Бимба

Алексей Плющев
Холопутов сделал шаг в сторону от рвущегося из метро человеческого потока и жадно закурил.
Наконец-то дома!
Вокруг мало, что изменилось. Те же чахлые уличные акации, грязные витрины универмага наискосок за дорогой, те же фонари, разбитые через один, переполненные окурками мусорные урны, под ногами газетный мусор.
Молчаливые люди так же, как и раньше, спешат домой, чтобы укрыться от этих рваных газет, разбитых фонарей, а главное, от таких же спешащих, толкающихся чужих людей; к своим маленьким, непосильным трудом отвоеванным пространствам тепла и света, к  газовым жаровням, согревающим в этот час миллионы простых, но сытных рагу; к торшерам в углу, под которыми, заложенные старыми квитанциями и истекшими проездными, дожидаются вечернего чтения миллионы одинаковых криминальных романов; к телевизорам с моложавами ведущими, пышноволосыми брюнетками и прищурившимимся от сигарного дыма ковбоями внутри экрана; к телефонным звонкам, детским урокам, глянцевым календарям, объемистым чайным чашкам, зубным щеткам, короткому теплому забвению...
Домой стремился и Холопутов, только дорога его была гораздо дольше, а ожидание предстоящей встречи значительнее.
Утомленный воздержанием от табака в метро, Холопутов несколько раз подряд глубоко затянулся. Теперь все будет иначе. Начнется новая жизнь, а прошлое постепенно изотрется из памяти, преватится в легенду и пыль.
Быстро темнело.
Внимание Холопутова привлекло вспыхнувшее зеленым и красным неоном слово, тяжело оседлавшее крышу высотного здания. БИМБА. Непонятное игривое слово слегка мерцало, подмигивая второй буквой Б, и Холопутову, непонятно с чего,  стало весело.
Бимба, - произнес он про себя. – Вот все у нас так: даже Бимбу несчастную, и ту толком сделать не умеют. Видно, что недавно поставлено слово на крышу, современно и празднично горит оно в сумеречном городском мире, но контакты уже окислились, изоляция прохудилось, релейка барахлит и вообще всей электрике скоро придет полный каюк. Придут изможденные, кающиеся рабочие, но вместо добросовестной починки опять залатают все прогнившими проводами, севшими аккумуляторами, разбавленным неоном, а после этого включат Бимбу в сеть с недостаточным уровнем напряжения. И ладно бы в другом месте, так нет – на самом виду висит загадочная Бимба. Руки бы поотрывать...
Как бы в подтверждение его невеселых мыслей, буква Б погасла совсем, но тут же снова вспыхнула. Холопутов усмехнулся. В бойкой, хотя и небрежно сделаной Бимбе, появившейся на крыше за время его отстутствия, ему увиделся некий добрый знак, символ перемен к лучшему. Но что бы могло значить забавное, по-детски звонкое слово? Холопутов попытался угадать. Выходило нечто среднее между магазином игрушек и детским кафе. Во всяком случае, ничего серьезного, ответственного, этим словом Холопутову назвать не хотелось.  Впрочем, от серьезных, ответственных вещей Холопутов уже давно смертельно устал и теперь даже бесшабашно моргающую Бимбу готов был наделить добрыми, человеческими чертами.
- Бимба, - задумчиво произнес Холопутов вполголоса.
Жадно жующий большой бугристый пирожок парень, по виду студент-вечерник, вдруг громко закашлялся, выплевывая куски непропеченного теста, лук и дурно пахнущую мясную начинку, и поспешил прочь, отхаркиваясь и в страхе оглядываясь на Холопутова.
Холопутов пожал плечами. Бимба снова ему подмигнула.
Холопутов взглядом выбрал из толпы мужчину его возраста и доброжелательно спросил:
- Не подскажете, что нынче находится вон в том доме? На крыше которого Бимба?
Мужчина, судя по всему, тоже не ожидал такого вопроса.
- Не здешний, что ли? – вполголоса спросил он.
- Н-не совсем, - растерялся Холопутов.
- Оно и видно...
Мужчина быстро растворился в толпе.
Холопутов подошел к женщине с двумя сумками, остановившуюся поправить распахнутое в жаркой подземке пальто. Эта, по крайней мере, сразу не убежит.
- Мамаша, не подскажете мне, что это там за Бимба такая? – нарочито простонародно спросил Холопутов, указвая для полной ясности пальцем.
Женщина глухо охнула и хлопнула себя ладонью по губам, как будто пытаясь не только удержать себя от ответа, но и отменить, вернуть обратно сам нелепый холопутовский вопрос.
Холопутов отошел. Не успел он удивиться тому, как странно и в то же время похоже ведут себя люди в ответ на его невинный вопрос, как его схватили.
Двое милиционеров без лишних слов скрутили ему руки за спину и в мгновение ока бросили в патрульный УАЗик.
- Ты чемоданчик его взял? – услышал Хололопутов вместе с захлопыванием дверей.
- Взял. Тяжелый, гад.
В чемоданчике были подарки жене и детям, проездные документы, а также то главное, ради чего Холопутова столько времени не было в родных местах. То, что его схватили сразу, без предварительной проверки документов, было странно, но в то же время и утешительно: почти наверняка его спутали с кем-то другим, может быть даже опасным преступником.
- Эй, ребята! – позвал сквозь решетчатое окошко Холопутов. – Вы, часом, не спутали меня с кем-то другим? С опасным преступником, например?
- Не спутали, Холопутов, не спутали, - коротко ответили ему из кабины.
Машина взревела и тронулась с места.
Холопутов задумался. Имя его известно. В чем же дело? Не провинился ли он чем-нибудь по дороге? Нет, ничего особенного в пути не случилось. Не связано ли это непостижимым для него образом с Бимбой? Но при чем тут Бимба? Чушь какая-то.
Машина резко затормозила.
- Приехали! – раздался голос. – Вылезай.
Щелкнул замок. Холопутов, сгибаясь в низких железных дверях, выбрался наружу.
- К подполковнику! – услышал он команду и почувствовал, как сильные руки с двух сторон потянули его вперед, по темным извилистым коридорам, потом несколько пролетов вверх по лестнице, и снова по коридорам.
На стенах повсюду висели резко начерченные  плакаты с одним-единственным словом: Бимба. Зрительно выхватывая плакаты из мутного, качающегося полусвета, Холопутов удивился многообразию картинок, подписанных одним и тем же единственным словом. На одном был изображен внешне отважный молодой человек, против ветра управляющий парусной лодкой, другая являла собой лесостепной пейзаж, также были портреты неизвестных Холопутову людей и загадочные графические символы.
Наконец, Холопутова остановили перед коричневой клеенчатой дверью. Один из сопровождающих негромко, но отчетливо постучал.
- Войдите! – крикнули из-за двери.
Холопутов оказался внутри. Комната была просторна и ярко освещена, что странно контрастировало с низким изогнутым коридором.
- Здравствуй, Холопутов, - многозначительно сказал человек за большим письменным столом. – Я Крылов. Проходи. Садись. Бимба.
- Спасибо, - Холопутов почувствовал в голосе хрипотцу и откашлялся, полагая, что сейчас ему будут задавать вопросы.
Однако хозяин кабинета с вопросами не торопился, вместо этого строго, но без враждебности рассматривал Холопутова с близкого расстояния.  Холопутов, не чувствуя за собой права столь же пристально рассматривать собеседника в ответ, бегло скользил взглядом по обстановке кабинета.
На стене, между двумя укрытыми тяжелой портьерной тканью оконными проемами, тоже была Бимба. На этот раз Бимба красовалась в помпезной, кое-где облупившейся золоченой раме и являла собой то ли историчесикй, то ли эпический сюжет, образованный борьбой двух вооруженных копьями всадников, по сторонам которых угадывались готовые к бою армии.
Еще одна Бимба красовалась на рукаве подполковника. Здесь она была короткой выпуклой надписью в строгом овале, украшенном по бокам золотыми молниями и дубовыми листьями с маленькими рельефными желудями.
Подполковник проследил за взглядом Холопутова.
- Как вы думате, Холопутов, - произнес он неожиданно высоким для своего грузного тела голосом, – как вы думаете, что такое Бимба?
Холопутов на миг задумался, пытаясь угадать правильный ответ, но, за неочевидностью такового решил говорить начистоту.
- Я и сам не знаю, - простодушно сказал он. – Меня долго не было в городе, и это слово в виде большой неоновой надписи я увидел сегодня впервые.  Именно о значении слова я попытался спросить прохожих, но люди вели себя как-то странно: явно потрясенные, они бежали от меня, как будто я ошпарил их кипятком.
- Ну, в этом-то как раз ничего странного нет, - усмехнулся подполковник. – И все-таки: какие у вас есть мысли о том, что значит это слово? От того, что вы скажете, зависит ваша дальнейшая судьба. И не только ваша.
Холопутов облизал пересохшие губы, вдохнул и прерывисто выдохнул воздух.
- Сначала я решил, что это большой магазин игрушек или детское кафе...
Подполковник фыркнул и пренебрежительно скривил губы.
- Потом, когда граждане на улицах повели себя неадекватно, - продолжал вконец растерявшийся Холопутов, - я на некоторое время допустил, что речь идет о секретном государственном объекте, замаскированном под детское кафе или магазин игрушек. После задержания я еще более утвердился в моем предположении. Но в здании, куда меня привезли и мы с вами сейчас находимся, я увидел по пути  следования на стенах коридора многочисленные плакаты разного содержания, однако с одной и той же надписью. И тогда я подумал о другом.
- О чем? – подполковник слушал Холопутова с большим вниманием.
- Я подумал о том, что речь идет об имени художника или некоего творческого союза. Картина боя, - Холопутов сделал жест в сторону картины, - еще более убедила меня в этом, но ваш шеврон, а также сопоставление других, менее значительных фактов наталкивает на новую, более важную мысль.
- Какую? – резко спросил подполковник. Проступившее было на его лице разочарование сменилось новым интересом.
- С пугающей ясностью и в то же время, облегчением, я понял, что теперь все бессмысленные нелепости человеческого существования обрели, наконец, отвечающее за эту сторону нашей жизни, ведомство. Вы меня понимаете?
- Более, чем. Продолжайте.
- В современном обществе все, происходящее в обычной жизни, имеет свое отражение в административной надстройке общества. Скажем, умение людей ловить рыбу предполагает наличие министерства рыболовства. Деление страны на провинции или области автоматически означает возниковение щупалец и капиляров региональной и местной власти. Даже такие, казалось бы, интимные проявления, как чувства, любовь, секс, забота имеют над собой, может быть, опосредованное отображение в виде медицинскго обслуживания, социальных институтов, молодежных организаций, детских учреждений. Первична, говоря словами нашего примера, разумеется, ловля рыбы, а не министерство рыболовства, но истоки любой человеческой деятельности остались в таком далеком прошлом, что представить себе современную рыбную индустрию без соответствующего координирующего ведомства и всей сопутствующей инфраструктуры, невозможно. Даже если в качестве рыболова мы вообразим себе пожилого пенсионера, отдыхающего на берегу реки с удочкой, то и в этом случае его административным покровителем будет ведомство, только другое: рыбнадзор, природоохранная организация, местное общество рыболовов-любителей, неважно. В любом случае, что бы люди не делали, они внутренне, подчас мистически, подотчетны тому или иному государственному, в крайнем случае общественному институту, а чаще всего не одному, а нескольким и даже многим одновременно.
- Продолжайте, Холопутов, продолжайте.
- Но, как известно, помимо осознанных и полезных поступков, люди делают множество вещей бессмысленных, необъяснимых, импульсивных. Кто-то, как мы уже говорили, будет ловить рыбу, а другой в это время часами бросает в воду камешки. Зачем? Неизвестно. Более того: один и тот же человек может вечером петь в опере, вызывая у своих слушателей самые возвышенные чувства, а по ночам испражняться у двери соседей, сам сгорая при этом от стыда. Один напишет длинную, исполненную гуманистического пафоса эпопею, а другой - короткую уродливую бессмыслицу, непонятную не только читателю, но и самому автору. И так далее, примеры могут быть бесконечны. Вся наша жизнь пронизана абсурдом и в значительной мере является цепью необъяснимых, случайных поступков. Но поступки, не имеющие причин или ясных мотивов, не поддаются и общественному контролю, и в конечном счете могут стать опасными для окружающих. Скажу больше: с развитием промышленности и ростом благосостояния человечества, на бессмысленные, общественно бесполезные поступки у людей появляется все больше времени и возможностей. Еще сто лет назад основная масса людей заботилась главным образом о хлебе насущном. Теперь научно-технический прогресс избавил человечество от этого, но не дал никакой соответствующей замены. Искусства и книги работают лишь для малого количества образованных людей, но и они работают не всегда, а подчас и сами порождают пустоту и бессмыслицу.
Подполковник сделал кислую мину.
      -    Вообще ничего не работает. Только Бимба.
- Возможно. Вам, разумеется, виднее. На чем я остановился?
- На искусствах.
- Ах, да. Так вот: теперь, как мне кажется, власти решили систематизировать, возглавить и поставить под контроль область бессмысленных, абурдных потребностей населения. Что, несомненно, является высочайшим проявлением гуманистической заботы о человеке и  обществе в целом. Не сомневаюсь, что подобные органы власти уже созданы или в ближайшее время будут созданы и в других развитых странах.
Подполковник слушал внимательно и даже механически взял в руку карандаш, отгрыз и выплюнул на пол его кончик.
- Очень интересно. Вы ошибаетесь лишь в одном. Бимба появилась не вчера, а существует уже много десятилетий, а в первоначальных формах даже и веков.  Раньше ее деятельность не афишировалась и даже была засекречена. Проходила она по линии нескольких всем известных ведомств. Да что там говорить, вся деятельность так называемых тайных обществ, а позднее политических партий и тоталитарных режимов – одна сплошная Бимба. Изредка результаты становились широко известны и оказывали значительное влияние на ход мировых событий. Недавно было принято важнейшее решение: во-первых, объединить усилия разрозненной Бимбы, а во-вторых, сделать ее работу открытой. Положение слишком серьезное. Уровень маразма в обществе достиг критической отметки и требует ежедневной кропотливой работы в контакте со всеми здоровыми силами. То же самое происходит и в других странах, здесь вы совершенно правы. Но на главный вопрос ответа вы так и не дали.
- Какой вопрос?
      -     Что же такое все-таки Бимба? Что означает само слово?
- Простите, если я ошибаюсь, но мне кажется, что оно не означает ничего. Может быть, слово выбрано случайно, а может быть и наоборот: на широкое и многообразное распространение именно этого слова есть достаточно веские, неизвестные мне причины, но я думаю, что по сути своей оно совершенно бессмысленно. Точнее наоборот: исходя из задач, потсавленных перед вашим ведомством, оно исполнено величайшего смысла.
Подполковник помассировал переносицу и нажал кнопку селектора.
- Не знает. Кое о чем догадывается. - коротко доложил он. – Идейки забавные.
Из селектора протрещал ответ.
- Слушаюсь!
Холопутов затаил дыхание, ожидая решения своей судьбы. Полковник спрятал надкусанный карандаш и сложил руки на столе, вертя большими пальцами. 
- Вы о многом догадались, Холопутов. Ошиблись в кое-каких деталях, но поскольку по долгу службы я и сам подробностей не знаю, и никто, даже на самом верху, ничего толком не знает, то мы будем считать ваши предположения небеспочвенными.  Теперь передо мной два решения, имеющих одинаковое право на осуществление. Первое – уничтожить вас без следа, поскольку вы преступно близко и при этом в кратчайшие сроки осознали общую идею и главное назначение Бимбы. И второе решение – предложить вам ответственный пост в нашей системе, на котором вы могли бы успешно осуществлять претворение в жизнь идеи Бимбы, развивать ее, сделать еще менее очевидной и тем самым еще более отвечающей своей высокой цели. Согласитесь, недопустимо, когда даже очень умный человек вроде вас, позволяет себе сходу, буквально в течение считанных минут делать столь небеспочвенные предположения.
- Спасибо, но... 
- Благодарить меня вам не за что. Теперь дальше. Принятие столь ответственных решений у нас, увы, пока что производится достаточно примитивно, по-старинке. Поймите правильно, открыто мы работаем не очень давно и обычные бюрократические нелепости, включая некоторую излишнюю секретность, преодолены еще не полностью.
Подполковник с шумом выдвинул ящик стола и достал оттуда пистолет системы наган. Хололпутов, не отрываясь смотрел на тусклый вороненый ствол и ребристую, потертую многими ладонями рукоятку. «Подполковнику Холопутову за верную службу от Бимбы» - полукругом шла подарочная гравировка.
- Вот, держите. Сколько там патронов, я не знаю. Всегда выходит по разному. Бывает, что и вовсе пусто. Бимба, сами понимаете. Что надо делать, вы уже и сами догадались. В общем, друг мой, вращайте барабан.
Подпоковник коротко толкнул наган по столу. Оружие легко проскользило по отполированной поверхности и легло Холопутову прямо под правую руку.
Холопутов поднял пистолет, пытаясь по весу определить его наполненность патронами. Наган был почти безнадежно тяжел. С треском завертелся барабан.
- Бимба! – напутственно сказал подполковник.
- Бимба! – хрипло выкрикнул в ответ Холопутов и приставил холодный ствол к отчаянно пульсирующему виску.
Раздался пустой щелчок. Холопутов почувствовал, что комната плывет перед глазами. Последним, что ухватило его сознание, был подполковник, яростно трясущий в руке большой серебряный колокольчик с надписью: «Бимба. Душке Холопутову от семьи и друзей».