Леонардо да Винчи секреты аннимации

Logos
Один из величайших художников эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи – собственно живописью никогда не интересовался. Всегда и во всем он оставался только исследователем и первопроходцем, прокладывающим путь идущим за ним профессионалам. Живопись занимала Леонардо как сфера реализации его технических идей применительно к живописи. Поэтому у него не так много картин. Каждое его произведение надо рассматривать с одной стороны, как зрительное доказательство его логических постулатов, изложенных в известном пособии для художников, а с другой стороны, как практический путь к этим выводам. 
Примером воплощения идеи переспективы может служить фреска «Тайная вечеря». Написанная на стене трапезной монастыря, она была задумана как часть общего интерьера. У монахов, сидящих за столом, должно было возникать, по мысли Леонардо, ощущение сопричастности к трапезе Христа. Леонардо, занятый реализацией своей идеи максимально оживить пространство и персонажей магией перспективы, так, чтобы нарисованное на стене воспринималось  абсолютно жизнеподобно, годами заставлял монахов обедать в условиях непрекращающегося ремонта. В конце концов он опишет найденные им принципы перспективного видения, определив этим развитие живописи на века, и окончательно утратит интерес к своему творению. Надо полагать, что Леонардо  не слишком утруждал себя  поиском эликсира вечного лака, которым он наскоро покрыл едва просохшую фреску, и его вряд ли опечалила бы дальнейшая судьба его живописного детища. Мавр сделал свое дело.
Другой известный пример его технических поисков –знаменитая «Монна Лиза». В этой картине Леонардо ставит задачу оживления лица, или как бы мы сказали сегодня – аннимации. Это произведение находится в ряду его работ, где он исследует законы движения человеческого глаза.  Сегодня эти принципы достаточно хорошо известны, но первым, кто заговорил о них, был Леонардо да Винчи. Тут и знаменитое пирамидальное построение, и движение взгляда против часовой стрелки, и наконец, закон магического круга, который он использует при написании картины «Джоконда». Собственно, улыбка Джоконды и была целью Леонардо. Картина эта скорее художественный трюк, чем живопись. Поэтому не случайна и улыбка. Глазами Монны Лизы улыбается гениальный художник, потешающийся уже несколько веков над незадачливой публикой, стремящейся разгадать секрет таинственной улыбки. А секрет  этот чрезвычайно прост. Леонардо помещает в центре овального лица «Монны Лизы»  магический круг, располагая на его окружности рот Лизы и полутени щек. Для  того, чтобы точнее определить контуры невидимого круга, Леонардо указывает продолжение диаметра, маскируя его под линию горизонта, которая одновременно является указательной стрелкой.  Взгляд зрителя, попавший в ловушку магического круга, начинает бешено вращаться в заданном направлении. Можно сказать, что Леонардо программирует движение человеческого взгляда используя в качестве loop (команды повтора) игру света и тени. Закругленные полутени щек, сливаясь с линией рта, заставляют Джоконду улыбаться, а нас восхищаться самым примитивным видом аннимации. В принципе, достичь леонардовского эффекта оживления лица может любой человек, владеющий кистью. Другое дело, что далеко не каждый сможет наполнить свои картины особой энергией, которой дышат полотна великих мастеров, независимо от того, какой механический принцип лежит в их основе. Именно по этой причине, «Джоконда» всегда останется «Джокондой», даже если секрет ее улыбки оказался разгадан.