В бой идут одни старики

Виктор Йог
И вечный бой,
Покой нам только снится.

Второго февраля в КДЦ “Первомайский” состоялась творческая встреча с народным артистом СССР М.А. Ульяновым. Наш земляк привез в город Омск свой новый фильм “Сочинение ко Дню Победы”, в котором сыграл главную роль. На встрече присутствовали все поколения омичей: школьники, молодые солдаты омской воинской части, люди зрелого возраста и пенсионеры.

Фильм режиссера Урсуляка ставит очень острые вопросы, на которые
нет готовых ответов. Сюжет фильма в духе нашего неспокойного времени. Два старика-фронтовика, бывшие летчики, захватывают самолет с заложниками, требуя выпустить из тюрьмы своего фронтового друга (артист О. Ефремов). Их товарищ руководит общественным фондом ветеранов спорта, а за его спиной действует мафиозная структура.

Исчерпав все возможные способы спасти друга (взятки, связи), летчики-налетчики (артисты М. Ульянов и В. Тихонов) решились на отчаянный шаг. Власти выпустили их друга, но задумали уничтожить заговорщиков. Старики не поверили, что будут отпущены, и улетели на самолете… Финал фильма открытый: самолет исчез, больше их никто не видел. Каждый зритель додумывает окончание этой истории сам.

Повествование в фильме ведется от лица ребенка. Все происходящее на экране напоминает фарс. Вот в уличном бою летчик мира № 2 (артист М. Ульянов) обрушивает на голову милиционера фанерный транспарант и попадает в милицию. За что сражаются старики сейчас? Правы ли они или это старческий маразм? В фильме встает знаменитый вечный гамлетовский вопрос “Быть или не быть?”. Смириться и доживать свою старость, бродя по помойкам и питаясь объедками с барского стола, или “восстать, вооружиться, победить или погибнуть?”. Если смириться, то вся жизнь теряет смысл. Тогда за что боролись? Ветераны не могут “не быть” и поэтому выбирают “быть”, но так чтобы, как говорит главный герой фильма, “не было бессмысленно больно”…

В самом деле, суть нынешней ситуации в стране, если отбросить детали, в безнравственности власти, которая способна служить только себе, а не народу.

В фильме это генеральская и прокурорская мафия. Одна, настроив себе дворцов с бассейнами, все проблемы решает только силовым путем: “А может, бабахнуть?”. Другая не может не брать взяток, так как, если ты не берешь взятки, отпуская невиновного, то действуешь непрофессионально, и тебя осудит весь прокурорский цех.

Можно понять людей, которые не хотят мириться с тем, что творится сейчас в стране. Они не хотят или не могут приспосабливаться к изменившемуся миру, а если и пытаются, то их используют в своих целях “братки”. Можно понять и тех, кто изо всех сил пытается встроиться в так называемую рыночную систему и найти в ней свою нишу. Но где же истина?

Приспособиться - это значит изменить себя. Бороться - это пытаться изменить мир и других людей. Единственно правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый отвечает на него по-своему…

И как ни пытались на творческой встрече с М.А. Ульяновым пенсионеры получить готовый ответ на знаменитый вопрос “Что делать?”, великий артист как мог уходил от ответа. Он говорил о том, что в политику и экономику больше не играет, что надо заниматься своим делом, идти к себе. На предложение Супрунюка, председателя партии пенсионеров, вступить в их партию, ответил отказом, мотивировав тем, что любая организация борется, прокладывая себе пути к власти, а он этого не хочет.

В качестве выхода из нашей критической ситуации М.А. Ульянов предложил выборы. Надо лучше выбирать власть, и тогда все устроится, так как мир не придумал ничего лучше демократического государства.

Пенсионеры на встрече не могли с ним согласиться. Вот здесь-то и наметился раскол между народным артистом и народом. Актер не мог не почувствовать, что людям не до эстетических оценок фильма и игры актеров: они унижены, поруганы, их достоинство растоптано. Герои фильма улетели, а куда и на чем лететь им?

На встрече прозвучала и сталинская тема. Женщина-пенсионерка сказала, что в последние годы необъективно освещается сталинское время. Она, например, при Сталине работала, жила и никого не боялась, не боится и теперь. На это М.А. Ульянов ответил, что по свидетельству очевидцев, целые слои общества испытывали страх. Так в 1937 году группа режиссеров, чтобы избавиться от гнетущего страха, по ночам играла в подкидного дурака и сидела на чемоданах с одеждой, ожидая, когда за ними придут. Однажды режиссер Пырьев, решив подшутить, забарабанил в дверь ногами. Его чуть не избили. Таково было нервное напряжение.
Фильм никого не оставил равнодушным. Ведь эта лента не только о стариках, а обо всех, кто честно трудился и в результате остался в нищете.

Честно трудиться не нужно? Но ведь это же абсурд! Все равно, так долго продолжаться не может. Как пауки в банке начинают поедать друг друга, так и “денежные мешки”, обобрав народ, начнут уничтожать себя сами. И, возможно, Россия еще возродится. Жаль только, что нынешним старикам не дожить до этого времени. И не потому ли в некоторых фразах М.А. Ульянова звучали горечь и чувство вины перед этими людьми, которым он ничем не может помочь.