Стрелы Амура

Юрий Минин
СТРЕЛЫ АМУРА               
      одноактная комедия
(написана и поставлена в 1988 году во время тотального дефицита)

действующие лица:
Авдотий – муж Вероники, импотент,
Вероника – жена Авдотия, служащая,
Старуха - тёща Авдотия, мать Вероники
Сослуживица - женщина неопределённого возраста.

Время действия  - расцвет перестройки, тотальный дефицит.
Квартира Авдотия и Вероники в канун праздника 8 марта, с ними живёт мама Вероники - глухая старуха Галантерея. Гостиная, на стене часы, висит гитара.  Дома старуха, но она находится в другой комнате. Слышен звонок в дверь, он упорно повторяется несколько раз. Слышно, как ключом долго открывается дверь затем звук хлопнувшей двери.

Вероника (слышен её голос). Помогите мне... Помогите мне, кто ни будь!

Появляется старуха, шаркающей походкой идёт на голос Вероники в прихожую. Появляются Вероника и старуха с множеством коробок в руках, особенно их много у Вероники.

Вероника. Мама, помоги же мне!
Старуха. Ась? Ну, чаво ещё за сапоги?
Вероника. Не сапоги, а помоги, вот тетеря, глухая!
Старуха. Батюшки, пошто столько картонок-то приволокала? Ась?
Вероника. Подарки это к 8 марта, мама.
Старуха. Батюшки, неужто поклонники - кавалеры завелись у тебя? Ась?
Вероника. Мама, как ни как, женский праздник завтра, хочу хоть чуть-чуть, хоть капельку себя женщиной почувствовать. Сама себе всё это я… напрокат взяла... Муж-то мой не на что уже не способен сделался... (далее говорит мечтательно) А было, было же время, когда букетик подснежничков подарит, крошечный такой, но приятно-то как, мама, было... или мимозы подмороженной, почерневшей, а всё равно хорошо...
Ой, а было ли?.. Верится с трудом... Из красивого, стройного, влюблённого в меня без памяти юноши вырос обрюзгший боров с животом, с подбородками,
задница у него больше моей, с зарплата меньше моей (смеётся). Спит только с одной... газетой.
Старуха. Чаво? С соседкой?
Вероника. Ой, мама, если бы... Короче говоря, мама, сама себе накупила эти вот подарки, хочу похвастаться, показать, будто муж это у меня такой внимательный, щедрый и заботливый, будто сам всё это барахло сообразил.
Старуха. Перед кем выпендриваться будешь - то? Ась?
Вероника. Пригласила к себе сотрудницу свою, сплетницу главную нашу, ей    всё это и покажу. Завтра, нет, сегодня  вся контора наша обо мне узнает! Скоро она придёт сюда, мама.
Старуха. Батюшки! А ты Авдотия-то предупредила? Неровён час заявится муженек твой, выдаст тебя, что делать будем? Ась?
Вероника. Скоро не появиться, вечер у него на работе праздничный... Что только там он делает? Ума не приложу. Кто на него там внимание теперь обращает, на борова? Слушай, мама, меня.
Старуха. Ась? Я уже ела.
Вероника. Я говорю: слушай меня, а не скушай меня! Так вот, если заявиться мой муженёк при гостье – ты сама встретишь его в прихожей, объяснишь всё ему там, чтобы сидел и помалкивал себе в тряпочку...
Старуха. Ась? В тапочку?
Вероника. В тряпочку! Ну и тетеря ты!
Старуха. Ой, не скорый он у нас на ум - то... Не напутал бы чего...
Вероника. Ничего, сообразит, когда-то не дурак был, а ты ему втолкуй, вразуми его, товарищ начальник      
Старуха. Ась? Да, я и говорю: самый настоящий чайник.
Вероника. Хватит каркать, помоги лучше на стол собрать.
Старуха. Какая кровать?
Вероника. Не в кровать, а на стол накрывать!

Хлопочут обе. Звонок в дверь. Старуха открывает. Входит сослуживица.

Вероника. Дорогая моя!
Сослуживица. Милочка моя!

Обнимаются. Сослуживица снимает пальто, рассматривает всё кругом.

Сослуживица. А у вас я нахожу всё очень мило, даже очень.
Старуха. Мыло? Где мыло дают?
Сослуживица. Это ваша домработница?
Вероника. Мама это моя, говорите громче, глухая она, как тетеря.
Старуха. Да, да Галантерея, а отчество моё библейское: Галантерея Понтиевна
Сослуживица. Очень приятно. Мне у вас уже нравиться, хорошо.
Старуха. Ась? Порошок? Где порошок дают?
Сослуживица. Кстати, милочка, вот мой скромный подарок к 8 марта.

Достает пачку стирального порошка.

Вероника. Что вы, мне право неловко, зачем же так беспокоиться?  Но как это оригинально, злободневно и ново! Я тоже не останусь в долгу. Вот вам и мой сюрприз.

Дарит пачку сахарного песка.

Сослуживица. 1:1, ничья, очень, очень мило с вашей стороны. Ох уж этот дефицит. С ним не соскучишься. Масло подсолнечное успели набрать?
Старуха. Канистру.
Сослуживица. А муку, спички, соль?
Старуха. Толь?
Вероника. Соль!
Старуха. Запаслись, матушка, на пятилетку вперёд. Перестройка, перестройка, а гласности никакой и нету - почему бы прессе не сообчить, что должно пропасть? Всё тайком, всё втихомолку - раз и пропало! И не знаешь, что хватать нужно: яйца или серпы...
 
Все садятся за стол.

Сослуживица. Что это у вас за коробки такие, макулатура?
Вероника. Это? Да так, пустяки, безделица, муж это мой подарил нам с мамой подарки к 8 марта. Сейчас за розами убежал...
Сослуживица. Розы? В эту пору? В этот час?
Вероника. Милочка, вы его совсем не знаете, для него нет ничего невозможного! Особенно когда это касается меня или мамы. Смотрите сами.

Открывает коробки, демонстрирует меховые вещи.   

Сослуживица. (поперхнувшись, закашлявшись) Научились же у нас вещи готовить из искусственного меха... Не отличить от натурального.
Вероника. Что вы, милочка моя, это - всё натуральное!
Сослуживица. Что, кошка, собака?
Вероника. Обижаете, милочка, моего мужа: норка, песец! (Сослуживица поперхнулась вновь. Вероника старухе) Дело сделано, теперь можно и стол убирать.
Старуха. Торт подавать? (не понимая жестов Вероники) Батюшки, что это мы чай-то пьём с таком? Я ведь и торт празднику испекла.
Вероника. (посматривая на часы) подавай, скорее, мама, свой «Рыжик».
Старуха. (встаёт, поёт, пританцовывая) Чижик, пыжик, где ты был...
Вероника. Ну и тетеря! Я тебе сказала: подавай торт «Рыжик», а не спой «Пыжик». И побыстрей, мама, а то уже поздно и гостья наша торопиться.

Подают торт.

Сослуживица. Спасибо, Тетеря Понтиевна!
Старуха. Галантерея Понтиевна.
Сослуживица. Простите. А вы не беспокойтесь, у вас так хорошо, и я вовсе не тороплюсь, посидим ещё? (смотрит на гитару) А почему бы нам не спеть?
Вероника. Просим, просим, (подаёт гитару гостье и обращается к старухе). Гостья наша – сущий талант. Без неё ни один вечер, ни одно застолье не пройдёт. Спойте нам, милочка.

Сослуживица проникновенно исполняет романс, старуха расчувствовалась.

Вероника. Браво, браво! Что я говорила, мама. Настоящий талант! Так вот сидела бы весь вечер, дорогая моя, и слушала, слушала, ах, какое блаженство, какой чудный голос, сколько души, сколько сердца! Жаль только, что вы уже уходите. Хороший был вечер! Мы с мамой счастливы. Мама, подай дорогой нашей гостье сапоги!
Старуха. Ась? Пироги? Что, уже всё съели?, сейчас ещё принесу. (уходит)
Сослуживица. Не беспокойтесь, милочка, у вас так хорошо, что уходить совсем не хочется. И потом… мне так не терпится взглянуть на вашего суженого, после того, что я узнала о нём.  Дайте хоть одним глазком взглянуть на ваше сокровище. Ну, не прячьте его от меня, прошу вас.

Входит старуха с пирогами.

Сослуживица. (пытается вспомнить и произнести имя старухи) Тетер..., Гильёти... Специально для мамы, старинный романс. Послушайте, дорогая моя.
 
Поют песню.

Старуха. (всхлипывает) Вот ведь, были же песни в наше время... Запоёшь, и на душе теплеет и сладко становиться, никакой конфеты не надо ... Нешто нонешние песни за столом затянешь? (пытается вспомнить песню) «Сара-Марабу у неё корова му» Тьфу, ты, гадость какая, прости, господи, мою душу грешную. Кабы я в юности такое запела - за чокнутую бы меня приняли. Точно сказали бы, что сбрендила. Батюшки мои...

Звонок в дверь.

Старуха. Вот и зятёк наш дорогой пожаловал.
Вероника. Иди, открой, мама (провожает старуху к выходу). Не забудь, как договорились, подготовить его.
Старуха. Не боись, дочка, всё исполню, как сговорились...Ешо и не хуже, что Авдотий подтвердит! Что не делается, то к лучшему, поверь мне, старой.

Старуха уходит. Слышно, как хлопает входная дверь, крик старухи, потом возня, шум, вбегает Авдотий, в руках у него лук и стрела.

Авдотий. Вероника, дорогая, моя… Тёща, ну как всегда не к стати, навалилась на меня в прихожей. Зачем-то хотела меня задержать, и чуть было сюрприз мой не испортила. Ты только посмотри, что я тебе принёс в подаро... (замечает сослуживицу) А ты не одна?
Вероника. (берёт сослуживицу под руку) Дорогая моя, извините, вы так торопитесь, я вас сама провожу, пойдёмте (пытается надеть на неё пальто).
Авдотий. Вероника, познакомь же меня со своей гостьей.
Сослуживица. (протягивает руку) Очень рада, очень рада. Мне тут сказали, что вы за цветами ходили (указывает на стрелу). Очень оригинально, просто прелесть!
Авдотий. Это я в подарок жене...
Вероника. Пойдёмте, милочка, моя, уже поздно и темно.
Сослуживица. (Авдотию) Мне тут показали ваши подарки, которые вы жене и тёще преподнесли к празднику. Как я завидую Веронике… У неё такой любящий и внимательный муж...
Авдотий. Я подарил?  Подарки? Какие подарки? Я ничего никому не дарил. Ничего не понимаю. Я же только сейчас собираюсь это сделать! (опускается на колено) Дорогая жена...

Авдотия обрывает старуха, пытается увлечь за собой. Он вырывается

Старуха. Извините, гостья наша дорогая, праздник большой: выпил зятёк, с кем не бывает... 
Авдотий. (раздраженно) Да вы что, мамаша, с ума  посходили? Не пил я, и не думал пить (поднимает лук со стрелами) Дайте слово - то мне сказать.

Все пугаются, как ни как оружие, кричат.

Сослуживица. Теперь я всё поняла. Так это значит, меня здесь решили подурачить, посмеяться. Подарки изображают передо мной. За дурочку меня приняли. Соболями трясут не известно, откуда взятыми, а мужик - то ваш приходит пьяный и разыгрывает сцену из «Царевны - лягушки»!!! Завтра же поставлю на партбюро вопрос о вашем моральном облике, дорогая моя, царевна - лягушка!
Старуха. Старушка? Какая я тебе старушка? Да я моложе тебя буду! Пошла отсель вон, «старушка»! Я те покажу «старушку»!
Сослуживица. Где мои вещи, как Вас там…, Бакалея Понтиевна?
Старуха. Галантерея я, Галантерея! Почём я знаю, где твои клещи.
Вероника. (показывает на мужа) Это он, изверг, отравил  всю мою жизнь! Душегуб! Даже раз в году 8 марта не может быть мужчиной! Ты, только ты разбил все мои надежды, а теперь и опозорил меня на всю контору. Представляю, как завтра эта мымра будет потешаться надо мною... Как я несчастна, как же одинока!
Авдотий. Дайте же мне объясниться, в конце-то концов!
Вероника. Замолчи!!! Тебе ещё мало?
Авдотий. Дорогая, я уверен, ты сейчас простишь меня и заключишь в свои объятия. Послушай же. Я сегодня не пошёл на работу. Ради тебя. На фиг её, работу. Взял отгул. Потом скитался вместе с толпами таких же несчастных бедолаг, как и я по пустым магазинам в поисках для тебя подарка. Весь день, дорогая! И всё безуспешно. Не было нигде ничего. Как корова языком слизала. Представляешь, даже в книжных магазинах труды классиков Маркса-Энгельса, портреты членов политбюро и те расхватали. Это было настоящим испытанием! Я совсем отчаялся и обессилел. Помнишь нашу скамеечку в скверике? Не знаю, что меня к ней привело… Я присел на скамеечку эту, перевести дух, а потом опять хотел пойти на поиски.
Вдруг, представляешь!!! Прямо над моей головой хрустнула ветка. Я поднял свой усталый взгляд и увидел… над собой златокудрого мальчика, в лёгких белых одеждах, почти голого, с луком и стрелами в его маленьких пухлых ручонках. Дорогая, я узнал его. Это был Амур!
Мальчик, посылающий любовь своими стрелами.
Старуха. Батюшки. (крестится) Надо же так напиться.
Авдотий. Дорогая, он уже знал, что я ищу, и что мне так нужно. Мальчик с золотыми кудрями протянул мне вот это. (показывает лук и стрелу)
Так воцарится же любовь в нашем доме между Авдотием и Вероникой навсегда! На все времена!  (направляет лук на жену).
Старуха. Батюшки.(крестится)
Сослуживица.  (заслоняет собой Веронику) Милочка, он же убьёт вас!
Вероника. Спасибо, дорогая моя.
Старуха. (кричит) Стой, не стреляй! Вероника, если это и взаправду стрела Амура!? Ась? Чаво деется...! А если бы он выстрелил в эту старую кралю, ась? Вон она, так и лезет на стрелу своими грудями! Ты представляешь, что бы было - ЛЮБОВЬ промеж ними возникла бы, с мужем твоим законным, батюшки ... Прохлопала бы мужа!
Вероника. Что, милочка, завидно стало, что муж мой после долгих лет сексуального застоя снова любовью воспылал и взаимности захотел? Этот подарок для меня подороже норок и песцов будет. Вот оно счастье - то моё настоящее где! Дорогой мой! Иди ко мне!
Авдотий. (бросает стрелы) Дорогая моя! Любимая! Единственная! Я чувствую, чувствую силу, как в нашу первую брачную ночь! (заключают друг друга в объятия).
Старуха. Неужто и взаправду это стрела Амура, надо поэкспериментировать, мне это то же не помешает (незаметно укалывает зятя в зад стрелой).
Авдотий. Ой, (оборачивается) Мамочка, мамуля, единственная моя! Как я люблю вас. Какое счастье жить с вами...  рядом! Как же я счастлив, мама ( все трое обнявшись, медленно идут ).
Сослуживица. (берёт оставленную стрелу, быстро прячет её) Им это, пожалуй, уже не понадобится. А мне пригодится ещё может. (одевается и уходит)

1988 год.

                К О Н Е Ц