Те десять лет Контингент

Кирилл Владимиров
Повесть "Контингент". Автор — Сергей Скрипаль (kont) в соавторстве с Геннадием Рытченко при содействии Владимира Григорьева.
Собственно, это не повесть, а сборник рассказов о войне в Афганистане, о людях, там воевавших. Эти рассказы можно читать и по отдельности, но объединенные вместе они производят впечатление куда большее.
Автор сам воевал там, и можно было бы ожидать, что "Контингент" — одно из многих произведений мемуарного типа, характерных для бывших солдат, со всеми вытекающими недостатками подобных произведений непрофессиональных авторов — многочисленными стилевыми огрехами, невеликими литературными достоинствами. Однако это совершенно не так. Повесть kont'а резко выделяется из ряда других солдатских воспоминаний. Для меня она стала и до сих пор остается самым сильным произведением из опубликованных на Прозе.ру.
Открывается сборник прологом "SIMPHONIE “VALGALLA”, сразу же в полной мере демонстрирующим литературный талант автора. Этот пролог настраивает на определенное восприятие дальнейшего повествования, создает соответствующий настрой, да и общей теме повести соответствует вполне, но, к сожалению, перенасыщен эпитетами и метафорами, затрудняющими восприятие. Не всегда удобочитаемые фразы, с одной стороны, иногда притормаживают понимание текста, хотя с другой стороны, в какой-то мере способствуют более эмоциональному его восприятию. Мне кажется, в данном случае первое важнее.
Этого недостатка остальные рассказы лишены, впрочем, как мне показалось, и любых других (редкие опечатки и мелкие ошибки не в счет). Очень качественное произведение, с несомненными литературными достоинствами, оно состоит из отдельных историй, почти каждая из которых написана своим стилем и с использованием в каждом конкретном случае своих литературных приемов.
С самого начала повесть потрясает читателя жесткостью и, я бы даже сказал, жестокостью описания боя. Картины, описанные kont'ом, напомнили мне фильм "Спасти рядового Райана" — штурм дувала и последующая гибель батальона показаны так же натуралистично, но без пошлого смакования кровавых подробностей. В этом несомненный талант kont'а проявился особенно — это ведь очень сложно не удариться в крайность, чтобы в подобных сценах присутствие  автора и не выпирало назойливо, но и повествование в то же время не выглядело бездушным и отстраненным. Гибель солдат, девушки, спасение покалеченного ребенка представлены в документальном стиле, без морализаторства и навязывания точки зрения автора — так, как происходило в действительности, и читателю предоставляется возможность самому определить свое отношение к происходящему.
В дальнейшем общий стиль повести постепенно меняется: отходит на второй план жестокость боев и читатель начинает размышлять, выстраивать свое отношение к той войне. И опять-таки автор подталкивает его к этому незаметно,   исключительно при помощи фактов, показывая судьбы людей. Даже в эпилоге ему удается не сбиться на откровенное давление на читателя, оставляя последнему возможность самому определиться по отношению к тому, что происходило в Афганистане с 1979 по 1989 годы.
Единственный вопрос, который ставит автор в повести, это вопрос вроде бы к самому себе, но на самом деле он задается читателю: для чего была эта война? Автор не ждет ответа, на этот вопрос читатель должен ответить сам для себя. И скорее всего, у каждого читателя ответ будет свой.
Кто-то, возможно, скажет, что это была обыкновенная завоевательная война, каких в истории человечества навалом, и далеко не все они, как и эта, заканчивались успешно для агрессора. Кто-то решит, что в семьдесят девятом правительство СССР совершило одну из многих своих ошибок и в этой войне бесполезно искать смысл — его просто нет. А кто-то, может быть, подумает, что эта война нужна была, чтобы погибли Белов и Димка, прапорщик Перец привез домой чеки, Федор стал Рахматуллой, а Сергей Скрипаль — kont'ом. Может быть. Каждый должен решить это сам.


P.S. В январе 2004 г. по результатам сетевого литературного конкурса Литер.ру повесть "Контингент" была отмечена дипломом.