Лена

Татьяна Лаврова
рассказ-быль


Когда войдете, неспеша, в свой класс,

Вас встретят взгляды ясных, ждущих глаз.

Как важно их понять, не обмануть,

И, объяснив событий разных суть,

Ввести в безбрежный знаний океан,

Где Вы бессменный Главный капитан.

Жизнь – это такая сложная штука. И если разобраться, в судьбе у каждого человека немного найдется встреч с людьми, которые ярким метеором появятся в его жизни, оставляя незабываемый след. Особенно важно и ценно, если это учитель. Мне посчастливилось: такого человека я встретила.

Это была Лена, как мы между собой ее называли, практикантка, будущая учительница по русскому языку и литературе. Фамилии ее, к сожалению, я не помню - столько лет прошло – это было в 1973 году в г. Шевченко.

Этот предмет у нас, девятиклассников, вела завуч школы – строгая, требовательная, где-то даже властная, но очень знающая и опытная. И мы сначала несколько скептически отнеслись к Лене - молоденькой и миловидной девушке с короткой стрижкой и вздернутым носиком, от силы лет на 5-6 старше нас и выглядевшей почти нашей ровесницей. Она приехала к нам из другого города.

- Елена Васильевна заменит меня до конца второй четверти еще и как классный руководитель, - представила ее нам Вера Григорьевна и ушла.

В классе повисла ожидающая тишина.

А Лена вдруг сказала:

- Ребята, я почитаю вам стихи. Наш первый урок я проведу не по школьной программе.

Когда она начала читать - произошло чудо: как она преобразилась! Ее лицо стало таким прекрасным и вдохновенным. Большие глаза сияли, а звучный бархатный голос, казалось, проникал прямо в душу. Она читала нам стихи Эдуарда Асадова, открывая нам его мир, полный справедливости и веры в мечту о настоящей любви. Правдивые, чистые и немного наивные строки для нас, подростков, звучали как откровение, будили самое лучшее и светлое, доходили до самого сердца, Мы не заметили, как прозвенел звонок…

С тех пор жизнь наша изменилась. Девчонки зачитывались Асадовым, почти целиком переписывая в библиотеке его стихи из сборников. А уроки Елены Васильевны стали для нас самыми желанными и интересными. На перемене возле нее всегда была стайка девочек. А как она могла донести до нас доброту Толстого, романтику Тургенева, красоту и лиризм Есенина. Как она умела затронуть в нас, почти взрослых людях, какую-то затаенную струнку, и, исходя из этого, раскрыть перед нами образы литературных героев. Конечно, то были и талант, и чутье, и такт, которые даются свыше, заложены от природы.

Лена учила нас азам стихосложения. Наверное, она и сама писала стихи. Благодаря ее влиянию, большинство девочек, а может быть, и мальчиков, стали пробовать свое перо, не исключая и меня. Однажды было даже домашнее задание – написать стихотворение. Лучшие стихи читали перед всем классом.

А какой она была прекрасный организатор. Чего стоил классный час “Мое мнение”, где каждый тянул жребий с фамилией, а потом анонимно писал то, что думал об этом человеке: и хорошее, и плохое. Это способствовало сплочению класса – ведь когда понимаешь друг друга и знаешь, что ты значишь для других, смотришь на себя со стороны – тогда легче жить , а о недостатках – задумаешься.

А однажды Лена провела урок на берегу осеннего моря. Каспий был неприветлив в этот час, небо насупилось серой хмурой тучей, а холодные волны, что непрерывно набегали на берег, разбиваясь на прибрежных камнях, казались одушевленными и живыми в своей фантастической изменчивости. Лена читала здесь нам Пушкина и Лермонтова, и эти хрестоматийные строки в ее устах переставали быть такими затертыми и надоевшими (что греха таить, все мы так относимся к учебной программе). Мы по-новому открывали для себя этих великих поэтов. А какие великолепные литературные вечера мы проводили! А культпоходы в кино и коллективные обсуждения кинофильмов, различные диспуты? Мы с нетерпением ждали каждого классного часа – ведь мы знали, что Лена приготовила нам какой-нибудь сюрприз. Это было интересное, незабываемое время.

Но все когда-нибудь кончается. Закончилась практика и у Лены. Мы провожали ее на вокзал всем классом. Поземка мела по перрону, нам было холодно, и, казалось, всему миру было холодно, ведь мы теряли тепло и общение с нашей любимой Леной. Когда пришло время прощаться – поезд должен был вот-вот отъехать – девочки плакали, да и у мальчишек подозрительно блестели глаза. А Елена Васильевна, не ожидавшая, что мы все придем ее провожать, приложив к глазам платочек, сказала нам на прощанье: “Мои родные мальчишки и девчонки, я уезжаю, но, поверьте, здесь, с вами, я оставляю частичку себя…”

Ее слова, действительно, были правдой. Конечно, я давно потеряла связь со своими одноклассниками. Столько лет прошло. Но уверена, что все они остались любителями истинной поэзии. Ведь то, что закладывается в таком возрасте – остается на всю жизнь. И частичка Лениной души всегда с нами. Свет от общения с ней долетает до нас через все эти годы.

С тех пор я, второй математик класса, а теперь программист-верстальщик, заболела стихами и пишу их до сих пор. Не могу не писать, потому что жажда творчества – это для меня как жажда жизни. И пусть, может быть, я еще начинающий поэт, я только учусь, но моя литературная ниточка тянется в то далекое осеннее и такое будничное поначалу утро, когда невысокая, худенькая девушка сказала негромко:

- Ребята, я почитаю вам стихи…