Настоящая история библейского Иосифа и его семьи

Logos
Библейский период жизни евреев в Египте легко и непринужденно накладывается на историю Византии 9-11 веков. А началось все с Иосифа, красивого и умного еврейского юноши, проданного в рабство своими братьями...

...В 86... году никому неизвестный молодой человек приятной наружности появляется в Византии. История не донесла до нас сведений о деталях его прибытия, но известно, что вскоре он становится правой рукой императора и , по сути дела, вторым лицом в государстве. Молодой человек имеет странную должность : главный спальничий.

«Иосиф же был красив станом и красив лицом...По прошествии двух лет фараону снилось: вот он стоит у реки; и вот вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы, худые видом и тощие плотью, семь коров хороших видом и  тучных. ..И послал фараон и позвал Иосифа...Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны...» Иосиф растолковал сон правителя. «Вот наступает,- сказал он,-  семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода и забудется все то изобилие  в земле Египетской, и истощит голод землю».  Затем посоветовал Иосиф фараону сберегать пятую часть урожая каждого плодородного года, чтобы было чем прокормить землю Египетскую в последующие семь неурожайных лет. «Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы дух божий? И сказал фараон Иосифу: вот, я поставлю тебя над всей землею Египетскою... без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей по всей земле Египетской.»
А затем, как и предсказывал Иосиф, разразился страшный голод. «...и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам...И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле». Сначала хлеб покупали за золото и серебро, затем стали расплачиваться скотом, и, наконец, стали продавать себя.  Вместе с другими приходят в Египет братья Иосифа. «И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес... И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства».
Конец 9 века запомнился тем, что по всем странам ближнего востока прокатилась волна неурожайных лет. Особенно пострадала область нынешнего Ирака, население которого традиционно занималось скотоводством. За несколько лет налоги, взимаемые с населения, уменьшились в два раза, что говорит с одной стороны об обнищании народа, а с другой стороны косвенно свидетельствует о массовой миграции населения. Византия же, напротив, за несколько десятилетий увеличила свое народонаселение в десятки раз. В одном Константинополе население выросло с конца 9 до конца 10 века в 10 раз, от 40 до 400 тысяч. Известно, что евреи занимали в этот период в Византии особое положение. Религия евреев становится государственной религией Византии. Молодой человек, о котором речь шла выше, постепенно вытесняет императора, а затем физически уничтожает его, становясь единоличным правителем. Он становится известен в истории под именем Василий (867-886). Впоследствии о происхождении Василия разгорелись недюженные споры. Так, одни исследователи считали его армянином ( созвучно с арамеем), другие славянином. Еще большую путаницу внес внук Василия, Константин VII Багрянородный, который в своем сочинении довел родословную своих предков до парфянских царей, Константина Великого и Александра Македонского. В результате династия получила название Македонской.
Надо отметить, что император Василий   весьма высоко ценил науки.  Этим же отличался его сын, император Лев Премудрый (887-912), названный этим именем за любовь к ученым занятиям и за поощрение других к подобным трудам.  Особенно же прославился внук Василия, император Константин Багрянородный (913-959), превзошедший всех своих ближайших предшественников на этом поприще. Современники называли его восстановителем греческого просвещения. «Он собрал отличных по своей учености мужей, повелел им преподавать философию, риторику, геометрию, астрономию и другие науки; сам лично наблюдал за успехами юношей, ежедневно приглашал некоторых из них к своему царскому столу, других поощрял денежными пособиями, третьих ласковым обращением и похвалами. Прошло немного времени, и из этих юношей явились многие ученые и образованные люди во всех областях общественной жизни. Лучшим из них император поручал важнейшие должности в государстве и Церкви - должности судей, сенаторов, епископов, митрополитов и таким образом, по выражению очевидцев, украсил и обогатил мудростию все Римское государство. По его повелению и при его непосредственном участии составлены были несколько сочинений по истории, земледелию, медицине и другим отраслям знаний в руководство для последующих поколений». Общепризнано, что во время правления Василия и его семейства Византия достигает своего расцвета, который, вполне возможно, базируется на рабской зависимости населения и его нещадной эксплуатации.
Поскольку одновременно с Константином правит Роман, при котором начинается гонение на евреев, можно предположить существование в стране двоевластия как результата разделения полномочий светской и церковной власти. По-видимому, Роман был представителем христианского большинства, поскольку евреев заставляют принимать крещение.  Со второй половины 10 века начинается период, который в Библии отражен как египетское рабство. Он продолжается до середины 11 века. В это время правит Василий 2, известный под именем Болгаробойца, или Болгароубийцы. Если провести аналогию с Библией, то ему соответствует фигура Моисея – Египтяниноубийцы. Моисей, выращенный как сын в семье императора, несмотря на свое еврейское происхождение, был предназначен  для императорской роли. В 1025 году он покидает свой пост и умирает для истории. Сразу после этого начинаются стихийные бедствия, и через несколько десятилетий, страна из богатого и цветущего государства превращается в третьесортную державу, а затем и вовсе прекращает свое существование. Так заканчивается блестящий, по мнению историков, период правления македонской династии.