обманул меня. Когда я попросил его показать мне духов, шаман отказался. Потому что ему показывать нечего». Миарнаф действительно попросил шамана показать ему духов, на что шаман ответил: всему своё время. Но какое уж тут своё время, когда тут Ёрш с товарищами орут, что никаких духов не было и нет. И называет себя Миарнаф не ученик шамана и не шаман, а… как это по-велькски… лечитель.
Ныгзель замолчал, задумчиво глядя на огонь в очаге.
– Продолжай, уважаемый – сказал король.
– И мы ушли. Мы шли 14 дней. Шаман наш тяжело болен. Мы несли его и все мы молим духов, чтобы он поправился. Мы здесь. И я припадаю к ногам Его Величества лучезарного короля вельков с нижайшей просьбой снизойти до нашего народа и спасти моих неразумных соплеменников из пучины неверия и вернуть их в лоно религии предков. Мы полны восхищения перед Его Величеством королём Комаром Великим – Шаман отметил, что чужеземец впервые неправильно построил фразу, – перед Его Святейшеством Шаманом и перед велькским народом, впервые из всех народов узнавшим великую истину нравственности. Мы будем рады впредь следовать нравственным законам. Мы умоляем прийти в нашу землю и силой оружия уничтожить наших врагов и образумить наших неразумных соплеменников. Мы просим принять маленький народ устагов в состав великого велькского королевства. Мы будем служить вам верой и правдой. Только помогите изгнать негодяя Ерша и его сообщников и нашего нечестивого вождя Когапела.
Сказав эти слова, Ныгзель опустился на колени перед королём, потом склонил голову до самого пола и так и остался.
–Ну, что скажете, почтенные господа? – вопросил король, -- поможем друзьям-вывам?
– Поможем, Ваше Величество
–  Конечно, поможем!
– Добьём ершовскую гадину!
 – Значит и быть посему: подытожил король. Завтра на военном совете обсудим детали. В поход двинемся, думаю, дней через 5. Надо нам как следует подготовиться.
Ныгзель вдруг поднял руку. Прямо из положения стоя на коленях, с опущенной головой. Выглядело это довольно комично и некоторые из присутствовавших невольно улыбнулись. В прочем Ныгзель их улыбок всё равно не видел.
– Ты что-то хочешь сказать ещё? Говори, – приказал король.
– Ваше Величество, есть некоторые  обстоятельства.
– Какие же?
– Наш вождь укрывает у себя и других врагов Вашего Величества. Помните ли Вы атана по имени Снег?
– Ну, ещё бы! Как не помнить этого мерзавца!
– Он тоже у нас. И ещё много людей из племён воевавших против Вашего Величества.
– Хе! Значит всех сразу и прихлопнем!
– Да, Ваше Величество. Ёрш и его команда не срывают своей ненависти к Вам и к Его Святейшеству. Они науськивают против Вас соседние племена. Когапел всюду рассылает своих людей. Уже заключён союз с бенмиками, декмисянами, трувранами, лаюзами, вероятно, скоро будет заключён союз с бактагарами. Апукеры всегда враждовали с нами, но, похоже, даже с этими презренными пожирателями лягушек Когапел попытается договориться о союзе «перед лицом общей опасности!» Надо торопиться.
– Вот негодяи! – вскричал король, –  Да, сложно нам будет. Но другого выхода у нас нет. Если мы их в ближайшее время не перебьём, они придут и перебьют нас.
–   Вот ещё что. Стойбище наше хорошо охраняется. Изобретатель придумал огородить его каменными стенами.
–   Каменными, как это?
–   Он придумал такую грязь, что если оставить её в покое дня на 3, вода из неё испаряется и она превращается в твёрдый-претвёрдый камень. Но стены он не из этой грязи делать приказал. Берутся камни, размером примерно с человеческую голову, обтёсываются, и укладываются друг на друга. А швы между ними прокладываются этой самой грязью. Получается очень прочно. – А высота этой стены? – В два человеческих роста. Теперь наше стойбище называется словом «город», ну, поскольку его огородили. И вдоль стены всю ночь ходят 3 человека, проверяют, нет ли чего подозрительного. А вокруг стены выкопан ров очень глубокий и в него пущена вода. А на дне рва воткнуты острые колья, чтобы переплыть не пытались. Единственный же вход в город охраняют ещё трое.
   Король зло ударил воздух возле себя, словно бы Изобретатель невидимый присутствовал в землянке.
– Понятно, от кого они берегутся?
– Ещё бы, – ответил Шаман, – от нас.
– И это ещё не всё. Изобретатель придумал такие штуки: кладёшь в неё камень, нажимаешь на такую палку и камень летит куда тебе надо?
– Прямо уж куда надо?
– Ну, всё равно прицелиться надо. Как при стрельбе из лука. Да он много всякого напридумывал. Я всего и не знаю. Многие дела в секрете держатся. Вот слышал я, что он какие-то камушки собирает и зачем-то их в огонь суёт. Мне Мавпак  говорил, это мальчик такой. Видит: стоит Изобретатель у потухшего костра, золу разгребает, а под золой что-то жёлтое, блестящее. Что-то он изобретает очень серьёзное. Чуть промедлим, и станет он неуязвим, непобедим… мало ли,  что он ещё придумает.
–   Да… Опасный человек. Ну, и что же нам делать? Как нам эту стену одолеть? Мы же столько людей положим… А оставлять, как есть, тоже нельзя… Никак нельзя…
–   Ваше величество, не беспокойтесь. В охране есть наш человек. Он притворился, что встал на сторону вождя и Ерша, а на самом деле он предан вере и шаману. Дежурит он каждые 5 дней. И каждые же 5 дней он приходит в условленное место и ждёт сигнала. Сигналом же будет крестообразная зарубка на оговоренном дереве. Появилась зарубка – значит, мы пришли. И вот, увидев зарубку он начинает приходить в условленное место чаще, каждый вечер (если сможет конечно, главное, не возбуждать подозрений). Там же мы его и находим. В означенный день он нейтрализует охрану и впустит нас в город.
– А как нейтрализует?
– Шаман травку ему дал. Высушить, сварить, добавить чуть-чуть отвара в пищу и – человек спит Опасно, понимаю, но другого выхода нет.
Ну, что ж, господа, – подытожил король, – я полагаю, что сегодня мы услышали достаточно. Нам надо будет всё обдумать, обсудить детали. Завтра утром собираем военный совет. В поход идём дней через 5. А сейчас – всем спать. Завтра вы нужны мне бодрые и здоровые. А Его Святейшество Шамана лично я попрошу посмотреть больного. Остальные же – по землянкам. Спать!

Продолжение следует.