Путешествие по золотому кольцу День третий

Tumanchik
Глава 4.
День третий – 26 июля 2002 года.

4.1. Утро в Ярославле.
Выходим из гостиницы «Юбилейная» и идем в Спасо-Преображенский монастырь, в просторечье – Кремль. Действительно, долгие годы монастырь играл роль основного бастиона защитников Ярославля. На стрелке никогда не строились каменные стены. Это был «Рубленый город» и от набегов татаро-монгол, польских захватчиков и прочих нехороших людей он не спасал. Поэтому Спасский монастырь выполнял роль защитного сооружения, крепости.
С момента основания (12 век) до настоящих дней  не дошло ни одного архитектурного фрагмента. Самое древнее сооружение относится к 16 веку. Например, мы вошли в Кремль через Святые ворота. Осмотрели главную святыню Кремля – Спасо-Преображенский собор, возведенный в начале 16 века на фундаменте 13-го. Внутри собор хорошо отреставрирован. Фрески в основном в хорошем состоянии. Хотя храм – это только музей. А сам монастырь не является монастырем  уже с конца 18 века, когда его превратили в резиденцию Ярославских архиереев.
В Кремле мы еще посмотрели музей восковых фигур и залезли на звонницу. Вид оттуда великолепный. Особенно, с верхнего яруса. Однако, говорят, что ее вскоре закрыли для посещения из-за аварийного состояния. Так что нам повезло.
На «выставке народного творчества» (сувенирные лотки) купили несколько гербов Ярославской области,  глиняные колокольчики (бронзовые стоят сумасшедших денег) и другие мелкие сувениры для подарков сотрудникам. Есть у меня и у Коли Носова еще одна традиция: из путешествий привозить сотрудникам что-нибудь на память.
А на выставки древнерусской живописи, лицевого шитья, изразцов и редких книг времени уже не было. Дело в том, что первоначальный наш план (трехдневный) был изменен. Мы решили продлить поездку еще на один день и посмотреть Рыбинск, Углич и Калязин. Поэтому, совершив ритуальное омовение в Которосли, мы в 11-45 (707 км – по Ярославлю не ездили) стартовали в сторону Рыбинска.

4.2. Тутаев.
Очень долго ехали по Ярославлю по правому берегу Волги. Через час приехали в город Тутаев (752 км). В одном из путеводителей (Л.7) было написано, что в этом городе есть музей старого банка и квартира управляющего. Не посмотреть такой музей мы, конечно, не могли. Уж если мы ходили в музей Банка Англии в Лондоне, то музей русского банка  мы пропустить не могли.
Выяснилось, что этот музей находится на левом берегу Волги. Моста нет – паромная переправа. Знать бы, надо было переправиться в Ярославле и ехать по другой стороне. Но переправиться на пароме тоже было интересно. Хоть мы и потеряли на этом 2 часа. Паром работает просто: отправка через час, 15 минут - собственно переправа, 15 минут - выгрузка и загрузка, и так же в обратную сторону.
Пока ждем парома, я искупаюсь в Волге и расскажу об этом городе (Л.14, 15, 16,17, 18). Тутаев назван так в 1918 году в честь погибшего при подавлении ярославского мятежа красноармейца Тутаева И.П. А вообще-то, это древний город Романов-Борисоглебск.
18.09.02.
Собственно, городов было два: Романов и Борисоглебск. Сначала в 1238 году на правом берегу миряне и монахи, спасавшиеся в дремучих лесах от татар, основали Борисоглебскую слободу. На месте будущего Воскресенского собора (в него мы уперлись, когда свернули с трассы Ярославль – Рыбинск) основатели города поставили храм, посвященный благоверным князьям Борису и Глебу.
Нынешний Воскресенский собор (1678 год) поражает своими размерами. Удивительно, как в небольшой приволжской слободе смогли воздвигнуть храм, который по величине (высота 50 метров), богатству убранства соперничал с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля того времени. Когда мы перекусывали у этого храма и выясняли у местных жителей, что и как, в церкви было венчание.
В 60 – 70-х годах на Борисоглебской стороне в отдалении от Волги построили моторный завод и довольно большой жилой район. Мы проезжали через него, и по первому впечатлению, предприятие живо и здорово. Больше, пожалуй, правобережная сторона города ничем не примечательна.
Паром уже причалил, мы погрузились на него, и можно рассказать о левобережной части Тутаева – Романове. Но сначала оценим красоту  Волги в этом месте. Здесь река прорезает Угличско-Дмитровскую гряду, и оба берега высокие  и холмистые. Это тоже плес, но в Плесе, надо сказать, красивее.
Так вот, город Романов был заложен то ли в 1280 году князем Романом Владимировичем, то ли в 1345 году князем Романом Васильевичем (разные историки не сходятся во мнениях). Но в  любом случае – позже Борисоглебска. В то же время, история Романова богаче.
В 15 веке городом владела мать Ивана III, великая княгиня Мария Ярославна. По ее указанию были насыпаны валы – городища, с которых нынче открывается живописный вид на Волгу. Мы об этом не знали, да и времени не было. В середине 17 века Романов стал одним из оплотов церковного раскола. Здесь проповедовал поп Лазарь. А также, по легенде, бывал Степан Разин. В 18 – 19 веках население города занималось разведением «романовского» лука и льна. И овец. Знаменитая «романовская порода» - это отсюда.
В маленькой брошюрке про «Дом на Новинской» (Л.18) рассказывается байка о том, что якобы Петр Первый, путешествуя по Волге, был поражен красотой здешних мест. Его взору представилась «русская Швейцария» с тучными стадами кудрявых овец, пасущихся на зеленых холмах. И он повелел Лефорту срочно выписать из Силезии (мне кажется, что это не в Швейцарии) партию отборных ягнят для разведения в здешних краях. И вот отсюда и пошла, дескать, «романовская порода». Ладно, оставим на совести авторов эту фантазию.
Вообще, на романовских холмах есть несколько весьма симпатичных древних церквей, но нам не до них. Мы подъезжаем к цели нашего паломничества в Тутаев – музею «Провинциальный банк и квартира управляющего». Так называемый «Дом на Новинской».
Банк находится на втором этаже. Длинная лестница внутри дома. Налево собственно банк. Прихожая. Купили билеты и путеводители. Комната 5х10 метров – присутственное место, для клиентов. Большие лавки, конторка для заполнения документов. Окошко операциониста. Не помню – на одного или на двоих? Я думаю – на одного. Очередей и ажиотажа, вроде бы, в провинциальном банке быть не должно. Отдельного окошка кассы нет.
Проходим в операционный зал – помещение для служащих. Большие, огромные столы со всяческими полочками, ящичками для документов, картотек. Конечно, счеты с деревянными костяшками. Посередине – стол управляющего. Это странно. А где же он вел прием посетителей? Говорят, что был отдельный кабинет, но он закрыт сейчас. В углу большой сейф, и, кажется, есть еще сейф-комната. Посетителей в музее не было. Но и  экскурсовода тоже. Поэтому уяснить весь технологический процесс работы банка сто лет назад не удалось. Как проходили документы? Какие операции и как осуществлялись? Как инкассировали? Как переводили деньги в другие банки? Осталось очень много вопросов. Но, все равно, очень интересно. Мой дед проработал больше 40 лет в Московском купеческом банке на Ильинке (сейчас там – администрация Президента, а до этого был ЦК КПСС). Работал начальником отдела работы с клиентами. Может быть, примерно в таком операционном зале.
Спасибо организаторам за то, что собрали и открыли такой музей. Интересно, а в Москве есть музей Центробанка?  Вот в Лондоне есть музей банка Англии.
Квартира управляющего тоже очень интересна. Здесь уже кто-то нам рассказывал. Я представил нашу квартиру на Пятницкой до революции. В чем-то она, видимо, была похожа (по рассказам родителей). Хотя, конечно, наш дед, все-таки не был управляющим, а всего лишь начальником отдела. Как я сейчас. Правда, Московский купеческий банк был на порядок крупнее Мосуралбанка.
А еще в одной из комнат «дома на Новинской» была выставка работ художницы Шестаковой-Кузнецовой. Она родилась в Тутаеве. Потом долгое время жила в Северодвинске (наверное, вышла замуж за моряка-североморца и уехала с ним). Пейзажи, море, мистические сюжеты, иконопись. Тоже интересно.
А вот экспозиция «Романовская овца» еще не открыта. Самому музею всего два года. Так что если через несколько лет заедете сюда, то, наверное, эта выставка уже будет работать.
Романовская часть Тутаева гораздо меньше Борисоглебской. Здесь нет новых кварталов. Да и центр мы не сразу нашли: все домики и домишки. И посмотрели мы в этом городе практически только музей банка. Но ведь мы вообще не планировали сюда заезжать.

4.3. О нужных и ненужных вещах.
Так или иначе, в 14-50 (756км) мы выехали на левобережную трассу Ярославль – Рыбинск. Дорога пустынная, но хорошая. Может быть, потому, что по ней мало ездят? Жена за рулем. А пока я расскажу о нашем питании в «полевых условиях». Как я уже говорил, в поездку мы взяли довольно много бесполезных вещей. Но некоторые вещи заслуживают упоминания. Во-первых, сумка-холодильник. Это такой термос, в который укладываются «элементы» (замороженные пластмассовые бруски с жидкостью) и скоропортящиеся продукты. Собираясь в дорогу, жена наготовила столько снеди, что мы первые 2 дня даже ничего не покупали в магазинах. Это правильно, потому что в жару, кто его знает, чем тебя накормят в общепите? Во время ночевок в гостиницах холодильные элементы мы замораживали, и следующий день ездили опять со свежей едой.
Питье в виде кваса и морса тоже взяли с собой. Правда, одна бутылка морса куда-то завалилась и уже потом, через 2 недели стояния на даче, когда жена ее решила открыть, она  фонтаном облила весь потолок. Кроме того, мы возили с собой складные столик и стул. И пару раз ими воспользовались во время перекусывания в полевых условиях. Однако, к концу поездки мы стали питаться, не вылезая из машины. Останавливаемся в тени, открываем правые двери. Один сидит на переднем сидении, другой – на заднем. В ногах – сумка-холодильник. Бутылки в машине. В принципе, так удобнее, чем сначала все выгружать, машину закрывать, потом все обратно.
Из покупной еды очень удобен сыр «Виола». Хлеб – какой придется. Молоко на дороге купили один раз,  когда ехали к дому. Раньше не рисковали.

4.4. Рыбинск.
А вообще, конечно, 2 дня на сухом пайке несколько утомили. И в Рыбинск мы ехали с целью поесть какой-нибудь рыбы: по путеводителю выходило, что Рыбинск – столица рыбной торговли. Об этом можно было и без путеводителей догадаться – по названию.
Однако, Рыбинск нас разочаровал. Мы прибыли туда в 15-45 (820км). Переехали  через Волгу и стали искать, где бы поесть рыбки? Поехали по главному проспекту – Крестовой улице. Еле-еле нашли книжный магазин. Купили красивый фотоальбом (Л.19). Спросили по поводу ресторана, где может быть волжская рыба. Сказали, что только на железнодорожном вокзале. Но, говорят, с рыбой в городе напряженка. Плюнули, пообедали в кафешке окрошкой и мясом по-варшавски (в Рыбинске!).
Из фотоальбома поняли, что кроме громадного Спасо-Преображенского собора в Рыбинске смотреть нечего. Сам собор, конечно, красив. Особенно колокольня. Как потом выяснилось, она построена на 40 лет раньше самого собора.
Купили фотопленку, а то 3 штуки мы уже отсняли. Еще раз проехались по Крестовой улице, поняли, что по ней разрешено движение только общественному транспорту. Хорошо, что сами поняли, а не с помощью ГАИ. То-то мы ездим и удивляемся: троллейбусов полно, а легковых машин не видно. И рванули из Рыбинска в Углич. До него еще километров 80, а времени уже 16-50.
Бросим, все-таки, на Рыбинск последний взгляд в зеркало заднего вида (Л.2, 19).
Рыбинск (до 1777 года – Рыбная слобода) впервые упоминается в 1504 году. В месте слияния Шексны и Волги ловились стерляди, осетры и белорыбицы. Ловились! Надо было это путешествие устраивать на 500 лет раньше. При Петре Рыбинск стал ключевым перевалочным пунктом нового хлебного пути с низовьев Волги в Питер. Бывала здесь и Екатерина. А вообще, Рыбинск – столица бурлаков. Здесь они сбивались в артели и тянули огромные суда вверх по Волге. На их каторжном труде богатело торговое Поволжье и сам Рыбинск. Здесь в 1977 году поставили единственный в мире памятник Бурлаку.
Есть в Рыбинске и исторический музей. Он стоит рядом с собором, но мы его нашли на карте уже потом. И там же есть, оказывается, богатейшая экспозиция русского и зарубежного искусства. Еще в городе стоит памятник адмиралу Ушакову, опять же единственный в мире. Ушаков – уроженец здешних мест. В 15 километрах вниз по Волге в усадьбе Тихвино-Никольское – некое «обнажение древних слоев земной коры»  – памятник ЮНЕСКО. Что за «обнажение»?
Если приглядеться, то сзади на левом берегу Волги можно увидеть усадьбу Петровское – вотчину дворян Михалковых. Там есть очень изящная беседка и шикарный парк. Правда, когда недавно Андрей Кончаловский решил окончательно переехать из Лос-Анжелеса и Парижа в Россию, то он стал приводить в порядок свое «родовое гнездо» - дачу на Николиной Горе. Про усадьбу в Рыбинске что-то братья Михалковы не говорят. Может, путеводителей не читали? – Нет, читали. Как мне потом рассказали люди, знающие Рыбинск, в 90-х годах Никита «закидывал удочку», но получил от местных властей отлуп.
Ничего уже почти не видно, поэтому откладываем до следующего раза разбирательство с Рыбинским водохранилищем. Мне поначалу показалось, что оно – результат строительства плотины на Шексне, но вроде бы и на Волге есть какие-то гидросооружения. Для меня дело пока темное.

4.5. Штурманы российских дорог.
Все. Рыбинск скрылся за поворотом. Едем лесом. Лес горит. Прямо виден огонь у земли. И вроде бы его кто-то тушит. Быстро проскакиваем этот участок. Дорога идет параллельно Волге. Где-то справа, за рекой остается город Мышкин с его народным музеем мыши. Очень было бы интересно взглянуть, но вторую переправу (а потом и третью) в один день нам не поднять. Да и музей, поди, уже закрыт.
Я за рулем. Жена – штурман. Кончилась подробная карта Ярославской области. Говорю, возьми наш основной атлас. Да, что там? В путеводителе (Л.7) жирным красным цветом обозначена прямая дорога к Угличу.  Попутные машины, с которыми мы играли в догонялки, дружно заворачивают налево в сторону села Новое. А мы едем по жирной красной линии прямо. Никого нет. Асфальт ровный. Летим. Вдруг знак ограничения скорости 70, потом 50, и мы чуть не вылетаем на полной скорости (кто ж у нас смотрит на знаки, когда на дороге никого?) … на кондовый проселок.
Начинаем разбираться, и выясняется, что на нашем основном атласе автодорог Подмосковья (Л.1) километров за 30 до Углича желтенькая линия переходит в серенькую. То есть дорогу строили и не достроили. Никакой дорожной техники не видно. Так что, не скоро достроят. Атлас этот по данным октября 2000 года. И, конечно, мораль: ни в коем случае не доверять картам в путеводителях!
Я высказываю жене все, что я думаю о ней, как о штурмане. Действительно, штурман она неважный. Больше смотрит не на карту, а на дорогу и кричит, чтобы я не обгонял. Я, конечно, обгонять люблю, поэтому крик не смолкает. Я ей говорил даже, что вожу с собой инспектора ГИБДД.
 Возвращаемся, делаем крюк километров 50 по «желтенькой» трассе и прибываем в Углич в 19-00 (949км). Вместо прописанных в путеводителе 77 км от Рыбинска мы проехали 130!

4.6. Ночь в Угличе.
Едем по главной улице Углича - Ярославской. Слева гостиница «Углич». В путеводителе (Л.7) она стоит под первым номером. Захожу. Двойка стоит 265 руб. Хорошо! После 1400 «юбилейных» рублей надо умерить аппетиты. Как потом выяснилось, это была ошибка: надо было искать другое место. Но ведь в Костроме тоже было недорого – и неплохо.
Закидываем вещи в номер. Едем в центр. Кремль, купание в Волге (традиционное). Предварительный осмотр того, что надо будет смотреть утром. Покупка продуктов в магазине. Возвращаемся в гостиницу. Идем в гостиничный ресторан, где, как объявлено, есть караоке-бар. Оказалось, что этот бар внутри здания. А весь народ по случаю жары сидел на улице. Заказали мы, кажется, рыбу (мечту убить нельзя), спел я пару песен на английском для жены. И мы пошли спать.
Но не тут-то было. В 11 часов в этом ресторане началось буйство: то ли это была дискотека, то ли выступала какая-то группа. Съехались со всей округи мужики с деньгами  и бабами. И все это продолжалось до 3 часов ночи. Хотя наш номер был на 3-м этаже и окнами на противоположную сторону, но спать было невозможно: стены ходили ходуном. Жена пошла выяснять. Ей сказали, что этот ресторан – частный. Раньше бы их мигом призвали к порядку. А теперь ничего поделать не могут. Это происходит каждую ночь. Все окрестные жители тоже страдают.
В три это закончилось. Потом еще полчаса мужики разводили женщин по номерам. Хорошо еще, что эти номера были от нас в отдалении. Все-таки, мы немного поспали. Вот так мы «попали». Резюме: в Угличе останавливаться на ночлег нельзя. Другой гостиницы, вроде бы, нет. Ночевать лучше в больших городах. А впрочем, Коля Носов ездил по нашим следам и ночевал в Переславле. Правда, не в самом городе, а немного за городом. Но прекрасно переночевал. Нет, видимо, правил здесь нет. Как повезет. В Угличе нам не повезло.
Кстати, только что (когда я это пишу) по телевизору в новостях показали сюжет о том, что в этой самой гостинице есть одна фирма под названием «Золотое кольцо», занимающаяся оффшорным бизнесом и уводом доходов от налогообложения.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru