Увидеть море

Эль Куда
- Море, - выдохнула она, - море….
Я взглянул на соседку по купе. Пожилая  женщина с болезненной худобой, неотрывно смотрела в окно поезда. Задерживала дыхание, когда море исчезало, прячась за горами. Глубоко вдыхала, когда оно показывалось,  будто чувствовала неповторимый морской аромат.
- Вы никогда не были на море? – полюбопытствовал я.
- Я родилась у моря.
- Но тогда ваше восхищение…, - не понимал я ее.
- Я не видела море сорок семь лет, - она взглянула на меня огромными сияющими глазами ребенка, которому вернули любимую игрушку.
- Извините, если я вам помешал.
- Нет-нет ничего…, - она тут же забыла обо мне, погрузившись в созерцание моря.
***
В гостинице за завтраком я встретил свою попутчицу. Поздоровался с ней, но она меня не узнала. - Мы ехали с вами в одном купе, - напомнил я.
- Извините, в последнее время я плохо запоминаю людей.
- Вы обращались к врачу? – Она отрицательно покачала головой. - Ну, что же вы так плохо к себе относитесь. В вашем возрасте надо быть к себе внимательной.
Она посмотрела на меня долгим взглядом уставшего человека: - Вы доктор?
- Да, провинциальный врач. - Женщина встала и, не прощаясь ушла. – Кому я отвечаю? Зачем спрашивать, если ответ не нужен? - проворчал я. Ох, уж эти пациенты в возрасте, иногда они хуже детей. Думать о ней мне было некогда. Дела-дела и я побежал, получать свой груз.

Казалось бы, зная все о жизни в свои пятьдесят с хвостиком, я как мальчишка расстроился.  Заказанное мною оборудование придет только завтра. Обходительность менеджера фирмы доставки меня больше разозлила, чем успокоила.
- Это его работа успокаивать меня, - ворчал я, - а меня ждут больные. - Поймал себя на мысли, что больных в эту пору немного. - Ну ладно не ждут, - согласился  с собой,  - я просто хочу домой. Да! Я хочу на свой диванчик и точка.

Я шел по набережной и ворчал, ворчал…. Конечно, им молодым разве понять, что в моем возрасте уже в тягость гостиничные номера и еда в кафе. Может они и не виноваты, но мне от этого не легче. Я случайно увидел свое отражение в витрине: маленький, кругленький, такой хороший- хороший, а должен торчать в этом пыльном, душном городе. Конечно, я себя люблю! Я подбоченился и пару раз покрутился перед своим отражением. Почему же мне себя не любить? У меня есть все, что может пожелать любой врач в моем возрасте. Я хорошо выгляжу, пациенты меня уважают и ценят. Мое настроение улучшилось, а что бы почувствовать себя еще лучше  решил пройтись босиком по морскому песочку.

Бывшая попутчица стояла по щиколотку в воде. - Вы замечали, что когда волна набегает, то море вас сдвигает? – спросила она, когда я подошел.
- Как это?
- Вот смотрите мы стоим здесь, - она взяла меня за руку, потянула к себе, и я замочил ноги, войдя в море. -  Вот сейчас волна набежит. Чувствуете? Она нас сдвигает! -   
Я поглядел на свои мокрые брюки. Если ей так хочется считать, то я-то тут при чем? Я промычал что-то неопределенное. - Нет- нет, вы прислушайтесь и почувствуете это, – настаивала она.
Моя многолетняя практика показала,  с людьми лучше не спорить. Но, похоже, она  права! Очередная волна накатила, уходя, оторвала меня на какую-то долю секунды от твердой земли. Мокрые струйки песка убегали из под пяток, обтекали пальцы. Мгновенная невесомость, словно в воздухе завис. Оглянулся на набережную, не далеко ли меня унесло в море. Вроде бы нет, но я испытал непередаваемый восторг. Волшебный результат: прилив сил, желаний, чувств. Я словно поплыл по волнам, стоя по щиколотку в воде, а весь мир ждал моего возвращения. Может, я и вернусь. Может, вознагражу их своим вниманием. Но! Это потом, а сейчас… море – этот нескончаемый источник вдохновения. Да! Море…, моя попутчица была права.
- МОРЕ-е-е-е!!! – позвал я его чуть слышно, оно отозвалось новой ласковой волной, уносящей меня к горизонту.
 Мне понравилось ощущение невесомости, и я остался рядом с ней. Вдыхал полную грудь солоновато сладкого воздуха. Смотрел на чуть округлый горизонт, и удивлялся своему открытию – земля-то круглая. Про мокрые брюки забыл. Я стал частицей моря.

Наконец  вспомнил, что мы не представились: - Меня зовут….
- Не надо, - она выпустила мою руку, - вы просто доктор.
- Не доктор, а врач…, но впрочем…, если вам так удобно. А Вы?
- Ева.
 Больше мы ни о чем не разговаривали. Вскоре я почувствовал, что проголодался. Свежий воздух и прогулка сделали свое дело.
- Не желаете поужинать?
- Нет-нет. Мне сейчас это не нужно.
- Как знаете, а я не против хорошего питания.

Я принял ванну, что еще больше разыграло аппетит. Очень плотно отужинал и сел отдыхать. Эти гостиничные диваны не идут в сравнение с моим домашним, где так удобно поразмышлять о жизни. Вышел на балкон, темно и тихо.
Ева все еще была на берегу. Ну, надо же, никак не успокоится! Все смотрит на море. Что она хочет там увидеть?
 Блики на море, шум накатывающих волн  начали клонить в сон. Как мне казалось,  я удобно лег, но сон куда-то делся. Когда мне надоело его ждать,  пошел на берег.
Женщина не удивилась моему возвращению. Я сел рядом на песок: - Вы, наверно, очень любите море?
***
Весь наш поселок работал на море. Не было ни одной семьи, ни одного человека, который бы имел иной источник дохода кроме моря. – Так Ева начала свой рассказ. – Постоянная сырость, частые дожди и шум прибоя. Потом этот запах: сладковатый запах гниения и соли. Все события: праздники или горе, все было от моря. Я возненавидела его. Мне казалось, что море самое отвратительное, что есть в природе. Я поклялась сделать все, чтобы уехать от него подальше.
Мне было девятнадцать, когда сразу двое сделали мне предложение. Никого из них не любила. Первый был из нашего поселка и работал на рыболовном траулере, а другой студент из города. Я вышла за второго, он казался неплохим человеком, и мог исполнить мое желание, увезти меня от моря. Вскоре, он получил работу на одной из угольных шахт. Я была в восторге, море оказалось очень далеко от того места, где мы поселились.
Я родила троих детей, была занята только семьей. Пока были бессонные ночи, пока дети нуждались во мне, я не замечала, что какая-то тоска время от времени посещает меня. Дети выросли, уехали в другие города. У сына и старшей дочери уже свои взрослые дети. Младшая решила посвятить себя карьере журналиста. Когда муж умер, дети долго решали, что делать со мной. Я жила то у дочери, то у сына. У них свой ритм жизни, свои проблемы. Я в тягость им, но куда мне деваться. Денег у меня немного, пенсия минимальная.

В молодости после переезда мне иногда не хватало воздуха, я задыхалась, и тоска, странная зовущая тоска. С возрастом эти приступы стали чаще и дольше. Я не могла понять, что меня  тревожит, но однажды по телевизору увидела фильм. Там показывали море, дома на море, движение по морю. Я плыла по морским просторам вместе с героями фильма, и впервые за долгое время задышала полной грудью. Я чувствовала свободу, покой, я была счастлива. Ощущение радости прошло после окончания фильма,  я затосковала еще сильнее. Только теперь я знала причину, я хотела еще раз увидеть море…. Море, которое я предала.
Дети не могли понять, зачем мне нужны деньги. Объяснить я не сумела. Чувствовала, что больше от жизни мне ничего не надо. Младшая дочь не могла часто видеться со мной, у нее сплошные командировки, поэтому она присылала мне открытки и немного денег. Вот я и стала их копить…. Конечно, полгода экономии небольшой срок, но не для меня…. Я должна была увидеть море….

Женщину утомил ее собственный рассказ, она замолчала. Я отметил ее учащенное дыхание, и еще раз подумал, что с ее здоровьем не все в порядке. Я и сам устал, поэтому предложил ей вернуться в гостиницу, но она отказалась. Уже уходя, я вспомнил:
- Простите, а что вас так торопило его увидеть?
- Смерть.
- Но вы ведь не хотите сказать, что приехали сюда, что бы умереть?
- Нет, я хотела попросить у него прощения.
- Что сделать?
- Попросить прощения.  Я слишком поздно поняла, что никогда не жила по-настоящему. Только на море и рядом с ним я была счастлива. То, что мне по молодости казалось мерзким и отвратительным, оказалось больше всего мною любимым. Мои дети не знают моря. Они даже не представляют, какой восторг только от одного вдоха морского воздуха, какой покой поселяется в душе от шума волн, и как можно далеко улететь глядя на морскую гладь. Я приехала к морю, чтобы к тем девятнадцати годам прибавить еще несколько дней полных жизни.…

Какая странная женщина, думал я засыпая. Просить прощения у моря? Чудачество, да и только….
Утром в гостинице была какая-то суета. Выходя на улицу, увидел полицию и скорую помощь, что-то происходило на берегу. Подошел ближе, и буквально наткнулся на носилки с Евой. Она умирала. Какое мне надо было подтверждение? Такое спокойное и светлое лицо бывает только у людей, когда сами они еще здесь, а душа их уже входит в небесный сад. Мне показалось, что Ева узнала меня, она выдохнула: - Море….
***
Я получил оборудование, купил билет и собрался ехать домой. Расплачиваясь за гостиницу, зачем-то спросил: - Женщина, которую сегодня утром увезла карета скорой помощи, была вашей постоялицей?
- Да, и знаете, она как раз оплатила за три дня вперед. Так удачно вышло. За ней не осталось никакого долга.
- Ее родным сообщили?
- Нет, она записалась у нас под вымышленным именем. Документов у нее не нашли, но с нами она расплатилась полностью.
- Что за идиоты, - я был вне себя, - расплатилась, расплатилась…. Да, не с вами она расплатилась, а всю свою жизнь оплачивала счет, предъявленный ей морем.

Поезд увозил меня домой. Я в последний раз оглянулся на кусочек еще видимой мной голубой бесконечности: - Море! Море…. - вырвалось у меня.
- Вы никогда не видели море? – удивленно спросил попутчик.
- Видел, но не знал....