Учебник клоунады для студентов гуцэи - 4

А-Др Грог
/кривые успеха, фестивали-конкурсы, возвращение к практике, антонимные пары, основа гэга, классификация, системы и системки/

Если задаться вопросом, каким в первую очередь должен быть учебник клоунады, то имеется только один вполне естественный ответ на него:
ПРИНОСЯЩИМ ПОЛЬЗУ

Когда-то существовал весьма популярный тест. В нем был всего один вопрос. Какие книги бы вы хотели взять с собой, попав на необитаемый остров?
Кто-то, вероятно для того, чтобы произвести впечатление, говорил о томах Достоевского (весьма символично, возможно для того, чтобы наконец-то в спокойной обстановке прочитать «Преступление и наказание»)
Кто-то более честно указывал на тома Буджолд или братьев Стругацких – о вкусах не спорят.
Но один из десяти предпочтет «Руководство по изготовлению лодки из подручных средств» и «Выживание человека в условиях экстремальной среды»…

Эта книга именно этой серии.
Как стать клоуном или комедийным артистом в нелегких условиях. Добавим только одно слово – как стать хорошим комедийным актеров в нелегких условиях.

Пока не учебник, учебником ему еще предстоит стать, а трактат – исследование на определенную тему.

Она специфична настолько, насколько должна быть подобная книга. Поскольку никто не знает, каким должен быть учебник для клоуна (это первая книга подобного рода), ей можно простить многие грехи. Следующие книги будут толковее, умнее (и дай бог – проще), но они уже многое возьмут отсюда.
Продолжим…

/тетрадь номер четыре/

Подобно тому, что всякое правительство - это заговор против незаурядного человека, так и Главк, Дирекция, Объединение или ... (неважно какие названия не принимала определенная группа властьимущих лиц) к любому актеру-личности относится с подозрением.

Актеру следует помнить, что при централизованной системе делать слишком быстрые успехи небезопасно. Еще более опасно чем-либо не угодить системе. Но поскольку, сама система делится на группировки - угодить ей невозможно. Вы один, а их много, и они закалены в борьбе с «себе подобными» и «подобными вам».

Можно сколько угодно утешаться тем, что невежественное большинство всегда будет превалировать над гением. Но скажем честно самим себе, Вы не гений, а их нельзя назвать воинствующей посредственностью. Это их образ жизни, способ выживания…

Кто-то (кажется Мопассан) высказался примерно так: «В обыкновенной стране всегда найдется 5 гениев, 200 высокоталантливых людей, тысяча талантливых (каждый в своей области), десять тысяч так или иначе выдающихся (одаренных), далее армия посредственностей, а за ними масса дурачья, которая составляет человеческое большинство. И эта вот масса вместе с армией посредственностей выбирают свое правительство…»

Каковы шансы остальных повлиять на результат?

Уже ясно, что не вы выбирали свое начальство. Вы бы выбрали другое. Себя, например.

Сегодня ситуация несколько иная. Централизованная система разрушена. Как разрушен институт цензуры. Когда у цензуры выбивали камни фундамента, одним из «молотящих аргументов» служило, что «…художник обладает внутренним цензором». Об этом мы поговорим отдельно (слишком много материала и фактов накопилось). Но одно осталось неизменным – что бы вы не делали, каким бы талантом не обладали, вы не достигните высот в какой-либо творческой профессии, если не будете принадлежать какому-нибудь клану.

Предназначение клана - мягким невниманием «топить чужих» и «вести-поддерживать-подталкивать СВОИХ». Клан старается держать в своих руках средства информации, а, значит, рекламы и отпускает ее дозировано. Клан определяет, кому – можно, кому – нельзя. Не угодившие попадают в информационный вакуум и, как правило, через некоторое время «исчезают». О них забывают всерьез и надолго – чаще навсегда.

Клан может быть сориентирован по национальному признаку…

Клан может ориентироваться и по сексуальной направленности… (и, кстати, быть достаточно многочисленным, по некоторым подсчетам до 20 %, что позволяет ему неплохо существовать, перекрывая целые ниши в иных областях искусства).

Если в первом случае вы еще можете изыскать способ породниться… (что, впрочем, вовсе не гарантирует, что вы будете приняты там за своих), то во втором, гм… не знаю, что вам и посоветовать.

ПУТЬ ФЕСТИВАЛЕЙ

Наиболее быстрый успех и признание приходит к тем, кто побеждает на международных фестивалях-конкурсах. (Если, конечно, при этом в собственной стране он не попадает в информационный вакуум.)

Насколько велики шансы быть представленным на фестивале и, опять-таки, гарантирована ли непредвзятость судей?
Для начала пробежимся по некоторым фактам.

Факт? Факт!
Клоун Олег Попов, уже будучи знаменитым (его портреты печатаются на шоколадках), – звезда международного масштаба – один из двух артистов цирка (второй – зять Брежнего), кому (в период СССР) было дозволено самостоятельно подписывать контракты с зарубежными партнерами, имеющий все звания и регалии, о которых только может мечтать актер того времени… и пр. пр. пр… в 80-х годах едет на Международный фестиваль в Монте-Карло… и завоевывает там высшую награду конкурса – Золотого Клоуна.
В чем подвох?
А то, что получение им «Гран-при» было оговорено в условиях контракта с дирекцией Фестиваля.

Факт? Факт!
80-е годы. СССР. Всесоюзный конкурс артистов эстрады и цирка на сцене.
Примечание:
В те годы такие конкурсы были редкостью, и артисты носили звание лауреатов гордо – как медали. Как весьма точно высказался один конферансье, представляя зрителям следующий номер, звания лауреатов, в отличие от званий заслуженного и народного артиста, не даются, а завоевываются. Завоевываются в трудной и честной борьбе с…
Итак, Всесоюзный конкурс оригинальных жанров.
Итоги:
1 премия (не помню кто) - постановщик номера – режиссер К.
2 премия (не помню кто) - постановщик номера – режиссер К.
3 премия (не помню кто) - постановщик номера – режиссер К.
Задача на сообразительность: Угадайте с трех раз – кто был председателем жюри?
Я только потому не пишу здесь фамилию этого режиссера, что, на самом деле, режиссер-то был замечательный и номера ставил отличные, и оставил после себя целое направление, можно сказать – школу, которая еще долгое время определяла…
Если подобные фокусы проходили во времена Державы, которая еще пыталась следить, чтобы понятие справедливость не было пустым звуком, то что говорить о временах нынешних? Когда…

Факт? Факт!
(см. «А и Ф» 27 (1028) 5 июля 2000 г.)
На ежегодный конкурс в Монте-Карло Россия может отправить только одного солиста из существующего моря своих замечательных эстрадных вокалистов.
1999 год. Киркоров – председатель комиссии по отбору талантов на эту престижнейшую поездку. После долгих споров и сомнений он, наконец, выбирает лучшего и достойнейшего… себя. И едет.
2000 год. Киркоров все еще председатель комиссии по отбору лучших солистов для ежегодного конкурса в Монте-Карло… Не знаю, долго ли он сомневался на этот раз, но Россию поехала представлять… дочь его супруги.
2001 год - Киркоров председатель жюри…
Продолжим?

Тогда еще раз о фестивалях:
- Что-то о нас давненько не говорили. Идеи есть?
- Давай-ка, организуем конкурс.
- Отличная идея! А как будем распределять призы?
- Ну… мне, естественно, первая премия – это я придумал насчет фестиваля. Тебе - вторая или спецприз. Согласен?
- Идет!

Невероятный диалог? Даже не хочется приводить примеры… Достаточно вспомнить не столь давно прошедший «Фестиваль Клоунов на Красной Площади». (Не будем касаться моральных сторон вообще проведения подобного фестиваля в подобном месте.) Коснемся только практики.

Обыкновенная практика заключается в следующем: всех потенциальных конкурентов, по тем или иным причинам (включая околокриминальные), отсекают до самого фестиваля объявленного «открытым». Эта практика существовала всегда, при всех режимах. Только способы ее достижения были разными. Менялись.

Каким должен быть честный фестиваль-конкурс?

Первое и главное: «Принимающая сторона не должна претендовать ни на какие награды – ее выступления должны состояться как показательные, на внеконкурсной основе…» И, вполне естественно, что даже близко к жюри не должны допускаться авторы, режиссеры и пр. – ВСЕ, кто имеет хоть какое-то отношение к номерам, представленным на конкурс – каким бы весом или авторитетом он не обладал.

Второе: «Мнение зрителей должно совпасть с мнением жюри, но во всех других случаях зритель является главным определяющим» (как это можно достигнуть – об этом ниже – эксперимент был, хотя и печально закончился).

Третье: «Наград не должно быть много – они практически обесценивают конкурс…»

(Как, например, произошло с фестивалем «Золотой цирк» в Италии. Обилие наград – практически никто не уезжал без них – обесценило конкурс, и сам факт, что в копилке имеется награда этого фестиваля, стал вызывать насмешку актеров…)

В среде актеров должны быть только две награды – золото и серебро. Никаких бронз, никаких поощрительных призов (кроме денежных, которые в приватной обстановке вручаются в конверте, без всяких там дипломов, только с устными пожеланиями…)

Есть только ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ (который мог стать первым, но не стал) и ВСЕ!

Жанры? Пожалуйста! Разделяем. Но в качестве отдельного фестиваля-конкурса. Нельзя также пытаться охватить сразу в одном конкурсе несколько. Например, цирк, эстраду, да еще выделить оригинальные жанры в отдельный.

Еще пример…
«Четыре в одном!» - именно на этом сегодня пытаются делать рекламу устроители престижного фестиваля: «Цирк Завтра» в Париже. Казалось бы, они сделали славное дело, отделив клоунов в отдельную группу, чтобы те боролись за отдельную награду, но что это за группа, если она не набирается даже десяток актеров. Это автоматически обесценивает награду и даже весьма непорядочно по отношению к тем клоунам, кто побеждал ранее на этих фестивалях в условиях - «нет деления по жанрам».

Во всеобщем конкурсе (без деления по жанрам) жюри обычно вынуждено ориентироваться на впечатление и новаторство. По этим причинам наградных фигурок иной раз больше, иной – меньше. Эта система работает на Фестивале Монте-Карло. Не самая лучшая, но работает. И пока еще никто не предложил более удачное решение кроме…

Факт? Факт!
90-е годы.
Устроители фестиваля «MORE смеха» нашли великолепный, как им показалось, ход: поставили опечатанные ящики с фамилиями актеров (каждому свой) в фойе и объявили, что в этом году судьбу главного приза (Кубок Райкина) будут решать зрители. Для чего им предлагалось голосовать - по окончании шоу бросать свои билеты в ящики. Все бы ничего, но ящики были из органического стекла – прозрачные. Продолжать?
Артисты после каждого спектакля ревниво бегали к ящикам. Один из ящиков наполнялся в несколько раз обгоняя остальные – актер выкладывался полностью, казалось, превзошел самого себя, снимая обильный урожай смеха. Зрители за удовольствие платили своими симпатиями. Но пустовали ящики тех, кто считался звездами, и не сходил с ТВ экрана. Мне не известно, какие аргументы они привели, но за два дня до окончания фестиваля жюри тихонько ящики ликвидировало и более о них не упоминало.
Обиженный актер (кому понравится, если условия игры меняются в ходе игры), заявил, что ноги его здесь больше не будет. И действительно, слово свое по сегодняшний день держит. Но те звезды периодически наезжают и блещут.
(P.S. фамилия актера – Арлазоров)

ЖАЛЬ. ИДЕЯ БЫЛА ВЕЛИКОЛЕПНАЯ – СТОИЛО БЫ ВЗЯТЬ НА ВООРУЖЕНИЕ.
(Но она почти не позволяет заниматься закулисным манипулированием, а уж этого ни один фестиваль или конкурс позволить себе не могут…)


ЕЩЕ НЕ ПЕРЕДУМАЛИ?
И это, несмотря на то, что шансов у вас практически нет?
Из-за любви к искусству, которое не желает, чтобы его любили?
Что ж, понятие «РАЦИОНАЛЬНОСТЬ» вам неизвестно. Добро пожаловать на службу…

Иррегулярные войска клоунов – войска неправильные, не подчиненные определенному положению и порядку, не имеющие постоянной организации, твердой системы комплектования, прохождения службы, обучения и т.д.

Клоун. Самое непонятное ему слово – рационально. Он удивительно, фантастически иррационален. Его религия… а может и не религия? он просто исповедует собственное «Я»… Все исходит от ширины души. Его вера отрицает возможность логичного познания действительности. Он познает действительность только экспериментально (ни делая при этом никаких выводов для себя, либо выводы в корне неверные). Во всем впереди себя он запускает инстинкт. Но и инстинкт его необыкновенен. Он лишен важнейшего – самосохранения. Инстинкт толкает на опасные для тела поступки.

Тогда…

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ПРАКТИКЕ.
Вспоминаем…


ВОЗВРАЩЕНИЕ К МОЗГОВОМУ ШТУРМУ

Принцип мозговой атаки чрезвычайно хорош не только, для накопления исходного материала. Он особенно хорош, при построении моделей будущих работ.

Трюки-гэги раскладываются по взаимосвязи с собой, и соответствию характерам-образам исполнителей, и так, чтобы развивать сюжет-интригу по нарастающей, до пика (часто отдельного гэга) за которым следует развязка-финал, а иногда и дубль-финал (отдавая должное традициям Голливуда). Часть видоизменяется, еще большая часть отбрасывается, как не подходящая теме. Модель ужимается до состояния монолит, ликвидируются все пустоты, кроме мест подводящих к гэгу, а также выводящих из него.

Гэги выверяются на соответствие форме ("как")…

Такова голая схема. Работа далеко не закончена. Опять хронически не хватает материала.

(То есть, материала переизбыток, коллективная работа над данной идеей дала много ответвлений, которые в дальнейшем могут вылиться в отдельные произведения - не хватает конкретного материала для конкретной работы.)

Необходим "третий активный всплеск".

Комическое, как и все связанное с психологией человека, имеет чрезвычайно сложную структуру. Дело вовсе не в скрытых пружинах, вызывающих человеческий смех - они всегда были и будут спорными. Первоочередная задача «коллекционера» (казалось бы) достаточна проста - по какому-нибудь принципу сгруппировать, соскладировать комические приемы. Да так, чтобы потом не заблудиться в запасниках.

Не вдруг выясняется, что разгадка, понимание (об этом мы уже говорили) приводит к тому, что обратным методом (приемом возврата) можно значительно усилить уже имеющиеся и (что очень здорово) создать новые.

«Третий активный всплеск» дает классификация комических приемов – первоначальное выявление и складирование чистых форм комического.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОМИЧЕСКОГО

Чистые формы редки, но, отталкиваясь от них, можно понять всю систему в целом.
Для начала будем считать (поскольку это принять легче всего) - в основе комического лежит:

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

либо

КОНТРАСТ
НЕСООТВЕТСТВИЕ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

(что по сути одно и то же)

Начнем с разбора некоторых из наиболее распространенных комических групп. Для простоты усваивания информации, постараемся, чтобы большинство примеров имело отношение к физическим предметам. В конце концов, именно…
…отношение к предмету определяет образ…

(Вдумайтесь, переварите эту аксиому, пусть она отлежится до поры до времени и станет столь же привычной и родной, как…)

Итак, на сцене первая, наиболее крупная и, возможно, главная комическая группа.
(Аплодисменты?)

Мы объявили главный рецепт комического, вполне вписывающийся в общую кулинарию –
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
(Контраст, Несоответствие, Противоположность)…

А другое его название звучит совсем просто и коротко –
изменение размера.
Если уж быть абсолютно точным, то:
* Изменение относительно нормы в ту или иную сторону
(то есть, в сторону уменьшения или увеличения),
* Размер противопоставляется общепринятому канону,
или * две крайности, стоящие на разных полюсах, контрастируют друг с другом
(а норма, которая здесь подразумевается, но о которой на этот момент забыли, умозрительно находится где-то посередине).

Все это и есть - ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРА.

Прежде, чем приступить к этому материалу, передохните. Здесь мы с вами застрянем надолго. Но, поверьте, это стоит того...

Рецепт весьма прост и популярен.
На первых порах достаточно помнить, что:
«…есть БОЛЬШОЕ и есть МАЛОЕ - на разнице между ними и строиться основная игра комедии…»
* Малое ли возвеличивать до большого…
* Большое ли принижать до малого…
* Противопоставляется то и иное друг другу…
…играя на контрастах. Все наиболее действенные и полновесные приемы комического вытекают отсюда и сюда же (с большей или меньшей достоверностью) можно подвести большинство остальных.

Даже…
* Преувеличенная манера актерской игры (реакция на события)…
/нестандартная эмоциональность – чаще выше, а не ниже нормы/
Это особая манера актерской игры.

И сразу перед глазами - Великий Буффон кинематографа шестидесятых - Луи Де Фюнес (см. к/ф – «Фантомас»…).

Хотите более поздние примеры? Пожалуйста – представитель школы-Буфф – Джим Керри (см. к/ф: «Лжец», «Маска»)

Но буффонаде отдельная глава.

Есть и…
* Текстовые и сленговые комедийные преувеличения…

От анекдотов до изречений классиков:
 * «Брюки были настолько велики, что пришлось сделать несколько шагов, прежде чем они сдвинулись с места…» (почти про клоуна)
* «В комнату вошел мальчик, путаясь в соплях…»
* Она так любила поговорить, что на курорте у нее загорел язык…
* Муравей обращается к Слону: «Слышь, ты в ту сторону не ходи, там наши мужики на кольях дерутся!»
* Взгляд на кенгуру: «Австралийские кузнечики крупнее наших…»

Карандаш (Никулин?) однажды нашел лошадь невозможную по своей форме … за кулисами она своей несуразностью вызвала гомерический хохот у артистов и персонала. Все ожидали фурора. Но будучи выведенной на манеж, эта странная лошадь странным образом не вызвала ничего кроме шепота недоумения зрителей. Потом она еще некоторое время стояла на конюшне цирка, но применения ей так и не нашлось. Или (что более вероятно) никто и не искал, помня тот провал с первым выходом.

В чем же заключалась ошибка? У Никулина это звучит так:
«…»
Верно, но лишь отчасти. Попытаемся дополнить - разъяснить…

Актеры, ассистенты, униформа, служащие смеялись потому – что, в силу их специфической работы - норма (стандарт) у них всегда перед глазами и резкое отклонение от этой нормы сразу же бросается в глаза, «срабатывает» как раздражитель. Для зрителя же эту «норму» надо было вывести, «отклонение» поставить рядом, а игру построить на обыгрывании разницы между тем и другим.

Казалось бы - Играйте! Ищите комическое между
* Большим - Малым
* Высоким (благородным) и Низким (…).
Черт подери! Да такое простое действо, как подмена предметов (необходимых по условиям атрибутов), как одевание седел…
(Малое на Большое, Большое на Малое)
…могло бы создать целый букет комических трюков.

И уже не по теме.

Ко всему вышеизложенному следует добавить в копилку еще одно неплохое правило:
Если к «новому» - (непроверенному) - вы подвязали (как хвост) «старое» - (гэг, гарантирующий смех), то в случае вашей ошибки «старое» выручит.

Еще не по теме, но к слову:

«Старый конь борозды не испортит…»
Более поздняя добавка: «…хотя глубоко и не пропашет».
Даже эта стандартная фраза – вырви ее из привычного, подвяжи к иному – станет гэговой.
Например, к сексуальным отношениям.
Он (вставая, с удовлетворением): «Старый конь борозды не испортит!»
Она (со вздохом): «Но глубоко и не пропашет…»

Теперь такая фраза: "Вкус баклажанной икры можно значительно улучшить, если заменить ее красной или черной..."
Она уже достаточно комична.
Противопоставление играет, вернее - * сопоставление различных идейных величин (качественных, вкусовых, ценовых…)
(…а есть еще и социальные!)
Но и ее опять-таки можно значительно усилить, если та же самая фраза будет сказана в другом контексте…

Гамлет: "Мне спать с Офелией - что скажешь ты, Гораций?"
Гораций: "Вкус баклажанной икры можно значительно улучшить, если заменить ее красной или черной..."

(Это уже двухэтажное противопоставление)
(И превратиться в трехэтажное склонение, если эти строки сейчас читает шекспировед-шекспиролюб…)

Сопоставление /противопоставление/ различных идейных величин – это всего лишь обычные контрасты. Находить (сочинять) их легко. Нужно просто последовательно следовать некоторым упражнениям.

Задание:
«Пожалуйста, укажите возможно большее количество контрастирующих понятий…»
(время пошло)

Задание было самое, что ни на есть, простое - выписывай себе на листок в столбик крайности:

* тяжелое – легкое,
* франт – забулдыга,
* спешно – неторопливо,
* принц – нищий…
другие?

Но уже на этом этапе вы создаете свою коллекцию комического и начинаете развивать собственную фантазию. Вы закладываете фундамент всему.

Больше! Как можно больше камней в фундамент.

Периодически возвращайтесь к этим записям. Дополняйте их. Это как раз то, что в дальнейшем может - СОЗДАТЬ КОМЕДИЙНУЮ СИТУАЦИЮ…

Не только противопоставляйте, но и соединяйте, связывайте в одном:
1.Бродяга с манерами джентльмена
2.Трусливый полицейский
3. …?

Итак, на сцене КОМИЧЕСКОЕ, путь к которому проложен через  противопоставления различных величин.

Что можно противопоставлять? Список огромен…

Первое, что приходит на ум:
* намерения - достигнутые результаты
(уж очень это наше, родное, выстраданное: * «хотели как лучше, а получилось – как всегда…»)

Но начнем с основ:
* размер – оригинал

Классический прием.
Это то же самое, что и * больше – меньше, но должно восприниматься нами не глобально, а конкретно…
(Лучше проследить по фактическому материалу.)

Рассмотрим, то, что нам совсем близко - классического Рыжего клоуна (не спеша, с ног до головы):

*/Ботинки его огромны и… прожорливы

Простите, не удержался, вспомнил один прекрасный гэг, и вот уже вместо чистой формы – размера – имеем совмещение приемов. К нам нежданно и преждевременно добавилось:

* назначение-применение»
(*Ботинки-бульдоги, рваны, зубасты и голодны – стремятся хватануть-кусануть-проглотить что попало…)

*/Штаны так велики… в них можно засунуть еще пару таких, как он…
(Клоуну весьма удобно прятать множество предметов – также несоизмеримо больших.)
(У партнера, естественно, брючки-дудочки, и коротковаты, и в «обтяжку», что еще более «увеличивает» в глазах зрителя штаны клоуна № 1 и служит наглядным противопоставлением двух величин.)

*/Пиджак или Фрак – это простор фантазии, некоторые его части могут быть несоизмеримо малы, другие велики.
(Рукава до локтей… рукава до колен… фалды фрака волочатся по земле или куцые коротенькие, как у пингвина… дутые плечи… плечи стянутые к ушам – то и иное в различных комбинациях…)

*/Нос клоуна размером с хорошую картофелину.
(Красный! Опять-таки комическое преувеличение – уже цветовое.)

*/Головной убор – либо до ушей, либо малюсенький и даже непонятно, как он держится на отполированной поверхности головы.

*/Волосы (если они есть) – огромная клумба, дыбом во все стороны и предпочтительно – рыжего цвета.
(Почему-то совсем не помню прилизанных клоунов. Во всяком случае, таких, чтобы пользовались успехом у публики.)

И это только то, что касается самого клоуна. Если же обратиться к его карманам, а также тому, что он волочет за собой…
Ого-го!..
 (и каждая деталь не просто так, каждая работает на образ и служит для скрытого хранения необходимого для работы реквизита)

РЕКВИЗИТ
ой-ля-ля! Не перечислить!
1. малюсенький велосипед, на котором он выезжает, а затем кладет в карман
2. огромная расческа (особенна хороша, если клоун лысый - тогда вступает в противоречие ... )
3. Пистолет со столь длинным дулом, что оно постоянно загибается (размер изменяет свойства - т.е., контактирует или ... на иной комический прием). Опять-таки, клоун стреляет и на сцену падает -
4. Огромная муха (прием, гарантировано вызывающий смех, и опять-таки переплетающийся с иными приемами комического - ...)

просто механическое увеличение либо уменьшение предмета относительно общепринятого (и хорошо известного!) стандарта. Но очень хорошо, если ОПРАВДАННОЕ.
*/комик стреляет вверх из ружья, и на сцену падает… страус.

Надоело играть с большими предметами, перейдем к маленьким:
*/малюсенькая скрипка (кстати, извлекается из огромного, контрабасного футляра)

(Только не забывайте правило: когда размер превышает все границы реальности, он превращается в абсурд.)
Просто ненормально большое – комично.
Очень большое – гротесково (и уже не так смешно).
Далее – абсурдно (и не смешно совсем).

Размер бывает не только качественный, почти рядом и другие, сопутствующие:

количество – норма
Если перед этим комическим приемом был прием серии размеров «качественных», то здесь противопоставление «больше-меньше» уже количественное.
*/комик, не глядя, стреляет вверх из ружья и на сцену сыпется масса подбитых птиц

вес – оригинал
Дутые гири клоунов.
Вспомнился реальный случай, произошедший в 80-х годах в главном цирке страны: «У силового жонглера – гиганта, Аполлона, который работал в программе «Цирк на воде» - на специальной площадке – острове, одна из гирь случайно упала в воду и… поплыла».

В комическом мире, который вы создаете, маленький человек всегда перевешивает огромного толстяка на равнобедренных качелях…

масса – оригинал
/это совсем не то, что и вес/

Так уж получается у клоуна по жизни, что он, не соизмеряя последствий, бросается то с малым на большое, то с большим на малое. Но порой достигает удивительных результатов. Которые, опять-таки, удивительно УПРОЩАЮТ ему жизнь или, напротив, - УСЛОЖНЯЮТ.
(думайте – вспоминайте)

/не неситесь дальше, как угорелые – переваривайте, дополняйте, ищите примеры – они рядом/


Далее мы переходим к следующей главе:
«АНТОНИМНЫЕ ПАРЫ»

Великолепная пара антонимов:
УПРОЩАТЬ -*- УСЛОЖНЯТЬ
Можно упрощать сложное…
Примеры?
Они вошли в историю. И, уверен, по первому исполнению вызвали и смех, и бурные аплодисменты.
Примечательно, что хотя условия игры, в том и ином случае, были явно нарушены, о них более никто не вспоминал – настолько оригинальным оказалось решение проблемы.

Вспомнили?
Магелланово яйцо…
Узел Македонского (Гордиев узел)…

Вы только представьте это шоу:
«Развязывание Гордиево узла! Александр Македонский! Исполняется впервые!!…»

Несомненный аншлаг. Македонский - уже та звезда! Наиболее умные берут с собой припасы – рассчитывают, что шоу затянется…
И вместе со всей публикой остаются в дураках. (Как в финале мира среди боксеров профессионалов, закончившимся на первых секундах полным нокаутом одного из них.)
…присмотрелся, достал меч, рубанул узел пополам… все быстрее, чем сказано.

Кончилось, все-таки лучше, чем та мировая дурилка в семидесятых года века двадцатого, когда объявили о поединке двух профессионалов – чемпионов мира. Один по боксу, другой - каратэ. Билеты на первые ряды – не менее тысячи долларов.
Каратист после гонга сразу же ложился на спину и пытался произвести захват ногами, а супербоксер прыгал вокруг, размахивая кулаками, изображал жуткое напряжение поединка. И так все двенадцать раундов, после которых объявили ничью, и спортсмены в восторге бросились в объятия друг друга.
(исторический факт)

У Клоунов целый номера выстроены на схожих проблемах.

Упрощать или усложнять?..

Можно усложнять простое.

В качестве одной из вариаций комиками используется:
* ДЛИННЫЙ ПУТЬ – ПРОСТОЕ ДЕЙСТВИЕ
Выбирая длинный путь вместо логичного короткого, Клоун Мусля (?) зацеплялся тростью за спинку венского стула и никак не мог ее вынуть (извлечь) – выходил из положения тем, что сам пролезал вслед за тростью сквозь спинку стула.

В ранг соревнований (чемпионат) введено …
«…за наиболее сложный прибор предназначенный для выдавливания зубной пасты из тюбика»
(большой успех у зрителей)

Задание № хх
Придумайте свой вариант, заставляющий … соревноваться между собой в наиболее оригинальном усложнении простейшего действия… и наоборот.

Как ни крути, хороший это комедийный прием:
* Направление движения идущее вразрез логике
он присутствует везде, стоит только присмотреться повнимательней…

Даже абсурдное название романа Кауфмана:
«ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ».

Но как «большое» против «малого», так и «стандарт» выступает против «большого» или против «малого».
Стандарт часто это не просто умозрительная «середина»…

* Использование обычных предметов для несоизмеримых целей…
или
* Использование НЕОБЫЧНЫХ предметов для несоизмеримых целей…

Комическая группа:
* цель - средства
или
* НАЗНАЧЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ

Это – классика клоунады!
Это – ее детство!
Наконец-то добрались! Первооснова хорошей клоунады. Любимый и наиболее простой прием. Часто не требует и актерской игры. Срабатывает безотказно.
Особенно у детской публики. (Уж они-то знают, какие предметы для чего служат, и неосведомленность клоуна их очень смешит.)

Примеров сотни, некоторые из них даже превратились в актерские штампы.
* достает расческу, чтобы «причесать» лысого зрителя…
* бреет курицу, вместо того, чтобы ее ощипать…
(как бреет? – а хоть как! – все равно смешно – электробритвой… или намыливать и далее станочком…)

Из * НАЗНАЧЕНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ естественным образом вытекает множество комедийных групп:

костюм – возраст
Когда-то было четко распределено, во что одеваться взрослым и детям. Взрослые носили фраки. Ребенок во фраке, да еще с манерами денди (цилиндр, трость, сигара в зубах), вызывал комедийный эффект.
Сейчас это не столь комично, хотя – кто знает…
До сих пор вызывает улыбку маленькая девочка в маминых туфлях на высоком каблуке.

костюм - социальная среда
Вот это уже большей частью точно устарело, т.к. новые понятия все смешали. Хотя есть вероятность, что если расслоение общества будет продолжаться, такой комедийный прием станет актуальным.
Раньше один из любимых приемов комиков.
Но принцы, обрядившиеся в нищих будут не столь комичны, как нищие во фраках, пытающиеся вдобавок подражать манерам, которые видели мельком. (классика Ч.Чаплина)

личность - среда обитания
(социальная, географическая)
Вот это уже лучше. Пусть сродни предыдущему, но много лучше.
Вы не помните итальянский фильм: «Сеньор Робинзон»? Фильм - так себе – оставляет желать лучшего, но в качестве примера идеален, построен целиком на этом комическом материале.

поступок – профессия
честные воришки и жулики (встречаем в рассказах О.Генри)
и вор - полицейский

характер - его занятие
весьма близко к предыдущему, даже возможно, следовало бы объединить в группу

профессия – обстановка
Родственно двум предыдущим. Но здесь противопоставляются приобретенные профессиональные навыки.
Отличный пример: ветеринар щупает нос больному человеку (?)

Стоп! Кажется не вполне корректно. Это, случайно не из приемов: «…»? Что-то я совсем запутался.
И это вполне понятно. Еще раз напоминаю:
Комическое – увы! – не столь часто, как хотелось бы, можно выделить в чистом, не имеющем примесей, виде. Оно, как и все имеющее отношение к человеческой психологии, имеет сложную структуру. Здесь требуется учитывать не только социальные, образовательные, возрастные факторы, но время и…
Вот, кстати, тоже хорошие приемы. Следующая группа пусть коснется времени.

предмет – время
(различного рода анахронизмы)
Атрибуты, оказавшиеся не в то время не в том месте

действие – время
(те же самые анахронизмы, но уже не только внешние, но и социальные)

Здесь же, МАНЕРА АКТЕРСКОЙ ИГРЫ.
преувеличенная или преуменьшенная реакция на какое-либо событие.

АКТЕРСКИЕ:

внутреннее состояние - внешнее проявление
(здесь уже тонкости личностной актерской игры)
* Улыбаться и говорить слащавым голосом, когда все знают и видят, что вас буквально разрывает изнутри на части…

чувства - их выражение
(близко, но не совсем то, что перед этим, здесь уже скорее не стандартная эмоциональность)

слово - дело
В жизни такое встречаешь на каждом шагу. Включите телевизор: проповедники, политиканы, комментаторы… но почему-то не смешно, в манеже гораздо смешнее.
Есть и другие примеры. Более полезные.

ПАРТНЕР\ПАРТНЕР
ЛИБО СТАВИТЬ РЯДОМ ("на одну доску" для сравнения)
Любимый ход – пары комиков, совершенно непохожие друг на друга

/вариации/ СТАВИТЬ ВМЕСТО

"Ревизор"  - мелкого чиновника принимают за крупного государственного деятеля
"Тихая улица" - Ч. Чаплин становится полицейским
"Граф" - Ч. Чаплин выдает себя за графа
Конкурирующие банды принимают робкого безработного за крупнейшего специалиста по ограблению банков (какой-то к/ф)

Обратите внимание: все они становятся не на свое место ВОЛЕЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

/вариации/ СОВМЕЩЕННО (СТАВИТЬ РЯДОМ И ВМЕСТО)

к\ф "Невезучие" -  хронического неудачника назначают ответственным за розыск дочери магната частным детективом (Пьер Ришар), а в напарники и подчиненные дают ему настоящего профессионала (Ж. Депардье)

ВЕЛИЧИЕ - ПРИНИЖЕНИЕ

ЛИБО ПРИНИЖАТЬ, ЛИБО ВОЗВЕЛИЧИВАТЬ

Б. Шоу "Пигмалион" - пари английских джентльменов, введших девушку с улицы с низов в светское общество.
     - миллион долларов в одном кредитном билете бедняку


Мы разбираем здесь далеко не все комические приемы группы:
* назначение – применение, но…
Помните, как…
* Бабуля с метлой против инопланетного монстра?
(к/ф «Хищник-2»)
Или, как…
*Чаплин с детской леечкой поливал вековые - в три обхвата - деревья растущие вдоль дороги?
(к/ф «…»)

«- Лучшее средство от перхоти?
- Гильотина!..»

Рабочий девиз этой группы комического:
"Из пушек по воробьям, из рогаток по самолетам"
Настоящая коверная работа без такого приема не обходится. Очень часто гэги здесь рождаются из импровизаций.
(Мусля)

Но если вы вдруг…
* выстрелили из рогатки, и самолет упал…
Значит, вступает в силу (открываем для себя) еще одно комическое противопоставление:
* следствие - причина
* мизерная причина, вызвавшая огромные, несоизмеримые по отношению к ней, последствия…
или, напротив, * последствия ожидались огромными, а получился «пшик», совершенно несоразмерный ожидаемому результату…

Эту группу еще любят называть:
НАРУШЕНИЕ ПРИЧИННО СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Очень действенный, хороший прием противопоставлений серий: «большое – малое».
Нечто огромное из-за малюсенького «пшика»...
Примеры? Их множество и во все эпохи.
" - За что воюете, ребята?
  - За тень осла идет война!"
Аристофан.
То же находим у …
«Приключения Гулливера в стране Лилипутов» -
* причина войны между двумя государствами – с какой стороны разбивать вареное яйцо…


Когда же вам просто надоест выискивать контрасты, почувствуете, что истощили себя, возьмите шпаргалку – словарь «Антонимы» и просто принимайтесь выписывать АНТОНИМНЫЕ ПАРЫ.

В основе своей это составляет ни что иное, как столь привычное нам:
БОЛЕЕ - МЕНЕЕ

Каждая антонимная пара уже сама по себе прием комического. Каждая антонимная пара - противопоставление различных идейных величин. А это значит, в наших руках клад…

ХВАЛИТЬ -*- РУГАТЬ (поносить, распекать, хаять)

ВО СНЕ -*- НАЯВУ

ПЬЯНЫЙ -*- ТРЕЗВЫЙ

МЕРТВЫЙ -*- ЖИВОЙ
Одноименная старинная (классическая) клоунада. Один клоун притворяется мертвым, другой пытается оживить его – поставить на ноги тело. До сих пор исполнение ее вызывает гомерический хохот детей (если конечно клоунада исполняется мастерами своего дела). Детей всегда приводит в восторг, когда они ЗНАЮТ, а клоун НЕ ЗНАЕТ…

ЗНАНИЕ -*- НЕ ЗНАНИЕ

УЧТИВО -*- ГРУБО

УНИЖАТЬ -*- ВОЗВЕЛИЧИВАТЬ
(унизиться -*- возвыситься)

Прекрасный пример – рассказ А.П.Чехова «Возмутитель спокойствия» (?). Переходы от одного до другого следуют один за другим. Буквально качели. Вверх – вниз! И снова вверх – вниз. Три! Четыре!! И все удивительно правдоподобно. Городовой то сам, кажется, готов упасть на четыре лапы перед собачкой …и вылизывать ей… гм, то порываясь чуть ли не сам же утопить эту дворняжку. Дворняжку ли? Или может все-таки… Вот и качаются качели. Вверх – вниз… Смена состояний от одного до другого воистину клоунское. В те времена могло возникнуть и такое антре – еще более выпуклое и стопроцентно гораздо более смешное. Жаль, что клоуны не сообразили. Или не увлекались тогда чтением? И о чем только думал Дуров? Эх! Потеряли классику.
Но этот материал вполне можно давать студентам отделения «клоунады и эксцентрики» в качестве учебного материала. На момент, когда они окунаются в раздел: «буффонада». С заданием - взять текст и переделать его к условиям цирка. А собачка пусть будет то ли директорской, то ли… Сколько студентов, столько версий антре. Пусть сами пишут, сами ставят, сами играют. Но главное – качели. Вверх – вниз. Только еще быстрее, чем у Чехова.
Эх! Хорошо…

В ГЛАЗА -*- ЗА ГЛАЗА


ВОПРЕКИ -*- БЛАГОДАРЯ

Каждая антонимная пара практически неиссякаемый источник комического. Способна дать множество… нужно только научиться видеть.

ВЕЗЕНИЕ -*- НЕВЕЗЕНИЕ
(Пьер Ришар в к/ф «Невезучие»)

БЕССТЫДНО -*- СТЫДЛИВО

ГРУСТЬ -*- ВЕСЕЛЬЕ

ГРЯЗНЫЙ -*- ЧИСТЫЙ
«…Опять дети грязные!
Вот я и думаю – этих помыть или новых нарожать?..»

ДАВАТЬ -*- ОТНИМАТЬ
Полунинское «Нельзя!…»
И как противовес ему детское: «Льзя! Льзя!..»

МОЖНО -*- НЕЛЬЗЯ

ДЕТИ -*- ВЗРОСЛЫЕ


БОЛТУН -*- МОЛЧУН

Антонимных пар множество. Иные из них как будто повторяют (дублируют) друг друга. Но это не совсем так – присмотритесь и вы увидите разницу.
Есть антонимы более конкретные и обобщающие, в которые могут войти многие пары. Как, например, …
Некоторые из них просто свойства характера, иные…


ВООБРАЖАЕМОЕ -*- ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

ВРАНЬЕ -*- ПРАВДА

ВАЖНЫЙ -*- НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ

БОГАЧ -*- БЕДНЯК

БЕЗВЕСТНЫЙ -*- ИЗВЕСТНЫЙ (знаменитый)

В к/ф «Здравствуйте, я ваша тетя!», волею обстоятельств…
(чаще оно так и случается, что не по злому умыслу, а именно волею обстоятельств, навязанных скоре всего социальной средой)
…чтобы скрыться от преследования, герою приходится скрываться под другой личиной. Тут в противоречие между собой вступают не только -
бедняк – богач,
не только -
безвестный – знаменитый,
но и дополнительный антоним -
МУЖЧИНА -*- ЖЕНЩИНА (!)

Будет уместно вспомнить такие знаменитые комедии, как: «Тутси» («Милашка»), «В джазе только девушки» – ход один и тот же (мужчины вынуждены притворяться женщинами, жить их жизнью, их заботами… Но, обратите внимание, актерские образы не повторяются, и количество оригинальных гэгов похвально велико.
Все они, как вы можете заметить, соответствуют и иным антонимным парам (как часто бывает), опять-таки, входят в огромную особую обобщающую группу комического:
* НАЗНАЧЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ

«Назначение» не соответствует «применению» - это чаще всего когда предмет оказывается вырван из своей среды обитания. Неважно какой:
Возрастной,
Половой,
Профессиональной,
Временной,
Личностной…
Автоматически настает время контрастов, невольных противопоставлений, различных несоответствий. То есть, то, что мы называем – ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ. Комедийный конфликт обеспечен.
Это может быть и неодушевленным предметом. То есть…

/об этом рано – додумывайте сами/

Упражнение № хх
Подберите пары антонимов к…
(продолжите предложение)
- Что вы смотрите на меня, как…
Далее А-пара, заставляющая мозг поднять пласт информации. (исторической, социальной, моральной /нравственной/ или др.)
Примеры:
Что вы смотрите на меня, как Ленин на буржуазию?
Что ты смотришь на меня, как солдат на вошь?
Что ты смотришь на меня, как…
Как?


Буффонада это стиль игры.
Буффонада - это ...
Буффонаде чужд реализм/натурализм
Буффонада старшая родственница пародии и карикатуры
Рост буффонады кажется безграничен, но когда она перерастает сама себя, то, теряя черты правдоподобия, мутирует, превращаясь в ГРОТЕСК. Тогда часто положительное качество в превосходной степени (путем преувеличение) превращается в отрицательное, иные антонимы:
ум - безумие
храбрость - безрассудство
щедрость - мотовство
любовь - ревность
осторожность - трусость
бережливость - скупость
...

Буффонада - слезы, льющиеся из глаз струями, волосы встающие дыбом, падения сопровождаемые грохотом землетрясения, но если движение на цыпочках - каждый шаг сопровождается гулким (мурашки по коже) звуком.



/следующую тетрадь посвятим буффонаде, а пока пытайтесь выплыть в тех системках комического, которые вам набросали/

(большая просьба – если вспомните/найдете дополнительные примеры – сбросьте в мой почтовый ящик, с удовольствием их прикреплю)

ЭТА ТЕТРАДЬ ДАЛЕКО НЕ ЗАКОНЧЕНА, она еще будет распухать от конкретных примеров.

Спасибо за внимание,
А-др Грог.