Архипелаг Дахлак воспоминания

Сергей Парфенов Л-Д
Всё южнее и южнее мы скатываемся по меридиану в Красном море. Шторм в четыре балла позади. Матросы навели порядок на палубах. Становилось невыносимо жарко – мы уже пересекли северный тропик и были совсем недалеко от экватора.
Восьмого марта, наш корабль вышел к проливу Южная Массауа. Он отделяет эфиопский архипелаг Дахлак от северо-восточной Африки. На нём размещался пункт базирования нашего флота. Но это слишком громко сказано – пункт базирования. Плав мастерская, несколько пирсов, маленькие одноэтажные домики для специалистов, да один патрульный артиллерийский катер, вот и всё имущество временно размещённое на этом забытом Богом скопище островов. Однако в удалении от родных берегов и это хорошо. Главное достоинство, что сюда, через спутник, транслировались передачи первого канала нашего телевидения. Мы смотрели информационную программу =Время=, фильмы, передачи на русском языке. По сравнению с африканским телевидением в то время, мы были далеко впереди. Да и теперь, думаю, тоже.
“Учебная тревога! По местам стоять, узкость проходить!” – скомандовал вахтенный офицер. Пролив довольно широкий, но так уж заведено на флоте, что проходить узкость следует в повышенной готовности...
На горизонте появилась темная точка. Она росла и скоро можно было угадать в тёмном силуэте военный корабль. Каково же было наше удивление, когда мы определили в нём корвет советской постройки проекта 159-Б. Он был переделан под ракетный корабль. Вместо торпедных аппаратов и кормовой артиллерийской башни на нём разместилась ракетная установка типа =Град=. Это был флагман эфиопских ВМС. Мы разошлись левыми бортами и скоро он скрылся за горизонтом.
Советская база пряталась в небольшой лагуне, внутри самого большого острова. Войти в неё можно было через очень узкое горло. Оно не шире реки Яуза. Перед входом в горло расположились несколько плоских коралловых островков. Они почти не видны на экранах радиолокационных станций и чтобы хоть как- то можно было определить по ним место корабля, там установили каменные столбы, которые и дают отметку на экране локаторов. Глубины в этих местах хорошие, до ста метров и лишь сильное приливо-отливное течение усложняло работу штурмана.
Повернув в рассчетной точке, корабль лёг на прямой курс для входа в лагуну. Справа остров, слева всё чисто, до горла тридцать минут хода.
Но что это? Эхолот показывает резкое изменение глубины на уменьшение. Ошибка в рассчётах? Проверил. Нет, всё правильно… Глубина 50 метров, 45, 40… Но на карте она более девяносто! Глубина 30 метров.
- ГКП – Штурман, рекомендую СРОЧНО руль лево на борт, стоп машина! Резкое изменение глубины!
В таких случаях командиры сразу выполняют рекомендации. После поворота глубина места по эхолоту стала совпадать с глубинами нанесёнными на карту. Как потом выяснили, под нами находился большой косяк рыбы, который был настолько плотным, что не давал эхосигналу пробиться к морскому дну. Такое часто наблюдается в практике кораблевождения. Однако, в лоции Красного моря этот вариант не был описан.