Идея сущностно - ориентированного образования

Виктор Йог
На федеральном уровне и в субъектах федерации идёт очередной этап реформирования системы образования страны. Модернизация образования призвана помочь России вписаться в единое мировое  образовательное пространство. Для управленцев, работников образования и потребителей образовательных услуг давно ясно, что нужно что - то  менять в этой многострадальной сфере. Уже были реформы, новое педагогическое мышление, обновление и вот теперь модернизация. Однако, при всех попытках изменений,  ничего принципиально в этой отрасли не меняется. Совершенствуется внешний антураж, проходит смена руководителей органов управления образованием, появляются новые теории и концепции. То мы учим с 7 лет, то с 6, то 3 года , то 4, то 10 лет, то 11, теперь вот идёт переход к 12. Сменились вывески на образовательных учреждениях: институты стали университетами, техникумы колледжами, школы гимназиями, детские сады центрами развития ребёнка. В школах появились психологи и социальные педагоги.  Все пишут программы развития от министерства  до сельской школы. Теперь вот добрались и  до детских садов. Но, по сути, система образования не изменилась.

 Она поглотила и многообразие учебников, и отказ от школьной формы  и разрушение комсомольской и пионерской организации, и забвение воспитания, и уроки закона Божия, и наркоманию, и проституцию. При этом она осталась всё той же кондовой, консервативной, допотопной телегой, изготовленной триста лет назад. Основными чертами её являются:
– ориентация на производство профессионала, винтика большой государственной машины;
– ориентация на личность, как социальное лицо, маску (важнее фасад, как мы выглядим);
– ориентация участников образовательного процесса на материальные ценности;
– сохранение традиционной организации обучения;
– ориентация на процесс образования, а не на результат.

Вполне резонно возникают вопросы: а можно ли в принципе что - то изменить в образовании? Если да, то как это сделать? Если что - то менять,  то к чему стремиться?

 За последние двадцать лет в образовании произошло движение от предметной педагогики, к педагогике личности и развития. Казалось бы всё хорошо и нужно продолжать действовать в том же направлении. Тогда почему же такая неудовлетворённость у всех, кто причастен к образованию? На наш взгляд, это происходит потому, что цели выбраны неверно. Не туда идём. «Если не знаешь куда идёшь, тебя приведёт туда любая дорога».
В настоящее время главная цель, согласно закону «Об образовании» звучит так: «Под   получением  гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом»

В законе об образовании заложены показуха, очковтирательство, выдача ничего не значащих бумажек за деньги  от детских садов до университетов, системы повышения квалификации и аспирантуры.

Ориентация на личность – шаг вперёд по сравнению с профессиональным подходом. Сейчас нужно идти дальше и ориентироваться на сущность. При движении к личности мы, в конечном счёте, получаем личину. Это существо, стремящееся к власти, обладанию, богатству, потреблению, к борьбе, к насилию и уничтожению себе подобных. Сумасшедшее общество с помощью современного образования производит по существу больных  (безнравственное начальство, госдума, которая дерётся на глазах у всего мира, главные герои наших дней: новый русский, киллер, маньяк, проститутка и вампир).

А личность в своём развитии может превратиться в лик. Современная философия и психология различают личность и сущность. Сущность – бессмертный дух, который никогда не рождался и никогда не умрёт. Это высший уровень развития человеческого в человеке. Это человек осознающий, кто он такой в этом мире, в чём смысл его жизни и для чего он пришёл на эту Землю. Сущность описывается понятиями духовность, нравственность, хозяин, миссия, высшее я, центр, возвращение домой, самопознание, истинное я, самосовершенствование, творчество, свобода. На духовном уровне мы все равны и там нечего делить, не с кем воевать. Приоритетом являются духовные ценности, а материальные занимают своё, далеко не главное место. Говорят, в момент смерти, человек постигает загадку человеческого бытия, тайну своего существования. Но почему бы не жить со знанием этого?!

Система непрерывного сущностно - ориентированного образования должна на всех этапах от рождения до смерти тела способствовать осознанию каждым своей сущности. Надо не только удовлетворять всё возрастающие материальные потребности, нужно понять, а ради чего всё это?  Может быть, тогда и решится проблема устойчивого развития всего мира без границ, войн, голода и терроризма. Образование в будущем – это построение образа себя в мире.

Современная система образования великолепно воспроизводит сама себя. Студенты, обучаясь в лекционно - семинарской системе в педагогическом вузе и школьники в классно-урочной, становясь молодыми педагогами, работают так же, как работали с ними. Круг замыкается. Разомкнуть круг не могут ни отдельные школы, работающие по системам Занкова и Эльконина – Давыдова, ни частные образовательные учреждения, ни десятки экспериментальных площадок. Система перемалывает все нововведения и, по сути, сохраняет свой показушный, бездушный, формальный, антинародный характер.

 Если в качестве приоритета мы ставим сущность, а не личность и профессионала, то в соответствии с изменением цели должна измениться вся система образования. Надо заниматься не модернизацией (сколько не занимайся усовершенствованием старого костюма, он так и останется, просто изношенной одеждой), а развитием системы образования. Развитие предполагает качественные, существенные изменения. Для этого, в первую очередь, определяется цель, а затем средства её достижения. Одним из таких средств могло бы стать изменение в организации обучения студентов педагогического университета. Коллективы преподавателей лучше формировать не по   предметному, а по технологическому принципу. В настоящее время в теории образования разработано около сотни современных образовательных технологий. Но в практике образования они не работают, так как преподаватели главные силы  отдают предмету, содержанию учебного материала, не отвечая за конечный результат. Студенты, обучаясь в вузе, не овладевают педагогической  технологией, которая, как известно, включает концептуальные основы, содержание образования и технологию обучения и воспитания. Если же коллектив преподавателей будет собран по технологическому принципу, ориентирован на конечные результаты образования студентов (за пять лет обучения должна сформироваться сущность будущего учителя, хотя бы в первом приближении), зарплату будут получать не за выполнение учебной нагрузки, а за результаты деятельности кафедры, будет создано организационное условие работы на результат. А сейчас пытаются волевым решением ввести единый государственный экзамен, не обеспечив его достижение. Тем более, что результат будет измеряться совсем не тот! Учителя в школе  тоже должны  образовать кафедры по технологическому принципу с упором не на забивание информации в головы учеников, а на воспитание и обучение Человека.

А ведь сейчас кафедры разобщены, более того, преподаватели работают абсолютно обособленно. За результат никто не отвечает. Вуз и школа работают на процесс. Конечно, это всего лишь идея. Для практической её реализации нужно разрабатывать все три компонента социальной инженерии: исследовать теперешнее состояние системы, проектировать будущее и создавать практики перехода от сегодняшнего состояния к проектному.  Многое уже сделано в этом направлении в теории и на практике, но реальные изменения возможны только при действительном единении усилий всех участников образовательного процесса: они должны работать не только рядом, но и вместе!