Умение писать - умение сокращать? 1. Чехов, Ренар

Хелью Ребане
    Заметки, выписки из дневников и писем писателей, из мемуаров их друзей. Может быть, кому-то это тоже будет интересно.
   

 АНТОН ЧЕХОВ (1860 –1904).
 (в основном здесь приведены выдержки из писем Чехова  литераторам, его современникам.) 
   
    «...Написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец. Тут мы, беллетристы, больше всего врем...
....В коротком рассказе все должно быть взаимосвязано. Идее подчиняются не только поступки и характеры героев, но и все то, что мы называем фоном.
....Компактность – умение вложить большое содержание в вещи небольшого объема.
....Писатель должен исключить себя из сюжета рассказа, не совать себя в герои своего романа.*
....Чем чувствительнее положение, тем холоднее следует писать и тем чувствительнее выйдет.
.....Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев.
..... Если изображено много мест и события даны широко во времени, то и действие должно быть пропорционально увеличено.
....Необходимость держать читателя в напряжении – это момент, составляющий разницу между большой повестью и маленьким рассказом.
....В маленьком рассказе лучше не досказать, чем пересказать, надо жертвовать подробностями ради целого. Подробности, даже очень интересные, утомляют внимание.
.....В нем(маленьком рассказе) не нужны большие вступления и картины пейзажа.
    Рассказ должен начинаться с фразы о том, что герой волновался.
....Искусство писать – это искусство сокращать.
....Умею коротко говорить о длинных вещах....»
_____________________________________
*Таково мнение Чехова. Именно так он и писал. А например, Марсель Пруст добился невероятной узнаваемости переживаний, детально зафиксировав собственные переживания в прекрасном романе «Любовь Свана». Через полное  раскрытие своего внутреннего мира он показал, что внутренний мир другого человека очень похож на наш собственный.(Х.Р.)

ЖЮЛЬ РЕНАР (1864-1910)
    «Размышления о писательском труде»
    
1) Талант – вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста....Сильные не колеблются. Они садятся за стол, они корпят. Они доведут дело до конца, они испишут всю бумагу, они изведут все чернила. Вот в чем отличие людей талантливых от малодушных, которые ничего не начнут. Литературу могут делать только волы. Самые мощные волы – это гении, те, что не покладая рук работают по восемнадцать часов в сутки. Слава – это непрерывное усилие.
2) Писать так, как Роден лепит.
3) У Бальзака слишком мощный гений, избытком его он делится с персонажами.
4) Не быть никогда довольным.
5) Крестьянскую речь можно передать и не прибегая к орфографическим ошибкам.
6) Ясный стиль – вежливость литератора.
7) Слить самую обыденную реальность с самой неистовой выдумкой.
8) Один Гюго говорил, остальные бормочут.
9) Жизнь может себе позволить обходитьься без логики, литература никогда.
10) Когда страница дается мне с трудом, я верю, что она написана хорошо.
11) Писать – это особый способ разговаривать : говоришь и тебя не перебивают.
12) Заметки писателя – это ежедневные гаммы.
13) Синонимов не существует. Существуют только необходимые слова и каждый писатель их знает.
14) Каждое мгновение перо выпадает из рук, потому, что говорю себе: то, что я пишу, неправда.
15) Когда человек докажет, что у него есть талант, ему еще остается доказать, что он умеет им пользоваться.
16) Бывают минуты, когда все удается. Не пугайтесь: это пройдет.
----------------------------------------------------

____________________________________________________
P.S. Впрочем, если вам нечего поведать миру, то лучшее сокращение - не писать вовсе :-) (Х.Р.)

ДОПОЛНЕНИЯ ИЗ РЕЦЕНЗИЙ НА ЭТУ ПОДБОРКУ

«Как в политике одно меткое слово, одна острота часто действует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов». (С. Цвейг)

«Труд писателя. Написал страничку за день, потом прочел, перечеркнул и счастлив: хорошо поработалось!» (Маркес)

«Он совершенно своеобразен, узнается с одного абзаца – признак истинной яркости, неповторимости таланта». (Солженицын о Набокове)


«Писательская работа – это вечный выбор слов, и этим она для меня привлекательна». (Ф. Искандер)

«Я не говорил бы так много о себе, если бы знал кого-нибудь так же хорошо, как себя». (Г. Торо)

Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!
А выраженья за мыслью придут уже сами собою…
(Гораций)


«Дневник – одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие». (И. Бунин)

«Жадность к писанию – уже признак таланта». (А. Чехов)

«Тьму победить невозможно. Тьма непобедима. Несите свет». (Будда)

(Константин Соболев)