Иуда и Христос

Peter Unrau
Взаимоотношения этих двоих сводятся обывателями к предательству второго первым. Это кажется верным: согласно преданию, Иуда действительно ходил к первосвященнику, получил деньги, привёл стражников и поцеловал Иисуса. Как было на самом деле, сказать трудно, свидетелей разговора Иуды с первосвященником и получения им денег нет. Эта гипотеза возникла лишь после того, как пресловутые тридцать сребренников были «возвращены». Впрочем, вероятнее всего так и было – провокация такого рода противоречила бы всему происходящему.
Итак, остановимся на том, что события происходили именно так, как они описаны. Но какова была их суть? Мысль о том, что Иуда показал властям Христа, которые до этого не знали, кто он и как выглядит, кажется мне абсолютно нелепой. В полицейской картотеке тех времён, в Иерусалиме, одном из самых неспокойных мест Римской Империи, не могло не быть детальнейшего описания внешности человека, который творил чудеса при многотысячном скоплении народа, за которым, в надежде на новое чудо, толпы ходили по пятам, который устроил дебош в храме, разогнав торговцев... Даже если не было – представим себе эту абсурдную ситуацию – Иисуса знали в лицо торговцы, священники, с которыми он как-то устраивал диспут, в частности, по поводу субботних исцелений, и прочие граждане, не только законопослушные, но и имевшие прямую выгоду от исчезновения Христа из Иерусалима. Любой из них мог, хотел и должен был выдать Его властям. Однако это не согласовывалось с Его планом. Если бы Его выдал властям кто-то другой, раньше или позже, это не привело бы к цели: Его побили бы и выгнали из города, или посадили, или продали в рабство. Но Он должен был умереть на кресте и сойти в ад, чтобы проповедовать и там. Всё было точно рассчитано, и Иуда с такой же точностью выполнил миссию, возложенную на него Богом.
Проповедь в аду состоялась так же, как и на земле. Бог мог уходить. Но Он не мог бросить Своё творение на произвол судьбы, не мог позволить ему зачахнуть, что было его неизбежной судьбой в мире людей, и Он оставил вместо Себя Петра и апостольскую Церковь. Это на земле, где проповедь Его длилась три года. Проповедь в аду длилась не больше сорока часов. Так неужели же Он оставил Своё творение без присмотра там? Конечно, этого случиться не могло. Но кому Он мог доверить Свою Церковь в аду, если даже глава земной, Пётр, сам предал своего Бога? На эту ужасную – или благую – участь – быть навеки обречённым аду и проповедовать там Слово – мог решиться только самый верный, самый преданный, самый точный исполнитель воли его Пославшего – и вот петля оборвала земную жизнь Иуды, и он спустился в ад вслед за своим Учителем.