Незадачка

Лобанов Евгений
— Кать, ну вы же совсем непохожи! — почти взмолилась мама. — Он — мальчик домашний, а ты у меня...
И мама вздохнула.
Дочь поправила топик, завела за ушко темную прядку и проговорила возмущенно:
— Ну ма-ам!.. Как будто вы с папой похожи! Совсем даже непохожи... Он тоже все время дома торчит...
Мама сначала не нашлась что ответить, а потом заметила:
— Но Сережа все-таки лучше тебя учится...
Катя не поняла, при чем здесь это замечание, но отозвалась:
— Ну и здорово! Значит, он будет на меня влиять. В лучшую сторону. Между прочим, у него по алгебре — между тройкой и четверкой...
— А у тебя — между двойкой и тройкой, — возразила мама. — Какая разница?
— Ну видишь ведь — мы похожи. Немного...
— Делай что хочешь... — вздохнула мама.
— Хорошо, отозвалась дочь кротко. — Ты же знаешь, я всегда тебя слушалась...
Ну да, она больше любит гулять по городу, чем учить уроки. Но весна же! Весной учить уроки вообще — преступление! Но приходится. Куда деваться — иногда приходится нарушать законы улицы.
...Ну разные они с Сережей. Раз-ны-е! Ну и что? Быть одинаковыми так скучно! А мама все время твердит, что Катя с Сережей — абсолютно непохожие, и что это плохо. И что лучше бы она, Катя, была как Сережа. Например, вместо того чтобы шлындать по улицам, сидела бы дома и учила уроки. Ладно. Хорошо.
Катя прошла в комнату. Сначала вытащила дневник. Потом — задачник по алгебре.
— Та-ак... — протянула она. — Задачка номер пять тыщ сто двадцать два. Жуть какая! «С аэродрома вылетели одновременно два самолета: один — на запад, другой — на юг. Через два часа расстояние между ними было две тыщи километров. Найдите скорости самолетов, если скорость одного составляла семьдесят пять процентов скорости другого».
Катя посмотрела в окно. В небе догоняли друг друга два самолета. Один летел чуть выше. Другой — чуть ниже. В одном летела она, Катя Абашева. В другом — Сережа. В каком — кто? Есть ли разница?
...«С аэродрома вылетели одновременно два самолета: один — на запад, другой — на юг...» Нет, ну как же так? Почему же они летят в разные стороны, хотя должны — в одну? Ладно, предположим — это не те самолеты, в которых летят Катя и Сережа.
...«Между ними было две тысячи километров...»
Много. Ну не могут они быть так далеко друг от друга!
...«Найдите скорость самолетов...»
Нет, ну это просто невозможно — в одиночку решить такую сложную задачку! Можно, конечно, позвонить Юрику, он решит все это безобразие в две минуты. Но зачем звонить Юрику, если Катя его терпеть не может? Лучше уж позвонить Сереже.
К телефону долго никто не подходил. Катя даже отчаялась и подумала: не сбежать ли на плотинку? Длинные звонки сразу же прекратились, и в трубке раздался родной голос:
— Да... Слушаю...
Абашева заторопилась, боясь, что Сережа сейчас — вот сию секунду! — бросит трубку:
— Кротов, это я... Ну, Катя... Абашева. Ты задачку решил? ...Ну эту... пять тысяч какую-то... Про самолеты... Летят они куда-то... Нет? И я — нет! Может, поможешь?
В голосе было столько надежды! А потом она стала гаснуть. Точнее, погасла. Сразу. Почти мгновенно.
— ...Нет, ну я понимаю... А если вместе... как-нибудь... Ну Сере-е-ежа-а-а!.. У тебя же почти четыре по алгебре... А у меня — два... Ты мне помогать должен... Хорошо, хорошо, не должен, я пошутила... Ну просто помоги, а?
На том конце провода раздалось неохотное:
— Ла-адно, приду-у...
Катя немного успокоилась. Но только — совсем немного. А вдруг с ним что-нибудь случится на улице?! Он же — домашний! А иномарки так гоняют, что...
Звонок! Абашева рванулась к телефону.
— Ну! Некогда мне! Я уроки учу!
Трубка летит на рычаг. Ну чего эта Машка вечно дразнится! Ну нельзя ей сейчас на улицу. Нель-зя! Она уроки собралась учить! Алгебру! В кои-то веки, как сказала бы мама.
Через двадцать минут раздался дверной звонок. Абашева пулей вылетела в коридор и распахнула дверь. На пороге стоял он — Сереженька Кротов.
...«Между ними было две тысячи километров...»
— ...Ну один летел на запад, понимаешь? — втолковывала Катя однокласснику. — А другой — на юг. Ты знаешь, где запад?
— З-запад? — неуверенно проговорил одноклассник. — В-все время путаю. Вроде, слева...
— Нет! — торжествующе сказала Абашева. — Справа! Это если стоять лицом к югу.
— А при чем здесь юг? — не понял Кротов.
— А при том, что самолет летел на юг!
— Нет, — сказал Сережа. — Тут нужно сосредоточиться!
Он сделал глубокомысленную паузу и продолжил:
— Значит, если один самолет летел на юг, а другой — на запад, значит, они летели под углом в девяносто градусов.
— Девяносто? — удивилась Катя. — То есть, значит, вертикально?
— Почему — вертикально? Самолеты, вроде, обычно летают горизонтально, — неуверенно проговорил Кротов.
— Но взлетают же они не горизонтально, а под углом...
— Они уже взлетели, — терпеливо объяснил Сережа. — И разлетелись под углом в девяносто градусов.
Катя представила, как разлетаются самолеты. Вдребезги! И ей стало страшно. Ведь в одном из них летел он, ее Сережа...
— Ты чего? — спросил Кротов. И посмотрел странно.
Признаваться в своем страхе не хотелось.
— Больно далеко улетели, — помолчав, отозвалась Катя. — Это какая же у них должна быть скорость?
— Треугольник, — сказал Сережа. — Прямоугольный. Одна сторона — запад. Другая — юг. А третья — две тыщи километров.
— Ага, — поняла Катя. — Запад берем за икс...
— Юг — за ноль семьдесят пять икс, — тут же отозвался Сережа. — И решаем уравнение квадрата гипотенузы.
— Та-ак, — с энтузиазмом и влюбленно глядя на одноклассника, подхватила Катя. — Ноль семьдесят пять икс в квадрате плюс икс в квадрате будет две тыщи в квадрате. Бешеные цифры!
— Четыре миллиона, — подсчитал Сережа.
Высунув розовый кончик языка, одноклассница выводила на листочке уравнение.
— ...Та-ак. Один семьдесят пять икс квадрат равен четырем миллионам. Значит, икс квадрат будет равен... Возьми — в верхнем ящике...
В верхнем ящике под калькулятором лежала самая сокровенная Катина вещь — дневник. Тот самый, в котором записаны все ее чувства к Сереже. Одноклассник выдвинул ящик и, помедлив, ткнул пальцем в дневник:
— Это, что ли, взять?
С замиранием сердца (вдруг Сережа все-таки не послушается?!) Катя ответила:
— Че, Кротов, с ума сошел? Калькулятор возьми...
Одноклассник еще раз покосился на дневник, вытащил калькулятор и, нажимая на кнопки, стал комментировать:
— Четыре миллиона... делить на одну целую семьдесят пять сотых... Та-ак... Примерно два миллиона двести восемьдесят пять тысяч семьсот четырнадцать... Это — икс в квадрате. Значит, извлекаем квадратный корень...
Катя привстала. Прислонилась к Сережиной спине и заглядывая через плечо в калькулятор, присвистнула:
— Ну ни фига себе!.. Почти тыща пятьсот одиннадцать километров в час!
Сережа отчего-то вздрогнул и согласился:
— Д-да... Ни фига себе! Я и не думал никогда, что ты...
— Я ни при чем! — быстро отвела от себя подозрения Катя. — Решаешь ты, а не я.
— Какие-то полусверхзвуковые самолеты попались, — с сомнением проговорил Кротов.
— Военные, наверное, — блеснула знаниями Абашева.
— Не... Че-то не то, — засомневался вдруг одноклассник. — Ответ посмотри! Больно уж скорость большая.
— Так мы ж только одну скорость нашли! А вторая — меньше. На двадцать пять процентов. Значит, у второго скорость... — Катя лихорадочно тыкала пальцем в кнопки. — А у второго — тыща сто тридцать три. Почти на четыреста километров в час меньше! Нормально?
— Нет, ну чего-то не то все равно, — не перестал сомневаться одноклассник.
— Все то! — заверила его Катя и утянула одноклассника на кухню — пить чай.
А потом потащила Сережу гулять. Но он упирался и говорил, что ему пора домой и что шарахаться по улицам, тем более, вечером, он терпеть не может. Катя на него обиделась и еще раз поняла, что с Сережей они совсем разные. Абашева сбежала на плотинку, даже познакомилась с каким-то Лешей. Но все равно она знала, что ее Сережа — самый лучший! Ну почему они не похожи?! Ну хотя бы в чем-нибудь!..

...Через день математичка Елена Игоревна, возвращая тетради после проверки восьмому «б» классу, раздраженно выкрикивала отметки:
— Копырин. Три. Абашева. Два. Кротов. Два...
По Катькиному лицу расплылась довольная улыбка.
9 марта 2003 г.