Мд - мир часть 3. Музыка сфер

Славарик
 "Он был влюбленным в дождь
 И бродил по земле
 На булавки пальцев
 Нанизывал страны..."

 "Сентябрь"
 группа "Субфебрилитет"

 
 Прошло более полувека пребывания людей на Марсе.
 За это время стало окончательно ясно, что атмосфера планеты находится в состоянии очень не устойчивого равновесия. Существующие положительные обратные связи позволяли надеяться на возможность изменения климата Марса силами и техническими ресурсами даже такой небольшой группы поселенцев. Конечно, такие изменения могли происходить только очень медленно (с точки зрения людей). Требовались многие десятилетия, а может быть и столетия, для того, чтобы сделать атмосферу планеты пригодной для нахождения людей вне специальных помещений с искусственной средой и без герметичных скафандров.
 Эмпирические данные подтвердили, что, увеличив температуру марсианской атмосферы (к примеру) на 0,01 градуса за год, можно было, в следующем году, повысить ее уже на 0,02 градуса.
 Стратегия переселенцев в этом направлении определялась необходимостью первоочередного повышении давления марсианской атмосферы, которое было в 160 раз ниже земного. При таком низком давлении и плюсовой (даже минимальной) температуре вода практически не могла существовать в жидком состоянии. Любое повышение температуры воды приводило к ее закипанию (и испарению), а понижение - к превращению в лед.
 В данной ситуации увеличение атмосферного давления можно было получить только за счет постепенного испарения замерзшего углекислого газа, составляющего значительную часть ледяных полярных шапок Марса.
 Для этого, при наступлении летнего периода в южном полушарии, люди направляли экспедицию к южному полюсу (как более близкому к базе). Там, преодолев около 2 тыс. км на легких летательных аппаратах, предусмотрительно захваченных в свое время с Земли, небольшая группа людей оборудовала временный сезонный лагерь. На протяжении всего "теплого" периода они распыляли, заранее приготовленный из местных минералов, черный порошок над полями углекислого льда.
 Такие действия, применявшиеся несколько десятилетий, позволили повысить атмосферное давление до 60 мбар, то есть почти в 10 раз по отношению к первоначальному уровню.
 Давление уже соответствовало земному на высоте около 20 км над уровнем моря. Точка закипания воды при этом поднялась до +33 град.С.
 Теперь, совместно с применяемыми ранее мерами, можно было перейти к повышению содержания водяных паров в атмосфере за счет испарения воды с зеркала водоемов небольшой глубины, искусственно созданных в тропических зонах Марса.
 Для этого большие объемы воды были получены за счет растапливания подгрунтовых льдов. На зиму такая вода сливалась в специально подготовленные шахты, где поддерживалась необходимая температура, а при наступлении теплого времени года закачивалась помпами на заранее выровненные участки марсианской поверхности. Площадь каждого, из нескольких десятков таких водоемов, составляла от нескольких сотен кв.м до 1 кв.км.
 За теплое время года испарение с поверхности воды, в экваториальных и тропических районах, достигало нескольких тысяч тонн.
 Постепенно начал сказываться парниковый эффект.
 К 2130 году атмосферное давление на Марсе составляло уже 410 мбар, что соответствовало давлению земной атмосферы на высоте около 7 тыс.м.
При этом максимальные летние температуры в тропиках поднялись днем с +10 до +16 град.С,
ночью с - 45 до +3 град.С.
 Теперь главная проблема заключалась в коррекции газового состава атмосферы, которая почти полностью состояла из углекислого газа с небольшой долей водяных паров и лишь следами кислорода (менее 0,1%). Но и в этом направлении наметился прорыв.
 Водоемы, используемые для испарения воды, постепенно, на небольших участках по краям, начали заселять сине-зеленые водоросли. Эти удивительно неприхотливые древнейшие прокариоты могли осуществлять фотосинтез, выделяя при этом молекулы кислорода и фиксируя азот.
Кроме производства кислорода такие водоросли поставляли белковую массу.
Первоначально эти водоросли, возможно даже случайно, были занесены в искусственные водоемы из оранжерей ничего не подозревавшими людьми. Но теперь люди культивировали их с особым усердием. Была построена специальная линия по производству удобрения для подкормки первых представителей "марсианской флоры".
 Первая ступень этой линии, использовавшей в качестве сырья продукты жизнедеятельности людей и животных, перерабатывала аммоний и аммиак, превращая их, сначала, в еще достаточно ядовитые нитриты с помощью бактерий нитросомоноса. На втором этапе, бактерии нитробактера превращали нитриты в нитраты, которые и использовались в качестве удобрений. Обе ступени линии представляли собой влажные мелкофракционные биофильтры с подачей обогащенной кислородом воды, так как процессы такой переработки требовали присутствия кислорода.
 Последние 50 лет люди на Марсе испытывали недостаток в продуктах питания. Доставленные с Земли запасы давно закончились. Уже несколько поколений переселенцев вынуждены были рассчитывать только на скудную продукцию немногочисленных оранжерей и зооблоков, в которых разводили животных.
Теперь проблема питания практически была решена. Биомасса водорослей, получаемая из открытых мелких водоемов, с лихвой перекрывала потребности людей, в основном за счет использования ее в составе комбикормов для животных, поголовье которых было значительно увеличено.
 Повышение температуры поверхности Марса имело еще одно приятное последствие. Марсианская вечная мерзлота начала оттаивать. В отдельных экваториальных и тропических районах стали образовываться болотистые участки, и водяные потоки,
сначала в виде небольших ручьев, с каждым годом все более полноводных, потекли по поверхности планеты.
 Началось массовое "заражение" естественных марсианских водоемов сине-зелеными водорослями. Производство кислорода значительно возросло. Люди с радостью приступили к "распечатыванию" генетического материала растении и животных, привезенного с Земли. Заселение Марса земной флорой и фауной требовало большой осторожности. Каждый шаг в этом направлении необходимо было тщательно взвешивать. Поспешность в создании марсианских биотопов была не допустима. Ошибки могли привести к безвозвратной потере некоторых видов животных и растений, так как количество генетического материала было очень ограниченным.
 Ситуация была сходна с той, когда человек одной единственной спичкой пытается разжечь костер в сыром лесу.
 Постепенно, с каждым годом, марсианская флора и фауна пополнялись, в основном за счет неприхотливых растений и мелких животных.

 К 2170 году содержание кислорода в атмосфере достигло 11% при атмосферном давлении 505 мбар. Эти параметры были вдвое ниже земных, но люди могли уже достаточно долго находиться на открытом воздухе без дополнительной подачи кислорода.
В организме человека включались компенсаторные механизмы, направленные на сохранение гомеостаза в критических условиях внешней среды. На протяжении нескольких последних поколений дыхательная, сердечно-сосудистая, а также тканевая система утилизации кислорода подвергались постепенным изменениям. Рост человека несколько увеличился, а вес существенно уменьшился за счет уменьшения массы мышц. Ведь сила тяжести на Марсе в два с половиной раза меньше земной. Это дополнительно снижало потребность организма в кислороде. Состав крови также претерпел изменения - значительно возросло содержание гемоглобина и эритроцитов.
 В последние десятилетия избыточное содержание углекислого газа в атмосфере Марса стало уменьшаться за счет растворения этого газа в воде, с дальнейшей фиксацией углерода в виде карбонатов.
 Люди стали настоящими творцами нового мира. Они теперь могли разумно регулировать его отдельные параметры.
 Впервые население Марса превысило число людей прибывших сюда около полутора веков назад и продолжало увеличиваться быстрыми темпами.
 Эта планета все больше и больше нравилась людям. Они уже считали, что она более пригодна для жизни, чем Земля после катастрофы.


 Люди, особенно молодые, любили отдыхать вечерами в современных полуоткрытых прозрачных "куполах" с регулируемой подачей кислородного "коктейля".
Такие сооружения обычно располагались на берегу озера или реки.
Арка "купола", как правило, была ориентирована на закат. Зрелище марсианского заката было изумительным.

...Однажды, в один из таких вечеров, когда воздух был особенно чистым после прошедшего дождя, и в озере "играла" рыба, один из молодых парней, по просьбе друзей, взял в руки музыкальный инструмент, получивший название "марсгит". Он заиграл и запел новую песню, недавно сочиненную им.
 Чудесные звуки, усиленные специальной акустикой сооружения, наполнили марсианскую атмосферу, распространяясь, все дальше...
 

 ...Куратор Земли зафиксировал увеличение потока креонов идущего с Марса, а также обнаружил необычные звуковые волны в его атмосфере, которые были связаны с этим потоком. Хранителям нравились такие гармонически безупречные сочетания звуков в музыке землян, давно он не слышал подобного.
 И он решил порадовать товарищей.
 Звуковые колебания, с идеальным соответствием, были преобразованы в электромагнитное излучение огромной мощности, которое пронизало пространство, захватывая все более удаленные области Вселенной.
 Этот поток квантов, достигнув мини- и максичед, передал их гравитационным полям ту загадочную сущность, что зовется Музыкой.
 

 ... Наконец-то Он мог позволить себе расслабиться. За последнее время пришлось проделать огромную работу.
 Дело в том, что одна из МД-цепочек его безграничного организма "умерла".
 То ли он был недостаточно аккуратным, то ли Хранители в этой цепи совершили слишком много ошибок, а может быть просто фатальное стечение обстоятельств. В результате безжизненность этой, одной из сонма подобных "струн" его сущности, отзывалась болью.
 И не было с тех пор ему покоя.
 Для начала он особо тщательно, с большой любовью, подготовил "колыбель" (прекрасную вселенную) для возрождения жизни в этой осиротевшей цепи.
 Затем скрупулезно согласовал величины всех определяющих констант в только что родившейся вселенной.
 В этом новом Мире уже образовались планеты с атмосферами, стабильными температурами, мелкими и глубокими водоемами, всем тем, что было необходимо для развития органической жизни. Оставалось лишь найти нужные, достаточно редкого вида, "споры жизни". Ему пришлось долго искать их в миллиардах других МД-цепочек.
И вот удача.
В одном из "пустых" звеньев ничем не приметной цепи он обнаружил то, что искал. Осторожно, одной чедой, он переправил одного из Хранителей с теми самыми "спорами", а затем еще одного, в подготовленную "колыбель".
По сути, мини-, макси- и мегачеды были руками, пальцами и одновременно органами чувств этого безграничного добряка.
 Выполнив такую нужную миссию и успокоившись, постепенно погружался в самосозерцание. Теперь он имел на это право.

 ...Сколько времени прошло, он не знал. Да и зачем? Час и миллиарды миллиардов лет для него едины.
 Вдруг, сначала едва, затем сильнее и сильнее он ощутил чудесную, разливающуюся по всему телу дивную гармонию и парящую над ней прекрасную мелодию.
 Ту самую Музыку Сфер...
 Этих мгновений он ждал всегда, казалось, бесконечность.
 Ради них он жил вечность.
 
 В е ч н о с т ь   и   М г н о в е н и е.
 М г н о в е н и е   и   В е ч н о с т ь ..