Реальность и её описание

Виктор Йог
         
                Реальность и ее описание.
     До тех пор, пока человек просто живет в мире, не описывая его, мир для него един и целостен. Разрыв в сознании появляется у исследователя, который начинает делить мир на части, на субъект  и объект.
 
     После такого деления объект предстает в сознании исследователя в виде реальности и ее описания. Реальность и ее описание в совокупности представляют мир. Мир - это все сущее, которое может находиться в мире. Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает и неданное.

     Реальность - вещественность, онтологическое бытие - в - себе, т.е. в - себе - бытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.

     Описание реальности - упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. Описание  (дескрипция ) придерживается фактов, его интересует «что» и «как», в то же самое время описание помогает раскрыть и  причины, объяснить  «почему» и «отчего».

     В реальности можно выделить шесть типов деятельности: чтение, проживание, исследование, конструирование описаний реальности, философствование, изменение реальности.

     В мире  существуют тексты (описания реальности) и читатели - те, кто их осваивает. Читатель - субъект чтения, обладающий способностью читать. В его сознании могут возникать различные цели чтения, т.е. предполагаемые результаты. Кому-то нужно запомнить текст наизусть, кому-то запомнить основные положения, а кому-то просто получить удовлетворение от самого процесса восприятия новой информации. Читатель владеет основными нормами (правилами) чтения. В качестве исходного материала будет уровень информации о тексте в сознании читателя. Продукт - уровень информации после окончания чтения текста. Уровень информации  будет меняться в процессе чтения. Средствами чтения будут способности читателя к восприятию, обработке, запоминанию информации. Способы работы со средствами определяются возможностями читателя: умеет ли он структурировать текст, имеет ли навыки понимания и схематизации и т.п.
 
     Использованную нами модель акта деятельности применительно к чтению легко наложить на оставшиеся пять типов деятельности. Следует только отметить некоторые особенности выделенных типов деятельности. Проживание связано с опытом, с переживанием реальности, а не с ее теоретическим освоением  (чтением). Это альтернативные типы деятельности. Их альтернативность снимается в исследовании. Исследование синтезирует их на основе изучения какого-то предмета. Выдвигается гипотеза, которая проверяется опытом. Исследование ограничено своим предметом. Исследователь понимает, что он изучает только какой-то аспект реальности. Метафизик конструирует целостную картину реальности, принимая ее за истину. Исследование и конструирование целостной картины реальности тоже являются альтернативными типами деятельности. Их альтернативность снимается в философствовании. Это синтез научной и метафизической деятельности. Философ осознает, что построенная им картина мира не есть истина, и она (картина мира) относительно целостна и завершена. И тогда философ продолжает исследовать мир и себя, постоянно достраивая и перестраивая свою картину мира. Методологическая деятельность вновь снимает противоречие между завершенностью и незавершенностью. Неважно насколько картина мира близка к истине. Важно другое: помогает она реальной практике или нет.

        Таким образом, шести типам деятельности в реальности соответствуют шесть типов деятелей: читатель, практик, ученый, метафизик, философ, преобразователь.
 
         В мире кроме людей, живущих в реальности, есть люди, которые эту реальность описывают. Это создатели текстов, заменителей реальности, писатели. Ценность текста определяется количественной и качественной характеристиками. Более ценной с точки зрения близости к истине является качественная характеристика.

      С точки зрения близости к истине можно выделить шесть степеней: теоретическая, опытная, научная, метафизическая, философская, методологическая. Им соответствуют шесть типов писателей: писатель-теоретик, писатель- практик, писатель-ученый, писатель- метафизик, писатель- философ, писатель-методолог.

     Писатель-теоретик создает теоретический   тип  текста. Автор не переживал того, о чем пишет, у него нет опыта. Он прочитал десяток книг и написал свою на их основе.

     Писатель-практик имеет опыт, он переживал то, о чем пишет и знает это.
 
     Писатель-ученый отстаивает то новое  знание, которое он получил, синтезировав теорию и опыт.

     Писатель-метафизик излагает в тексте стройную, завершенную, целостную систему, думая, что она истинна.

     Писатель-философ описывает свою систему в становлении, в изменении.

     Писатель-методолог описывает не картину мира, а метод изменения мира. Картина мира ему нужна, как средство для построения метода изменения мира. А метод не может быть истинным или ложным: он или приводит к цели или нет. И это не вопрос об истинности или ложности картины мира.

     Таким образом, при исследовании мира в аспекте его реальности и описания нами использован системный подход и метод декомпозиции системы на блоки, подсистемы и элементы; деятельностный подход  и схема акта деятельности применительно к  выделенным типам деятельности, синтетический подход и диалектический метод мышления: тезис - антитезис - синтез применительно к выделенным парам типов  деятельности и их описаний.

     Использованный подход можно было бы назвать системно - деятельностно - синтетическим.