Учительские рассказы. 4. Лирическое отступление

Янс
    Если хочешь знать, в каком государстве живешь, зайди в школу, пробудь там хотя бы 45 минут. и поговори хоть с одним учителем. И,если через 45 минут вышел из школы в том же настроении, то живешь ты в замечательном государстве.
   Так уже исторически сложилось, что моя школа осталась в прошлом веке. В мое время в школе было много стендов с партийными лозунгами, но не было охранников,были вечера патриотической песни, но не было наркотиков, дружно боролись за свободу Африки,но не было учеников,которые не умели бы говорить по-русски,был ненавистный Всеобуч,но не было беспризорников. Даже лозунг-плакат, который ежегодно вывешивался на 1 сентября "Любите школу - мать вашу"!,выглядел не так анекдотично, как сегодняшние вывески на школоах: "гтмназия","лицей","колледж".
   Но что связывает мою прошлую и не мою нынешнюю школу, так это урок по 45 минут,наследие средневековья.Какие только не пытались и не пытаются проводить реформы в школе: радикальные и не очень, всегда оставался незыблемым урок в 45 минут.
   Для меня урок - это отрезок жизни длиною в эти 45 минут, который я проживал и сопереживал вместе со своими учениками.Я им не уставал повторять, что я не умнее, а только опытнее и не более того.Я искренне так считал,потому в школе мне было легко и радостно.У меня были и удачные, и провальные уроки.Были уроки,расписанные по минутам, а бывали "похмельные" уроки-экспромты, которые нередко были лучше уроков,заранее подготовленных.У меня со "вчерашнего" раскалывается голова, а 180 моих учеников в течение шести уроков превращают ненавистный параграф учебника в стихотворный опус. А еще в далеком 1978 году мои ученики сумели догадаться и сказать о тайных соглашениях между СССР и фашистской Германией. Я никогда особенно не скрывал своего отношения к Советской власти.Разговоры о времени и о себе мы перенесли из кухни в класс.Темы культуры превращались в чтение стихов Цветаевой,Ахматовой,Гумилева,Анненского, "самиздата" на тонкой папиросной бумаге.Особо любим был нами Саша Черный, чья поэзия была созвучна тому, нашему времени.
     "Бессмертье?Вам, двунргие кроты,
      Не стоящие дня земного срока?
      Пожалуй, ящерицы, жабы и глисты
      Того же захотят, обидевшись глубоко...

      Мещане с крылышками! Пряники и рай!
      Полвека жрали - в награду вечность...
      Торг недурен. "Помилуй и подай"!
      Подай рабам патент на бесконечность".
   А во время эпидемий гриппа,когда отсутствовало большое количество не только учащихся, но и учителей, я объединял классы и показывал на допотопном,но очень тогда редком видеомагнитофоне "Электроника" с ужасным звуком и изображением фильм "Д Артатьян и три мушкетера", каждую серию я видел в день по пять - шесть раз и к концу показа уже тихо ненавидел этот замечательный фильм. Любил, когда ко мне на урок приходили коллеги, родители,выпускники. Публика меня вдохновляла и не всегда обоснованно тешила мое тщеславие. И все же лучшие мои уроки были в походах.Вечером мы садились у костра,ставили два ведра чая и всю ночь читали стихи,говорили о политике,признавались в любви.
   Уже будучи директором, я большую часть своего времени проводил на уроках своих учителей, никогда не ставя цель разобрать урок по "косточкам".В первую очередь я шел на урок полюбоваться учителем,понаблюдать за детьми, а иногда и принять учкастие в уроке.
   Наверное, я склонен иделизировать прошлое, но мне безумно жаль и очень больно от того, что сегодня в школе урок есть, но нет Учителя.