Правильный выбор!

Владислав Вотинцев
Валентина Ивановна Пасюк, учительница русского языка и литературы с сорокалетним стажем, без видимой легкости взобралась на обледенелое крыльцо родной во всех отношениях школы и вовремя замерла перед самым ее входом. Многолетний педагогический стаж вовремя предугадал плотную стайку выпорхнувших на улицу первоклашек, сметающих на своем пути все живое и иже с ним отождествленное. Нудно вздохнув, Валентина Ивановна, дружно прозванная учениками черепахой Тортилой, направилась в учительскую. Там ее уже ждал умеренных эпитетов букет гладиолусов, похвальная грамота и небольшой бронзовый бюст Чернышевского, ласково упакованный в коробку из-под зефира. Пасюк заметно волновалась. Еще бы, ведь сегодня ей исполнялось ровно пятьдесят восемь, что, согласитесь, для женщины ее возраста – всегда юбилей!  Приняв подарки и выслушав множество стандартных, но искренних поздравлений, скупо прослезившаяся именинница поблагодарила весь дружный педагогический коллектив за внимание и заботу и поспешила напомнить о небольшом застолье, намеченном ею по этому поводу на вечер. Идея была воспринята с должным энтузиазмом, а «всегда помятый, но не похмеленный» учитель физкультуры по прозвищу «Аллигатор» в сердцах даже зааплодировал. Вскоре прозвенел звонок на урок, и учителя стали расходиться по кабинетам. Заторопилась и Валентина Ивановна, проводившая сегодня четыре подряд урока в седьмых классах. Еще перед дверью именинница услышала чей-то бойкий выкрик «Атас! Тортила плывет!» и энергичную школьную беготню между партами. Ученики любили свою «училку», ведь она почти никогда не ставила им двоек и не ябедничала директору о курении на переменах.
-  А зачем детей зря двойками расстраивать? Это же не математика с физикой! Моя задача – развивать в учениках культурное восприятие мира, прививать любовь к поэзии и классической прозе, развивать их личностные качества. А плохие отметки только отбивают охоту к литературе и духовному обогащению, приводят к необоснованным прогулам. Кто хочет, тот и так выучит, а кто нет – хоть что-то новое для себя услышит! – и, стоит отметить, Валентина Ивановна была женщиной не только доброй, но и умной. Реальность прогулов на ее уроках застенчиво стремилась к нулю, а популярность русской литературы среди учеников неуклонно росла. Даже среди отпетых прогульщиков!
Стоит заметить, что в  день своего рождения Пасюк проводила вольные для посещения уроки: по давно устоявшейся традиции ученики писали сочинение на тему «Кем я хочу стать, когда выросту?». Плохие оценки за него не ставились принципиально, не оценивалась и правильность правописания. И, надо сказать, в прежние годы Валентина Ивановна зачитывалась множеством интересных работ. Еще бы, школьники взрослели и старели, к чему-то стремились и в ком-то разочаровывались, а старые школьные тетрадки с детскими мечтами навсегда оставались у любимого преподавателя. Время от времени их перечитывая, Валентина Ивановна окуналась в сказочную атмосферу юности и добра, вспоминала каждого из воспитанных ею учеников и заново переживала его дальнейшую судьбу. Читая пожелтевшие строчки с желанием стать космонавтами, агрономами, инженерами, врачами, учителями, она становилась добрее и моложе, гордилась своей ролью в воспитании подрастающего поколения. Ведь это была единственная цель всей ее жизни, гражданская совесть и профессиональная гордость одновременно.
Уже вечером, сидя на кухне и мерно попивая любимый чай из апельсиновых корок, Валентина Ивановна радостно вспоминала праздничное шампанское в учительской, громкие слова благодарности за свой многолетний труд от директора, завуча, других педагогов. В хмельной голове крутилась приятная легкость, плавно переходящая в возрастную усталость, а перед глазами крутилась танцующая воздушная фигурка Леночки, учительницы английского, и почему-то явно перебравший физкультурник. Хотелось тут же все бросить и идти спать, но стол был щедро заполнен школьными тетрадками с еще свежими в памяти размышлениями. Пасюк радостно вспоминала сегодняшний день, усердные выражение лиц своих учеников, что-то выводивших в своих тетрадках, их мечтательный блеск глаз, которым она наслаждалась уже много лет:
-  Зря говорят, что дети сейчас «не те, что раньше», не верю! Дети всегда те! Они мечтают, верят, к чему-то стремятся. Это взрослыми они сильно меняются, становятся вальяжными и перестают верить в собственные мечты! И я не вижу особой разницы между своими учениками за последние двадцать лет. Ну, разве что, теперь они стали более раскованными, развязными, что ли. И более жесткими. Но это больше зависит от родителей, чем от школы. А наше дело – закладывать в них зерна цельного и доброго, развивать их умственные способности и личностные качества.
В сплошных размышлениях Валентина Ивановна даже не заметила, как в ее руках оказалась одна из тетрадок. Жадно вчитываясь в корявые строчки, она читала про бизнес, депутатскую неприкосновенность, про желание купить себе «Мерседес» и виллу на Канарах, жениться на известной фотомодели. Посмотрев на обложку, она прочитала фамилию и улыбнулась. Это была работа Самсонова, сына удачливого предпринимателя. Далее были еще несколько работ, и в них – все о том же. Квартиры и машины, рестораны и дорогие наряды, модельный бизнес и даже желание просто удачно выйти замуж. Чтоб уже никогда не работать и жить в свое удовольствие! А один даже написал про желание выехать за границу, к родственникам в Германию. Пасюк несколько расстроилась. Еще бы, благосостояние – это хорошо, ну а где же творческие идеи, стремление к развитию, где любовь к Родине? Перерыв всю стопку, она выбрала тетрадь своей любимой ученицы, Лидочки Голосеевой, девочки из культурной и образованной семьи. Она всегда была надеждой и опорой для старой учительницы, не переставала радовать своими успехами. Прочитав о стремлении добиться успеха и стать достойной сменой старшему поколению, Валентина Ивановна столкнулась все с той же наметившийся тенденцией: деньги, власть, желание хапнуть кусок, не то это сделают другие, получить достойное место работы и выйти замуж на известного человека. В глазах старого педагога появились слезы горечи.
-  Как же так, неужели все рухнет? Неужели скоро на пенсию, а там – пустота? Пустота на лицах прохожих, в глазах соседской ребятни, с экранов телевизоров, на книжных полках? А как же Пушкин, Тургенев, Ахматова? Высоцкий, на конец. Неужели, скоро этих несчастных детей будут учить только разбираться с интернетом и правильно заполнять налоговые декларации? Не верю! Не может мир в одночасье рухнуть, не может ребенок так рано становиться взрослым! Не может! И не хочет. И не будет!
Валентина Ивановна плакала, и влажная тяжесть разочарования капала на школьные тетрадки. Но это была всего лишь минутная слабость. Уверенно смахнув седую печаль, Пасюк томно отхлебнула теплой жидкости из чашки. Случайно из памяти вынырнула одна фамилия. Кострова Галя. Конечно же, она! Скромная, добрая тихоня. Как нынче принято говорить, не из мира сего.  Мать – школьный учитель музыки, отец – скромный заводской инженер. Выудив из множества однообразных сочинений ее работу, Валентина Ивановна въелась в каллиграфическую нежность строчек:
-  В будущем я стану школьным учителем литературы. Я люблю и часто читаю, у нас дома очень много книг. Но самое главное, что, не имея блата и нужных знакомств среди родственников и родительских сослуживцев, я просто обречена стать школьным учителем! Ведь сегодня учителей и так мало, а скоро их вообще не останется. И воспитывать детей станут самые слабые, ненужные, бедные люди. И я в том числе. И это моя беда! А другое будущее мне не светит. Меня даже замуж, такую немодную, никто не возьмет. А кому я буду нужна, с учительской зарплатой и такой же репутацией? 

*****
На следующий день Валентина Ивановна в школу не пришла. В учительской пробежал слушок, что ее ночью с сердечным приступом забрала скорая. Неискренне повздыхав, учителя разбрелись по классам. Сеять зерна доброго и вечного, воспитывать уверенного в себе и практичного современного гражданина. Человека будущего!