Прочный корпус
Давно не писал публицистиски. Не писал бы её и дольше, но попросила женщина. А что хочет женщина, того хочет - сам Бог! Так меня воспитали.
Когда Анна Болкисева (на сайте Ani) предложила написать о трагедии на К-19 и "Курске", я подумал, что это должен быть некий технический экскурс в историю Военно-Морского флота и атомных подводных лодок стоящих у него на вооружении. Но сев писать, решил что это будет слишком просто и примитивно. Поэтому помимо тогдашнего пироисторизма, взглянем на вещи непредвзято и честно.
Итак - краткая историческая справка.
- Год 1942. США. Впервые в мире под трибуной спорт.стадиона (по-моему Чикаго), итальянский учёный Энрико Ферми, осуществил практическую цепную реакцию в графитовом "котле" - первое подобие ядерного реактора.
- До этого. В СССР. 1939-1940 гг. Сов.учёные Зельдович и Харитон произвели первый принципиальный расчёт цепных реакций деления. (кстати, в одной из комнат станции метро "Комсомольская")
- 27 июля 1954 г. СССР. Впервые в жизни человечества, от тепла образованного при яд.реакции, начал действовать турбоэлектрогенератор. г.Обнинск. Первая АЭС.
Поставив реактор-стационар на службу народу, решено было воплотить идею И.В.Курчатова и создать отрасль транспортного реакторостроения.
Для разработок таких ядерных энергетических установок (ЯЭУ) главным конструктором был назначен питерский учёный Н.А.Доллежаль, а руководителем проекта академик А.П. Александров. Последний назвал это дело "битвой негров ночью на реке Замбези до первой стрелы" - имея ввиду частые поездки Москва-Питер-Москва на поезде "Красная стрела".
- 1954 г. США. В состав ВМС вошла первая атомная подводная лодка (АПЛ) "Наутилус".
- В СССР. 24 сентября 1955 г. - состоялась закладка, а 9 августа 1957 года была спущена на воду и первая наша атомная субмарина - К-3.
Вот так и началось великое противостояние в океанских глубинах.
Гонка - началась. Союз начал серийный выпуск грозного и коварного оруженосца гидрокосмоса.
Корпуса, корпуса, корпуса... Начинка АПЛ в прочном корпусе "универсировалась" со скоростью научной и политической мысли. Причём, чаще - вторая опережала первую. Лодочное "железо" считалось "живее всех живых"... и за него живые платили своим здоровьем, да и жизнями. Режим секретности был строжайший, а его не соблюдение запросто могло подвести к "стенке".
На атомный флот отбирали лучших из лучших, и попав туда, люди обрекали себя на пожизненный вис на крючке КГБ.
Это наша история. Она была и объктивной и субъективной. И как история - сослагательного наклонения не имеет.
После просмотра фильма о "К-19", многие задают два вопроса: первый - надо было бы просить помощи у американцев? ( Оговорюсь сразу;- в действительности, после аварии с яд.реактором на К-19, американцев и близко не было ). Отвечаю:- Нет. Почему? Поймёте сами, но далее... И второй вопрос - нужно ли было в то время о трагедии на АПЛ К-19 объявлять на всю страну, как это было с "Курском"? Отвечаю - Нет. Во-первых, объявления такого рода при коммунистическом режиме - просто нонсенс, а во-вторых - даже если бы и сообщили, ни чего хорошего из этого бы не получилось.
Трагедии во все времена являются только лишь "картинами", которые висят на том или ином "гвозде" истории. В данном случае "гвоздём" было государство. Государство, которое с 1949 года было "беременно" войной. Она, война, стучала ножками во времена Карибского кризиса и чуть было не родилась в 1962 году. Две сверхдержавы - СССР и США - находясь в "интересном положении" не желали оповещать друг друга " кто на каком месяце". Мы хранили строго секретное молчание о трагедии на К-19, а американцы промолчали о катастрофе с АПЛ "Трешер", которая 10 апреля 1963 года затонула в Атлантике унося на дно 129 жизней. Правда, тут надо отдать должное, они спустя полтора года оповестили свой народ, даже выдвинули три версии расследования о гибели субмарины
- акт сабатажа на борту АПЛ "Трешер"
- деверсию ( и конечно с происками СССР )
- разрушение прочного корпуса на предельной глубине при погружении, в результате заклинки кормовых рулей
Но в отличии от проклятых буржуинов, наши советские мальчиши-кибальчиши держали язык за зубами. Коридор в светлое завтра коммунисты не могли омрачать картинами ужасов. Не выгодно. Вывешивались "картины" только с героическим сюжетом и умело написанным сказочным подтекстом. Таков был строй, такова была политика советского коммунизма, а главное - таковы были люди. Согласные во всём, молчаливые, и сказочно довольные. Встречались и недовольные, но - единицы. Массово недовольных в Новочеркасске - просто расстреляли... И тишина. "И жили мы, среди красот цивилизации, как караси в канализации".
А П Л - К-19 проект - 658 ( классфик. НАТО - "Hotell")
- заложена на завод.стапель - 17.10.1958 год
- спущена на воду - 11.10.1959 год
- вступила в строй Северного флота,
база в Западной Лице - 12.11.1960 год
- мощность главной энергетической
установки ( ГЭУ ) - 35000 л.с.
- 2-а водо-водяных реактора по - 70 мВТ каждый
- 6-ть торпедных аппаратов в 1-ом отсеке
- с момента постройки прошла - 332396 миль
- скорость подводного хода - 15 узлов
- допустимая глубина погружения - 300 метров
- в 1990 году выведена из состава ВМФ
К-19 первая атомная подводная лодка в СССР вооружённая 6-тью баллистическими ракетами, выполненными для надводного пуска.
К-19 надо отнести к невезучим АПЛ.
Началось ещё с постройки. Находясь на заводских стапелях, в трюме лодки случился пожар. 2 человека получили сильные ожёги и увечья.
При спуске на воду, не разбилась традиционная бутылка шампанского - плохая примета.
При первичном пуске ядерного реактора - переопрессовали первый контур. Случай чреват непредсказуемостью дальнейшей экстлуатации ЯЭУ. Но его скрыли, боясь суровостей тех лет. Он-то и аукнулся 4 июля 1961 года - при возвращении К-19 с боевой службы в море.
Эту аварию в техническом аспекте мы изучали в училище и разбирали её, что называется - "по косточкам". А косточек она натворила много. Девять человеческих жизней.
Вот их фамилии - прошу склонить головы.
инж. кап-л-т Постьев Ю.
инж. лейт-т Корчилов Б.
ст. 1 ст. Ордочкин Ю.
ст. 2 ст. Кашенков Е.
матрос Пеньков С.
матрос Савкин Н.
матрос Харитонов В.
гл. старшина Рыжков В.
Позже, в Севастополе, скончается командир БЧ-5 ( механик) инж. к. 3 р. Козырев А. Благодаря своему сильному организму он проживёт ещё один год.
Что же случилось 4 июля в море на К-19? А случилось вот что...
При опускании КР ( компенсирующая решётка - это такой набор металлических пластин, который поглощает поток нейтронов в активной зоне реактора ) - произошла деформация их сборки. Реактор вышел из строя. В этот же момент лопнула импульсная трубка манометра в насосной, показывающая давление в первом контуре. Разгерметизация.Давление первого контура начало падать, сработала АЗ ( аварийная защита - это такие стержни из бористой стали, кадмия и берилия, которые жадно поглощают нейтроны и замедляют процесс деления изотопов урана ).
Вот теперь представьте себе скороварку ( прочную из нержавейки ), в которой кипит вода под закрытой наглухо крышкой. Скороварка стоит на раскалённой плите и снять её невозможно. Клапан на крышке свистит выпуская радиоактивный пар и не закрывается. Во время разгерметизации заживо сварились два человека, несшие вахту. Экипажу предстояла задача снять остаточное тепловыделение в этой "кострюле". Т.е. нужно было подать воду внутрь реактора ( по современным понятиям - этого делать не следовало ). Штатной системы проливки тогда ещё не существовало. Она появится после этой аварии. Проливку решено было делать через гильзу привода КР над крышкой реактора. Это и явилось ошибкой, но ошибкой неведомой. И была эта ошибка не от незнания, а от неизученности этой области. И военные управленцы ЯЭУ, мои коллеги по специальности, в те времена этого знать просто не могли. Не подоспела ещё наука, и всё описываемое мною, было "пятнисто" и до конца не опробированно ни на бумаге, ни в лабораториях...
В Черноболе, ситуация была где-то схожая с аварией на К-19, и нормальномыслищие управленцы ядерными реакторами обязаны были без потерь справиться с ситуацией, но там наступили на те же грабли по своей тупости - правда это были гражданские управленцы. И на их действия у меня нет слов.
...Для того чтобы подсоединить систему нештатной проливки,нужно было на 100% убедиться в отсутствии давления в самом реакторе. Не убедились. Резанули. В результате - "выпустили Джина из бутылки". Джином был теплоноситель ( вода) в реакторе, которая моментально превратилась в горячий пар. Запарили отсек. Избыточное давление в замкнутом реакторном отсеке пневмоударом пронеслось по системе вентиляции в атмосферу, благо что лодка находилась в надводном положении. От переоблучения, через неделю, скончалось ещё шесть человек...
В те далёкие 60-тые, мои коллеги управленцы ЯЭУ, без всякого сомнения были профессионалами высокого класса в своём деле. Но часто великие открытия делаются по ошибке. А тогда, только всё начиналось. Эволюционный процесс в деле ядерных исследований очевиден. А в наше время, я считаю, ЯЭУ самые надёжные и самые безобидные при правильности их эксплуатации. Атомная энергетика - энергетика будущего. Всё что происходит сейчас - война за нефть ( Ирак, Кувейт, Чечня, США ) - это отсталость мышления наших покалений. Нормально развивающейся цивилизации "черно-золотые" энергоносители нужны, как зайцу стоп-сигнал. Но мы, к сожалению, не нормальны.
...Потерявшую ход К-19 после этой аварии спасали наши корабли. Первые кто пришёл к ним на помощь были подводники с дизельной ПЛ - С - 270. В журнале "Звезда" за 1991 год под №-3, командир С-270 всё очень подробно описал, статья называется - "ЧП, которого не было."
( Для любознательных - эту статью можете почитать на сайте - ).
Лодку К-19 - поставили в ДОК и отремонтировали. Подводники окрестили её - "Хиросимой". Но на этом коллизии жизни и смерти на ней не закончились. Наверное, фатализм тоже эволюционен.
15 ноября 1969 года она столкнулась с американской ПЛ-разведчиком "Cato". Сталкновение было сильным, но без жертв. Когда обе лодки всплыли, американский командир торпедной части принял решение расстрелять К-19. Так как та, в результате столкновения потеряла боеспособность ближнего боя. Были смяты все торпедные аппараты,т.е. она была практически безоружной. И только приказ командира американской подводной лодки упразнил это варварское решение. Жизнь наших подводников висела на волоске...
Но ещё ужаснее предположить, что за этим последовало бы. Ох, и капризны "женщины-государства" в "интересном положении"...
Я думаю, не стоит мне расшифровывать вопрос - о помощи американцев. Могу лишь любителям сентиментальностей предложить - вас спасут, но после изнасилуют, ограбят и малость покалечат...Выбирайте.
Подводники же живут по-принципу: "Лучше быть повешенным за верность, чем быть награждённым за предательство."
Не та эпоха была, ребята, не та...
Прошло 11 лет. 24 февраля 1972 года в Северной Атлантике, аварийно всплыла атомная ПЛ. Пожар в отсеках. Есть жертвы. Это была К-19.
Спасали долго. Был сильный шторм. Большой противолодочный корабль( БПК ) "Вице-адмирал Дрозд" выслал вертолёты на дрейфующую в волнах К-19. Рискуя жизнью и машинами вертолётчики поднимали на борт полуживых моряков. Потом подошли ещё наши корабли и в труднейших штормовых условиях по "канатной дороге" снимали подводников с полузатонувшей АПЛ. А в это время, проявляя "морскую солидарность" НАТОвские "Орионы" имитировали воздушные атаки на К-19, мешая нашим пилотам в проведении операции в условиях шторма. Ну и как тут не вспомнить древних ювеналевских "Сатиров" - "Neto satis credit tantum de linguere, guantum permittas."- ни кто не довольствуется тем, чтобы погрешить только в меру дозволенного.
Оставшихся в живых подводников спасли. Спасали рискуя до конца операции. В холодных и штормовых февральских водах Атлантики погиб матрос смытый за борт с крейсера "Александр Невский" , скончался офицер с плавбазы "Магомет Гаджиев" получив смертельную травму, и 28 человек погибли в горящих отсеках К-19, борясь за живучесть корабля. 12 человек буквально были заварены огнём в десятом кормовом отсеке. С 24 февраля по 18 марта они боролись со смертью, и выстояли. 24 суток в кромешной темноте, без воды и пищи, при повышенной концентрации угарного газа, они ждали своего освобождения.
Такая наша участь - бороться за живучесть.
Всё на лодке устроено так, что в аварийной ситуации любое жизненно необходимое действие вступает в противодействие с инстинктом самосохранения. Но только преодолевая страх и собственные инстинкты, подводник имеет шанс дать выжить всей лодке и самому себе. Но самым главным условием является то, что ты должен действовать раньше, чем к тебе всё это приходит. Необходимо мобилизовать всю волю и действовать. А чтобы действовать эффективно, ты должен четко знать, что и как делать и действия должны быть отработаны до автоматизма. Тренировки, тренировки, тренировки - по элементам и в купе, и чем немыслимей вводная, тем лучше эффект... Хочешь жить - умей бороться.
Горький и трагический опыт - бесценен. Бесценен тем, что позволяет выжить другим, кто идёт после... Но любой опыт трагизма должен быть взращен на правдивой информации. На правде без прикрас и лишней словесной шелухи.
О аварии на "Курске" я не буду рассказывать. О ней наговорили столько, что становиться просто тошно...
Когда всё это случилось, мне показалось, что у нас в стране каждый пятый - подводник. А СМИ с их "говорящими головами" - только что и делали, это упражнялись в "умностях"... И откуда ум-то у них взялся??... И почему все остальные, так бояться призывов в Армию??... Чо, "настоящие герои всегда идут в обход" или "командиров нам не надо, командиром буду сам"... Интересный всё-таки у нас народ, привыкли при коммуняках на холявку... А если своей головкой пораскинуть?... Не-е, мужик у нас должен так и уйти от материнских сосцов и... прямо на пенсию... Стыдно мне иногда за наших россейских, ох! стыдно...
О "Курске" скажу лишь, что я - лично я - очень сильно сомневаюсь в выводах гос.комиссии... И очень хотелось бы, чтобы эти сомнения не оправдались... Но время покажет. А нашему мин.юсту принявшему "соломоново решение" - можно только завидовать. Если им всё равно, где они находятся, значит они не заблудились. С чем я их и поздравляю.
Так что с "Курском" для меня больше непонятного, до обидного непонятного... И вся операция по спасению, на мой взгляд, была операцией по уничтожению... Ребят из девятого отсека должны были спасти... 23 жизни... 23...
Мы делали с ребятами расчёты, они запросто могли там жить десять дней. И все люди были там в робах, не в ИДА ( индивидуальный дыхательный аппарат) и не в СГП ( специальный гидрокостюм подводника), а в обычных робах... Значит, надеялись, значит - ждали, что их спасут... Я ушёл с Севера в 86 году, и тогда, там были аварийно-спасательные службы, плавсредства спасения - были... Были они и в середине 90-х... А 2000 всё пропало?!... Куда??... Непонятно... И виновных нет. И главком Куроедов сидит в кресле... Непонятно...
Заграница нам поможет... Мы, что, умом что ли все тронулись? "1/6 часть Земли, с названьем Русь..." А ведём себя, как дикари из трёхгрошовой страны. Вот ведь - что обидно... Как мы себя изничтожаем, так никто нас изничтожить не смог бы.
Эпоха "холодной войны " и "комунестикомукуда" - закончилась... Слава Богу! Но она нам в наследство оставила столько, что слихвой хватит уничтожить все планеты солнечной системы. В одной только шахте АПЛ типа "Тайфун", одна ракета содержит боевой запас - если в пересчёте на тринитротоуол - равный восьми (8) Вторым мировым войнам. Одного залпа с борта этой АПЛ достаточно, чтобы на уцелевшие регионы планеты Земля опустилась "ядерная зима". А таких ядерных "левиафанов" только у нас 6 штук, с 20-ю ракетами на каждом "Тайфуне". Но они есть и у США, и у Англии, и у Китая...
"Что делать?" - извечный вопрос... Им шумит не переставая с времён давних всяк думающий, образованный и культурный человек. Отслеживая этот шум, я смею заметить, ведь только шумим... И всё!... Но ни чего не делаем. Каждый старается найти - правду... Каждый хочет услышать - правду... Но нам её ведь говорят, говорят...но не всю... И неважно, что говорят - речь всё равно будет идти о деньгах. И правда будет - у каждого своя. Правда, вообще,продукт - эластичный. А на фига нам эластика в серьёзных делах? Не нужна. Нужна объективность, непререкаемое положение и утверждение - т.е. Истина. Мы с вами где живём? - В государстве. А что такое - государство? - Власть (как одна из форм насилия). Наше государство - Россия. Для внятности перейдём на лит.аллегории. Некая такая древняя пещера, вырытая с любовью нашими пращурами и углублённая и обихоженная - ими же. И истина в том, что она существует, существует до сих пор... Выйдете на улицу, потрогайте руками... Ощущаете? Это - Россия! Для тех, кто живёт в других государствах, тоже самое... ( аллегории они международны)... Названия на пещеры не влияют... И то, что на Земле пещер много, наша беда, беда библейская и истинная. А что главное для пещерного жителя? А главное-три составляющих;- здоровье,- умение хорошо мыслить обмениваясь информацией,- и быть защищённым. Другими словами - здравохранение, школа-образование, Армия и Флот. И если они главные, если они фундамент... у меня вопрос - почему, к людям являющимися первоэлементами этой основы, такое отношение, отношение по "отбросовому" принципу? Я здесь и о деньгах тоже...для фундаментообразующих...- учителях, врачах, военных... И о том, что "Курск" отпахав в море 78 суток, пришёл, не успел чалки бросить - опять вперёд!, на долбанные учения со стрельбами... 78 суток!!!... О людях подумали??...78 суток - космонавт в космосе имея постоянное общение с землёй, иллюминатор - в котором есть на что глаз положить, прилетев на Землю - отдыхает и организму свою востанавливает... А подводника, у которого условия куда хуже, вместо всего этого на стрельбы... Такое ведь практиковалось с нами постоянно и раньше, не только с "Курском"... И плюс ко всему подводник не в Звёздных городках живёт, а в "тьму-таракании"- гарнизонах, где ни быта, ни корыта, и золотая рыбка-государство на него хвостиком махнула... Ну и о чём тут говорить?...
Из всего этого хотелось бы ( вот ведь, как в нашей пещере - всё только через "бы") верить, что МЫ все и гос.мужи в особенности, наконец-то воспользуются первым законом создания динамики по Мэрфи: " Если уж открыли банку с червями, то единственный способ снова их запечатать - это воспользоваться банкой большего размера."
Надеюсь - но опять через "бы".
И теперь последнее.
7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка "Комсомолец". Среди погибших были ребята с которыми я служил в Западной Лице, с которыми учился в Севастополе. Я знал их и ни когда не предпологал, что однажды мне придётся писать реквием, реквием по погибшим...
Р Е К В И Е М
атомной подводной лодке ...
Содрогнулся
в столетьях раскрученный шар...
холодом смерти
из отсечного ада,
губы шепнули:
- Мама, прости...
Я не успел...
Но плакать не надо, не надо, не над...
Им ни когда не доплыть до весны,
Свежесть ветров не почувствуют лица,
Водою скорбя
к ним добежит
река,
их знакомая,
Лица.
Добежит
и омоет тела их
водицей...
И оплачет
уткнувшись в металл переборок...
Им жить так хотелось,
в неполные тридцать,
И жён долюбить,
в неполные сорок...
Чайками души взметнут в поднебесье,
верны кораблю, чисты и духовны...
- Боже! Прими их... А лучше - воскреси!...
Честь не поправши - они невиновны.
Норвежское море - океанская жила,
Место святое укрыто волнами...
- Ребята, простите...
Мы помним. Мы живы.
Простите, ребята, что нас не было с вами.
Северный город в чёрных одеждах,
В нём Роза Ветров - не цветок для посудин
Вера, Любовь, и конечно, Надежда,
в нём не слова, а Религия буден.
Хрупок мир, как весенние льдины
И Россию хотят, как лиса винограда...
Курс - океан
В боевой... - субмарины
" Стоять по местам..."
И плакать не надо, не надо, не надо.