Портрет знакомого коммуниста

Андрей Гусев
ПОРТРЕТ ЗНАКОМОГО КОММУНИСТА
или А.И.Титов — герой нашего времени


Познакомился я с ним забавно. Случилось это в ельцинской России, в самом центре Москвы на Старой площади, в шикарном офисе Российского Союза промышленников и предпринимателей. Был он тогда в 1995 году генеральным директором радиостанции “Резонанс”, а я пришел наниматься на работу. К тому времени я уже почти 3 месяца отработал ведущим на “Резонансе”, и только тогда гендиректор собрался оформить трудовой договор. Так я увидел своего героя живьём.
В просторном кабинете на 4-м этаже за громадным письменным столом восседал лысоватый человек в костюме мышиного цвета. Было Титову под шестьдесят, он гладко выбрит, над ним висит портрет Владимира Ильича, заключённый в массивную деревянную раму. Произведение искусства висит над креслом идеально точно: если ненароком упадет, от генерального директора останется лишь мокрое место. Но Титов, похоже, об этом не задумывается. Впрочем, возможно он счёл бы такую смерть глубоко символичной. А что? Мусульмане ведь почитают за высшее счастье умереть в бою с неверными. Так и здесь: погибнуть вместе с портретом любимого Ленина – чем не прекрасный конец для настоящего коммуниста?!
Ещё запомнился его особый проникновенный взгляд, вероятно, полученный в лизинг у плачущего большевика, бывшего советского премьера Н.Рыжкова.

На работу он меня всё-таки взял. Первое, что сказал он после этого, повернув голову и выразительно посмотрев на портрет, звучало примерно так: "Многие здесь этого не разделяют, но я твёрдо стою на позициях КПРФ. Ленин был самым великим человеком эпохи. А те, кто это не понимает – глупы, либо их обманули".
Обманули, разумеется, враги народа. В дальнейшем, по мере работы на “Резонансе”, к ним был причислен и я. (Правда, на то, чтобы выявить мою скрытую сущность, Титов затратил три года.) Почему я стал врагом? А как же, ведь я сделал программы с Александром Лившицем, Михаилом Задорновым, Починком и Улюкаевым, приглашал экономистов из гайдаровского института. Последней каплей оказалось приглашение в эфир “Резонанса” журналистов “Московского комсомольца”, “НТВ” и самого Егора Гайдара. Гайдару эфир не дали, а меня уволили, якобы за прогул. Припомнил Титов и нелюбимый им молодёжный канал в моём исполнении, и то что однажды я посмел говорить в эфире этого канала о любви и, о боже, об оральном сексе (!!!)
После моего увольнения как врага народа и якобы за прогул господин-коммунист Титов бурно сыпал на мою голову всяческие угрозы. Витали в воздухе и возможные будущие кары (пока денежные) со стороны коммунистов. Впрочем, им не привыкать: в 37-м коммунисты убили 20 миллионов жителей России.
Сейчас, слава Богу, другое время, и потому я вчинил А.И.Титову – как генеральному директору – судебный иск. Скажу сразу: процесс я выиграл, хотя суд длился почти два года. Самое смешное, что Титов, будучи последовательным коммунистом, всё это время делал мне маленькие пакости — то на слушание дела не придёт; то затребованные судом документы, якобы, утратит;  а то откопает (неизвестно где) какую-нибудь мою книгу, сделает закладочки на тех страницах, где ненормативная лексика использована, и показывает судье и народным заседателям – вот какой Гусев плохой, матом ругается аж в книгах!
Как бы то ни было, подлинное лицо коммунистов в очередной раз проступило сквозь благостную маску, которой они пытаются прикрыть свой отвратительный оскал. Но чему удивляться?!  С исчезновением советской власти всё стало на свои места. Дутые репутации полопались как мыльные пузыри, бездарность и глупость стали очевиднее, а пламенные коммунисты-ленинцы легко трансформировались в заурядных эксплуататоров, предварительно присвоив госсобственность.

Сегодня А.И.Титов стал фактическим владельцем телерадиокомпании “Резонанс” и лишь как фиговым листком прикрывается учредительством Российского Союза промышленников и предпринимателей. Для тех, кто имеет обыкновение читать правовые документы, ясно: по нынешнему российскому закону “О средствах массовой информации” учредитель обладает весьма куцыми правами — поместить бесплатно материал от своего имени, утвердить устав редакции да назначить главного редактора (последнее не всегда). Но и эти минимальные права учредителя Титов основательно урезал, уволив назначенного учредителями главного редактора Абова Джуликяна и поместив в это кресло самого себя. Сегодня Титов формирует стратегию телерадиокомпании, определяет направления коммерческой деятельности и фактически подчинил некогда независимый “Резонанс” коммунистам и политикам типа плачущего большевика Рыжкова. Ведь ясно, что радиобизнес Титова строится не на деньгах, сэкономленных им от завтраков, а на финансах компатриотов.
Претензии нынешнего владельца «Резонанса» — непредсказуемы, безбрежны и неизъяснимы, как воля его коммунистических богов. Он мечтает, чтобы его сотрудники воспевали коммунистический героизм, чтобы от пламенных радиорепортажей «у коммунистов стояло». (Что должно происходить у коммунисток почему-то не объяснялось.)  Само собой разумеется, эту нелёгкую коммунистическую ношу выдержали единицы, остальных Титов безжалостно уволил.
 
Как известно, коммунистичность истребляет всякую национальную идею. Об этом писал еще А. Солженицын: «…Невозможно быть коммунистом и русским, коммунистом и французом, — надо выбирать». Радиостанция “Резонанс” была одной из первых независимых российских станций. Это было русское радио, хотя её главным редактором долгие годы оставался армянин Абов Джуликян. Теперь, при главреде с русской фамилией, “Резонанс” разряжен в компатриотический наряд, который, однако, никогда не заменит русскую национальную идею. Нынешние программы на “Резонансе” выглядят непрезентабельно: словно утренние остатки макияжа под глазами нелюбимой женщины. Честное слово!

Очень может быть, что звезда коммуниста Титова — важного помощника Аркадия Вольского, генерального директора издательства, телерадиокомпании и её главного редактора — взойдёт весьма высоко. Ему удастся упразднить журналистику в пределах одной отдельно взятой Company и там же победить всех врагов ленинизма. А ещё стать Главным Цензором и пламенным борцом за чистоту сексуальных нравов. Скоро на родине Титова будет установлен его бронзовый бюст. В пояснительной табличке напишут:  "Генеральный враг врагов ленинизма".
Жаль, что пока он не стал главным корифеем всех наук и лучшим другом детей, не создал (как Владимир Ильич) общество чистых тарелок и не победил (как маленький Кришна) гигантскую утку Брахмасудру…
Его похоронят у Кремлёвской стены.


P.S.
Конечно, это не самая впечатляющая история о коммунисте  на постсоветском пространстве. Есть примеры и покруче: например, когда бывший член КПСС становится пожизненным наместником Бога на туркменской земле (я имею в виду товарища Ниязова). Но и в случае с А.И.Титовым видны определённые закономерности, и потому райкомовский секретарь А.И.Тутов из моей повести «На краю Магеллановых облаков»  (Сб. «На краю Магеллановых облаков», М.,   1998 г., издательство «Пробел») сильно похож на этого, знакомого мне коммуниста.
Разумеется, коммунизм имеет право на существование ничуть не меньшее, чем, например, закат солнца или листопад. Но будет новый день, а на смену осени через зиму придёт весна. И не лучше ли жить вне идей и концепций?!


Copyright © 1999 by  Российская газета «НМГ», Андрей Гусев.