Открытое письмо Сергею Лукьяненко о сетераторах отвечая на стать

О.Хорхой
Обижаться – вредно для здоровья. Поэтому я на Вас не обижаюсь, а вовсе не из-за той пословицы, в которой упоминаются дураки. Вы, конечно, в своей области – метр (а также километр, дециметр и сантиметр, в зависимости от толщины того издания, в котором печатаетесь). И поэтому я не буду спорить с Вами о качестве работ, представленных на литературных сайтах.

Я хочу спросить, а так ли она нужна, Ваша бумажная литература?

Как Вы думаете, сколько времени существует литература? От печатного «Апостола»?  Со времен изобретения письменности? Или с тех самых пор, как зародился язык?
Если принять за правду одно из первых двух высказываний, то за бортом останется и «Манас», и «Калевала», и былины-старины отечественные, и все сказки народов Земли, то есть они станут литературой только в тот момент, когда их припечатают на бумагу, и творцом их будет не народный сказитель, а любопытный собиратель. Вы с этим согласны? Или все-таки они уже были в то время, когда существовали в преданьях? Если считать значимой информацию, а не ее носитель, то по справедливости следует признать литературным и творчество, не фиксируемое на бумагу. Никто, кстати, с этим не спорит.

Если сравнить по значимости информацию, однажды записанную на бумаге, и информацию, передаваемую из уст в уста, то первая может вполне оказаться ненужной читателю, как опусы почившего Леонид Ильича, вторая же, если передается – значит, востребована. Которая же из них имеет больше прав называться литературой?

Любое производство, в том числе и литературное творчество, должно удовлетворять какую-то человеческую потребность. То есть, бумага, конечно, все стерпит, но она недешева, и то, что зафиксировано на ней, должно иметь непреходящую хотя бы в течение трех-четырех недель ценность. Чтоб хорошо распродаться.
К сожалению, то, что нарушено в других областях экономики, не обошло стороной и литературу.
Жевать моднее, чем говорить. Вот и жуют что попало, лишь бы покрепче воняло. Литературная жвачка изготовляется быстро, распродается еще быстрее, а потребности в пище духовной не удовлетворяет – то есть, жевать хочется еще больше. Современная фантастика – тому подтверждение.

Говорят, литература серьезная загибается. Ушла она вся во внутривенные изыски, в анальные исследования, в аномальные явления. Но является ли она вообще литературой, если ее почти никто не читает, кроме тех, кто по долгу службы, да тех, кто ради престижа. Не стала ли она литературным онанизмом авторов, что общению с читателем предпочли общение со своим альтер-эго?

Ну и что я, как читатель, могу сделать с вами, литераторами? Не покупать ваши книги? Не читать журналов? Но подействует ли на вас этот кукиш в кармане? Думаю, что нет. Ибо не только я платежеспособна, но и куча ослов, охочих до слов. Ах, Вы еще не читали такого-то? Не были на той-то выставке? Ах, какой же Вы после этого культурный человек? И ослы бредут покорно. Реклама и общественное мнение – двигатель любой торговли. К тому же, этот кукиш не слишком действует на ангажированные произведения и авторов, которым платят только за то, что они существуют.

Так где же искать человека? Не литератора, который кроме как складывать слова в округлые фразы, ничему в жизни не научился, а рассказчика, что познакомит меня с неизвестной доселе стороной нашей жизни, или откроет мне смысл моей?
Там, где еще остались люди – среди представителей других профессий. Но напечататься в Вашем междусобое для них нереально.
Почему – отдельный разговор. Вы цените свои гиперболы и параболы, а мне на них, простите, с высокой колокольни. Я люблю живой, да, пусть неправильный, язык, вы же его не пропустите на свои бумажные носители.

И я Вас уже давно не покупаю. Хоть Вы и продаетесь на каждом углу.

Я иду на ту толкучую ярмарку, что называется литературными сайтами. И, кстати, начинаю смотреть с середины, поближе к концу. Совсем уж в начале – родоначальники сайта, их можно просмотреть и попозже. В конце – начинающие и просто аутсайдеры по вполне понятным причинам. Есть еще игроки – ну, в стратегии и миссии я наигралась чуть раньше. Потыкавшись недолго, можно обнаружить весьма достойные вещи, свежие, как кочанный салат ранним утром. А дальше идешь по его читателям, которые частенько тоже неглупые люди, особенно, если видишь, что не один раз к нему заглянули. Получаешь компанию интересных собеседников, причем за 0,3$ в час.
Литература ли это?
Мне на это плевать.

Насчет того, что тебя никто не читает, тоже полная лажа. Просто не надо забиваться в свой уголок, надо ходить и толкаться с теми, кто мог бы послушать тебя. Не всегда нужна миллионная аудитория, хватит, пожалуй, нескольких надежных друзей.
Вы-то сами, неужели не помните, как в пионерском лагере травили жуткие байки, а после полуночи, раскрасив морду фломастером и подсветив себя снизу фонариком с завываньями шли пугать девчонок? Наверняка ведь нечто подобное было. Было ли Вам неприятно при этом, что завывания слушает не половина Советского Союза, а десяток таких же, как Вы, обалдуев?
Мне, к примеру, нет. Я была донельзя довольна, что у меня есть трое благодарных слушателей, которые «сумеют не выразить чувств, когда я, по мнению их, заврусь». Мало того, только в небольших компаниях создается атмосфера равного ко всем внимания, и рассказчик через полчаса превращается в слушателя, а слушатель – наоборот. Если уж ты совершенно скучен, тебе это скажут, но и только.

Да, бывают нетленки, которые довести бы до всех. Но довести их через бумагу совсем невозможно. Газеты политизированы. Журналы погрязли в рекламе и жвачке. Толстые бомбы в крутом ламинате содержат лишь апробированную пустоту. Там нормальные люди ничего давно и не ищут. А ослы – не читатели.

Поэтому Вашу статью о сетераторстве я считаю воплем о помощи. Приходите к нам на Прозу.ру, и мы Вас почитаем. Может быть, даже научим писать самостоятельно, а не готовыми штампами.

С приветом!
Ольга Хорхой