Из женского письма на литературном форуме:
"Женщина гением родиться не может. Ну не может, и всё тут. Разумеется, если слово "гениальный" понимать в значении "замечательный", "великолепный" и т.д., то допустимы словосочетания типа: "гениальная повариха", "гениальная" кто угодно, пусть и писательница. Но если понимать гениальность как какие-то иные химические реакции в мозге, нежели у "нормальных" людей, то тут приходится иметь в виду исключительно мужчин. Природа не так уж расточительна - не может она одарить таким мозгом человека, который полжизни будет заботиться исключительно о потомстве. Ну, это я не о сегодняшнем положении вещей говорю, конечно, а так сказать вообще... О предназначении мужчин и женщин. Одни создают историю, а другие - этих самых создателей. И лично я ничего обидного для женщин в этом не нахожу. Ну не обижаемся же мы, что летать не можем"...
Елена
Дочитываю - и вспоминаю эти строки:
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
23 февраля 1942
Анна Ахматова
И невольно уверяюсь, что в этом вопросе Творец всё же мыслил несколько свободнее, нежели автор письма...
Вот, в древнем Израиле, например, считалось: если семья бездетна, это означает, что Бог её не благословил (ведь среди рождённых суждено явиться и Мессии, Спасителю!). Однако Бог многократно посрамлял эти представления - и неожиданно, чудесным образом, вопреки природе, самые великие святые рождались в "неблагословлённых" бездетных семьях, когда муж и жена были уже стариками...
Мне кажется, дело не в билогии. И женщина конгениальна мужчине. И если так нужно будет - всё напишет и скажет. Другое дело - женщина В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - мать и воспитатель. И в момент выбора между художественным творчеством и творчеством МАТЕРИ женщина органически выбирает второе как наиважнейшее.
Сейчас отношения в семье меняются, и может серьёзно измениться ситуация в искусстве. Слава Богу, это в наше время не обязательно является препятствием к настоящему материнству (хотя вся нынешняя ситуация - конечно же, кризис и отцовства, и материнства, и тут как раз радости мало).
Но, я думаю, вот ещё что важно: женщина, КОНЕЧНО ЖЕ, не так пишет, как мужчина. Но тут инаковость не в величии, а в разности восприятия, чувства, в ином подходе. И я сейчас, быть может, выскажу мысль спорную и слишком уж категоричную, но...
Женщина, как мне кажется, в современной литературе сохраняет больше наблюдательности, сострадательности и доверия к тем чувствам, которые всё более воспринимаются как "романтические" и "сентиментальные".
Умение жалеть и прощать, доверие к слезам и боли, одним словом, МАТЕРИНСКИЙ характер женской любви проявляется в современной словесности и не даёт ей ожесточиться и закоснеть в бесчувствии. И в этом - смысл нынешней литературной "феминизации". Иначе на месте литературы были бы сейчас только железобетон и металлические конструкции, в которых привольно разве что ветру, но только не сердцу человека...
февраль 2003 г.