Мнемоника

Акиндинов Сергей
                Из  цикла "Голландия!!"


               

     Какие только чудеса не творят наши любимые преподаватели, ради того, чтобы их предмет лучше усваивался в головах учащихся.
Что только ненапридумывают!
     Какие только чудеса ненапридумывают учащиеся, ради того, чтобы этот предмет сдать, не затратив и "понюшки" на изучение.

     Вот и у нас, кафедра Сопротивления материалов редкостной затейливастью славилась. Профессор Маньковский читая лекции, не только каждый постулат до простого разжёвывал, но и все формулы в захватывающие словосочетания обличал.
Мнемоникой это называется - приём такой, чтобы облегчить запоминание большего количества информации. И основывается эта мнемоника на ассоциациях. А какие самые сильные ассоциации для сплошь мужской аудитории? Ясное дело, ассоциации обратные нашей мужской психики. А по-другому, всё что связано с женщиной - оно и есть самое сильное, самое запоминающиеся.
Сопромат - наука коварная и формул в ней больше, чем у собаки блох. И кусать они начинают и прыть показывать, как всегда ни с того ни с сего, на экзаменах. А экзамен по сопромату, ещё и рубикон, этакая первобытная инициация. Это когда - вроде как юноши переход совершают - во вроде как мужчин. Сдал сопромат - можно жениться. А кто же из мужиков этого "жениться" раз - другой попробовать не хочет? Все хотят. Вот и корпели над конспектами и учебниками. Сдал сопромат - жениться ... А  то !

     Но Вовка Гринёв, что-то не очень над сопроматом усердствовал. Сопромат - сжатие, кручение, растяжение... А он взял и "болт забил". Ему, видете ли, практиковать хотелось. Девушка у него с кафедры химии была, дочка капитанская - Машенька. В теле стройная, глаза серьёзные - голубые, строг-га-ая... На кафедре химии - все женщины строгие. Мужчин там не было, одни женщины, вот и строгие. А Вовка там практикует. Химию мы, правда, на втором курсе ещё всю сдали, но у него к химии особая тяга была - органическая. Мы все на лекции по сопромату, а Вовка, в хим.лабораторию - практиковать. Мы, Гука и Лагранжа охватить не можем, а он с Лавуазье, Машей и Менделеевым на короткой ноге. Многие завидовали... А то!
А тут экзамены - "выходи бороться !" Нашёл Вовка конспектик поприличнее, у тех кто уже рубикон перешёл, засел штудировать. Третий курс, не хухры-мухры, опыт в сдачах имеется, да и Вовка - неотставной козы барабанщик, с головой и память - молью не бита.
Вообщем, в день экзаменационный шагнул к столу ничтоже сумняшеся, взял билет и стал готовиться к ответу. С неба звёзд мы не хватали, науку брали попой!... А то !

     Но помимо причуд мнемоники, на кафедре Сопротивления материалов, ещё одна причуда была... На экзаменах; теорию - в два вопроса, наместе экзаменатору рассказываешь, а третий вопрос - задача, у доски решаешь, с объяснением... Это как - лебединая песня. Ну не перед смертью, естественно, а перед тем - как вроде мужчиной стать. На кафедре этой - женщин не было, чистомужская кафедра. А мужикам - что к стенке, что к доске, всё едино, главное, чтобы героику событий видеть.

     Вовка Гринёв теорию Маньковскому отмямлил. Употел даже. А задачу - будьте добры, на подиум !
Вышел. Стоит мнётся, не знает с чего начать. Задача на кручение консольной балки.
- Ну-с, молодой человек, с чего начнёте решение? Смелее, смелее, балка не отвалится...
- С определения момента...
И Вовка почувствовал, что вокруг него запахло химией.
- Та-ак... Ну-тис, и какая формула для этого момента?
Вовка подумав, начинает дрожащей рукой выкорябывать мелом на доске формулу, а вслух шпарит мнемонику
- ... Мужчина = Любит  Женщин  Изящных ... M = L G I .
- Э-ээ, молодой человек, у нас не зачёт по словестному фольклёру!?... Это я вам для запоминания давал... Вы же в инженеры готовитесь, вот и терминологию соответствующую используйте... Что такое - L ? Что такое - I? ...
Но Вовка сделал вид, что он контужен сразу на два уха, и ни чего не слышит. Это по-Станиславскому - театр с вешалки начинается, а у курсантов он от доски начало берёт, или от стенке ... Это, кому как повезёт.

     Пока Вовка колдовал над решением "момента", к дверной щели экзаменаторской припали голубые глаза Машеньки. Не выдержало сердце девичье, поболеть прибежала. Знал бы Вовка, какая волна аквамарина тревожила васильки глаз. Как сосредоточенно и напряжённо вслушивалась Маша в каждый вздох, в каждый шорох издаваемый им у доски. "... Вот он... почти рядом... Удачи тебе - милый... "

- Ну-тис, молодой человек, ... Что-то долго Вы считаете... Так-так... Дальше, что определять будете?
- Момент кручения ...
Вовка интуитивно угадывал.
- Хорошо, определяйте... И какова же формула?
- Момента кручения? - переспросил Вовка.
- Момента кручения... - подтвердил Маньковский.
- А-а!! - радуясь без границ, возликовал он, быстро выводя латинские буквы и вслух декламируя мнемонический текст, - Машка крутит = Ляжкой  Жопой  И  ****ой ... Mкр. = L G I P .

     Услышав такое, Маша растерялась и замерла. Лазурные озерки помутнели, потупились и горючая слеза перечеркнула румянец щёк. "... Ах! ... Вот ты какой... ", и маленькие каблучки раздробили тишину коридоров о дубовый паркет, "... прочь, ... прочь..., а я - то думала... "
Она убегала и уже не слышала ни возмущений профессора Маньковского, ни лепет Вовкиных извинений... Не слышала... и слышать уже не желала.

- Молодой человек, - возмущался профессор, - соизвольте ответить, что за скабрёзность в выражениях Вы употребили к этой невинной формуле? Откуда Вы черпаете этот острожный жаргон?...
- Из конспекта... - буркнул Гринёв, засыхая на корню и обливаясь краской стыда.
- Николай Савельич, - обратился Маньковский к своему коллеге принимающему экзамен за соседним столом, - Вы слышали мнемоническую трактовку формулы в современной интерпретации?
- А-а, - устало махнул рукой тот, - чем бы дитя не тешилось...

     Сопромат Вовка сдал. Поставили ему "жидкий" трояк, учитывая прежнии заслуги в тер.мехе и теории деталей и машин. Но перед Машей пришлось оправдываться долго. Ведь любая глупость в нашей жизни, как смерть: мёртвый не осознаёт, что он мёртв, но другие от этого страдают... А то !