Обаятельный Владимир Басов

Сергей Хазов
..В любой своей роли он ужасно энергетически заразителен. Смотришь фильм, снятый двадцать, а то и тридцать лет назад, и не веришь, что это было так давно. Его герои, в основном: странные, эксцентричные люди. Но даже гангстеры, такие, каким был Стамп в «Приключениях Электроника», или алчные личности вроде Дуремара в «Приключениях Буратино» - обаятельны.

  Владимир Павлович Басов. Замечательный актер, талантливейший режиссер, прекрасный человек. К сожалению, большинство знает его только как блистательного характерного актера, мастера эпизода. А ведь Владимир Павлович как режиссер снял более 15 фильмов. И каких! –«Тишина», «Пена», «Щит и меч» (помните советского разведчика, бравого парня Ивана Белова – Иоганна Вайса?), «Время и семья Конвей». Отдельно назову две другие работы Басова-кинорежиссера: «Дни Турбиных» и «Метель» (экранизация произведений М.Булгакова и А.Пушкина, соответственно). Великолепна по драматизму его последняя режиссерская работа: боевик «Семь криков в океане» (1986).

Спрашиваю у студентов академии культуры: Вы знаете Владимира Басова? В ответ: мямлят невнятное. Наконец кто-то вспоминает одну из его легендарных ролей: полотера из картины «Я шагаю по Москве». Помните, как герой Басова рассуждал о «настоящей» литературе? « - Поехал к тетке в Тамбов. Лег на лавочку. Просыпаюсь: пальто нет! Вот – сюжет!» Называя молодых писателей коньюнктурщиками-лакировщиками, у которых «настоящих героев нету», полотер в исполнении Владимира Павловича становится шаржированным героем. Полотер претендует на то, чтобы разбираться в искусстве как настоящий писатель. Почти по-ленински: «каждая кухарка может научиться управлять государством». Этот образ и высмеивает своей великолепной игрой Владимир Басов. Кстати этот персонаж: полотер в фильме «Я шагаю по Москве», появился случайно. В фильме не было критического отношения к жизни. Это отметили многие критики еще до выхода картины, и обрушились на ее сценарий. Потому и пришлось Георгию Данелия сочинять роль недовольного всем полотера буквально во время съемок. В это время по студии «Мосфильм» проходил Владимир Басов, его попросили выручить: помочь сыграть эпизод. Басов согласился. До этого Владимир Павлович уже снимался в нескольких фильмах, но вот актерский успех  Басова начался именно после фильма «Я шагаю по Москве». Эта роль продемонстрировала зрителям огромный комический талант Владимира Павловича. Впрочем, комедийный талант у Басова раскрылся еще ранее: в жизни Владимир Павлович любил розыгрыши. Когда Владимир Павлович был молод и почти никому не известен, с ним приключился забавный анекдотический случай, о котором он любил рассказывать. Однажды он был приглашен на день рождения к дочке министра то ли путей сообщения, то ли связи, в очень престижный и роскошный дом в самом центре Москвы. Пригласили только молодых людей, раскованных и веселых, так что праздник начинался замечательно. День рождения этот был очень важен для Басова, но по весьма уважительной причине он опоздал. Пришел на два часа позже, поднялся на лифте и направился к двери, которая была приоткрыта: видимо, кто-то из гостей выходил курить. Басов звонить не стал, а вошел. Услышал голоса из комнаты, музыку, огляделся. И вдруг… увидел швабру. Тут ему пришла мысль загладить свою вину, а заодно повеселить гостей. Он быстро вывернул пиджак наизнанку, нахлобучил на голову какую-то нелепую женскую шляпу с перьями, сел верхом на швабру и с громкими воплями ворвался в комнату. Расталкивая людей, проскакал вокруг стола, и тут понял, что делает что-то не то. В комнате воцарилась гробовая тишина, гости застыли, изумленно выпучив глаза...

  Как вспоминал сам Владимир Павлович, - «В этот момент  я с ужасом понял, что ошибся этажом и попал не в ту квартиру... Я скинул с себя шляпу с перьями, отбросил в сторону швабру и, пользуясь тем, что хозяева не опомнились, опрометью кинулся вон, сбежал по лестнице и навсегда покинул этот дом. Страшно представить, что подумали про меня все эти люди».

  Басову, окончившему режиссерский факультет ВГИК, учившемуся у таких мастеров, как Михаил Ромм и Сергей Юткевич, блестяще удавались самые невзрачные, невыигрышные, эпизодические роли. Все их он одушевлял, делал объемными даже в том случае, если эпизод с участием его героя на экране длился три-пять минут. Так было в «Большой перемене», где фотограф в исполнении Басова «фиксировал-фиксировал-фиксировал» новобрачную пару Быков-Овчинникова. Или в картине Георгия Данелия «Тридцать три», где Басов прекрасно сыграл экспедитора краеведческого музея: глуповатого субъекта, выторговывающего у главного героя, Евгения Леонова, его череп.

  А «Черный маклер», исполненный Басовым  в искрометном телефильме «По семейным обстоятельствам», занимается нелегальным обменом квартир. Что, по понятиям советской морали считалось делом противозаконным. Вот потому он и зашифровывает все и вся, называя перед клиенткой (Г.Польских) ванную – «тетей», кухню – «невесткой», а санузел: «дядей». Роль у Басова небольшая, но благодаря особому рисунку, точной выверенности психологического портрета героя, она становится одной из центральных в картине. Даже высмеивая маклера, вынужденного в условиях «развитого социализма» подпольно принимать у себя на дому клиентов, озабоченных обменом квартир, Басов создает не просто сатирический образ героя. Его «черный маклер» – личность загадочная. Тоже самое можно сказать про большинство басовских киногероев: при взгляде на них невольно задаешься вопросом о биографии этих персонажей: комичных людей с немного печальным взглядом.

       Басов был великолепен в экранизациях сказок. Не одно поколение мальчишек 80-х играло в его Стампа после выхода на телеэкран фильма «Приключения Электроника». Мучит Стампа даже не перспектива грандиозного ограбления музея с помощью электронного мальчика, а философский вопрос: «где же у него (Электроника, - СХ) кнопка?» Потом эту фразу, как и многие другие, сказанные героями Владимира Павловича в кино, растаскали на цитаты.
Если заговорили об участии Владимира Басова в фильмах-сказках, то сразу вспоминается и Дуремар, и принц Лимон – из фильмов о приключениях Буратино и про Чиполлино. А также глупый лысый король Джакомон из музыкальной сказки «Джельсомино в стране лжецов», по книге Джанни Родари.

  А как прекрасен и притягателен, несмотря на разбойничью натуру, худой Волк, сыгранный Басовым в телефильме «про Красную Шапочку»! В тандеме с толстым Волком (Николай Трофимов) Владимир Басов пытается поймать Красную Шапочку (Яна Поплавская). Но вздорная девчонка никак не хочет попадать в сети Волков. Когда Красная Шапочка поймана, Волк-Басов поет песенку:


Точи, точи зубища! Клычища точи!
Гляди: идет добыча! Хватай и тащи!
Кому кушать сено, травку щипать!
А наше, волчье дело: тащить и хватать,
Тащить и хватать, тащить и хватать!!!


  Владимир Басов сам исполнял во всех фильмах вокальные партии, не прибегая к модным ныне услугам профессиональных певцов. Нельзя не согласиться, что пел Басов превосходно, прекрасно чувствуя мелодику песни. Причем как певец, Владимир Павлович исполнял не только эстрадные, но и классические вещи: вспомним его роль в картине «Принцесса цирка».

  О Басове можно говорить долго. Как рассказывают знавшие его люди, в жизни он был очень остроумным и добрым человеком, прекрасным рассказчиком. Басов-режиссер мог иногда во время съемок рассказывать какую-нибудь байку полтора-два часа. И только ассистент мог остановить его пыл рассказчика. Истории, происшедшие с самим Владимиром Павловичем, давно стали анекдотичными. Между прочим, Басов был при необходимости достаточно красноречивым. Так, со своей тещей Басов познакомился довольно поздно, когда у них с актрисой Валентиной Титовой уже родился сын Саша. Была послана телеграмма родителям Валентины, и они пожелали приехать поглядеть на внука, а заодно и познакомиться с зятем. Как вспоминает Валентина Титова, когда они прибыли на вокзал, Басов благоразумно остался у машины (у Басова была «Волга»), чтобы не смущать родственников: все-таки, он был значительно старше жены. Как только теща увидела зятя, она воскликнула: «Какой ужас! Немедленно разводиться!» Остроумный Владимир Павлович заранее подготовился к такой оценке своей персоны со стороны тещи. Он всплеснул руками и, словно не расслышав этой реплики, весьма эмоционально вскрикнул: « Марья Ивановна! Как жаль, что я не встретил вас прежде Вали! Я бы непременно женился на вас!» После таких слов теща в ту же секунду стала самым лучшим другом находчивого Басова и с тех пор неизменно была на его стороне.

Басов прекрасно рисовал, водил машину, увлекался музыкой и литературой. Про литературу стоит сказать, что в молодости Владимир Павлович хотел стать филологом, и уже будучи известнейшим актером и режиссером часто посвящал своим коллегам шутливые стихотворные экспромты. Работники подмосковного Дома отдыха кинематографистов вспоминают, что когда к ним приезжал Басов, то очень любил, во время обеда в столовой прямо на салфетках писать стихотворные экспромты в честь отдыхающих актеров. Басов прекрасно разбирался в классической литературе, тонко чувствовал поэтику слова. Владимира Павловича можно по праву назвать соавтором сценария большинства фильмов, в которых он выступал как режиссер-постановщик.

Мало кто знает, что Басов был награжден орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне. Убрав один лишний год в анкетных данных, чтобы быть постарше, Басов добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боевых операциях, за что был награжден одной из самых почетных фронтовых наград: орденом Красной Звезды. Но о военном прошлом распространяться не любил, считая, что в жизни есть куда более веселые темы, чем воспоминания о войне.

Если посчитать число актерских и режиссерских работ Басова, то его вполне можно назвать «трудоголиком». Думается, что Владимир Павлович был очень влюблен в свое дело – в кинематограф. Иначе как объяснить его фантастическую работоспособность? Когда подходили к концу съемки картины «Хоккеисты», художественным руководителем которой был Владимир Басов, у режиссера-дебютанта никак не получался монтаж. Тогда Басов, приостановив съемку фильма «Метель», над которой он в то время работал, на две недели заперся в монтажной, и смонтировал «Хоккеистов»! Поистине: феноменальная даже по нынешним меркам работоспособность, помноженная на огромный талант. Не единожды фильмы, режиссером которых был Владимир Басов, получали престижные кинонаграды. Одна только экранизация пушкинской «Метели» получила Первый приз среди художественных фильмов на Всесоюзном кинофестивале в 1964 году, неоднократно представляла Россию на престижнейших западных кинофорумах. Басов был признан властью: народный артист СССР, лауреат Государственной премии… Но, как настоящий художник, не почивал на лаврах, осуществляя все новые свои задумки. Причем, если Басов-актер снимался в основном в комедийных и детских кинофильмах, то Басов-режиссер, будто в противоположность, экранизировал классику, снимал героико-приключенческие ленты.

       ..Владимира Павловича Басова не стало в сентябре 1987 года. Прошло уже 15 лет. Но мы до сих пор помним его: замечательного актера, режиссера, и прекрасного человека!