Собор Василия Блаженного или ляпота

Logos
 В современном русском языке слово "ляпота" отсутствует. Его значение традиционно сводится к слову красота.  Подбор похожих слов дает следующую картину: ляпать(делать как зря), (а)ляповатый (слишком яркий), лепить(кроме традиционного литературного значения=ваять, употребляется в значении делать тесным), липа (подделка, видимость, нечто ненастоящее).  Значение красоты, которое, безусловно содержится в слове великолепный, связано, на мой взгляд, с первой частью слова – великий, так как язык и человеческое мышление наделяет все большое положительными качествами.  Ср: большой души человек, великий человек, большое дело и т.д. Прилагательное нелепый обыгрывает традиционное значение слепленности, соединенности, связанности, содержащееся в корне –леп-. Хотя лад, слаженность в определенном смысле связаны с понятием красоты, между  ними все-таки существуют  различия, которые не дают приравнять их друг к другу. Известна историческая реплика Ивана Грозного, связанная со словом ляпота, по отношению к храму Василия Блаженного. Сегодня мы смотрим на Покровский собор как на чудо архитектуры 16 века. Но вполне возможно, что во время строительства храма  отношение к нему было совершенно противоположное. Храм действительно не соответствует своему назначению: в нем трудно проводить службу, таким образом, храм не является храмом по существу (липа). Он аляповатый, что безусловно претило аскетичному русскому вкусу, и по отношению к нему легко применить выражения слеплен, налеплен и т.д. Если это действительно так, то налицо подмена значения, которая была бы невозможна при постепенном развитии языка.По имеющейся легенде, авторы-зодчие храма были ослеплены, чтобы больше так не строили, возможно, чтобы они больше не строили так плохо. Впрочем, последнее утверждение можно оспорить, поскольку за плохую работу не глаза выкалывали, а руки отрубали : отрубить бы тебе руки за такую работу! Глаза выкалывали за наглость, прикрывающуюся честностью и простодушием : ни стыда , ни совести, хоть глаза повыкалывай!  Вполне возможно, что зодчие действительно пострадали напрасно, отстаивая новую эстетику новой России. Но возможно и другое. Есть некоторый парадокс, связанный с художественным решением храма. Собор выстроен в память взятия Казани, т.е.в честь  крупной победы, одержанной христианством над мусульманством. Но зодчие при строительстве храма используют восточную эстетику. Соборные шатры явно напоминают чалмы, гордо возносящиеся над православною Москвой. Восточная пышность архитектуры в сочетании с яркостью красок могла производить впечатление дерзкого вызова победившему христианству, и если бы возможно было заменить  кресты на полумесяцы, то картина несломленного духа мусульманства(православия) была бы совершенно полной и очевидной. Теперь остается только гадать, действительно ли авторы столь поэтического проекта являлись адептами мусульманства (православия), или же наоборот, венчая мусульманские чалмы христианскими крестами, они таким способом утверждали состоявшуюся победу креста над полумесяцем, но остались непоняты и были наказаны вместо того, чтобы быть награжденными.