5. 14 Изобилия не бывает

Виталий Иванов
Изобилия не бывает. Это - абстрактное понятие идеального мира, оно относительно человека и меняется во времени вместе с ним и средой, нашими запросами и возможностями.
 Условие развития: понятие об изобилии (ИМ) шире реальной картины материального мира (ММ), т.е. ИМ >= ММ; и, как следствие, материальный мир усилиями человека приближается к идеальному, т.е. ММ ---> ИМ.
 При достижении тождества идеального и материального развитие прекращается. Но такого не может быть, т.к. идеальное в каких-то моментах всегда будет опережать материальное; это заложено в человеке. Следовательно, для человечества материальное изобилие невозможно. С другой стороны, пресыщение человека невозможно еще потому, что бесконечный материальный мир всегда отличается от конкретного субъективного идеального; все в мире материальном не может быть познанным и принадлежать кому-либо одному из людей, и даже всему человечеству. Материальное не может быть полностью предсказуемым!
 Материальное и идеальное всегда в чем-то перекрывают, в чем-то отличаются друг от друга; так было, есть и будет, потому что материальное и идеальное развиваются во взаимодействии друг с другом, подтягивая друг друга к себе и вновь отрываясь одно от другого.
 Потребности общества состоят из потребностей отдельных личностей, которые непрерывно растут с возможностями общества. Потребности и возможности общества ни в какой конкретный момент не совпадают. Это частично перекрывающие друг друга поля. То же относится и к каждому человеку.
 Несовпадение потребностей общества с его возможностями - один из главных движителей развития. Возможности общества всегда стремятся к потребностям, а потребности догоняют, опережающие их зачастую, возможности.
 Потребность органически связана с целеполаганием. Нет потребностей, полное их удовлетворение - нет целей - нет человека. Соответственно, коммунизм нельзя связывать с изобилием. Такой "коммунизм" не возможен в принципе. Он бы означал исчезновение созидающего человека, превращение его в нечто исключительно потребляющее. Однако, природа человека такова, что удовлетворение, снятие одних потребностей тут же рождает другие, соответствующие изменившемуся человеку и новой среде. Обычно, это потребности более высокого уровня.
 Количество и качество товаров, услуг, необходимых каждому и всем вместе, всегда будет опережать производственные возможности. Те же товары, которые будут производиться в изобилии и доставаться большинству как бы даром, перестанут быть осознаваемой товарной потребностью, потеряют всякую цену и перейдут в ранг потребностей, получаемых от среды без ограничения (как воздух и солнце), освобождая место в сознании для новых потребностей.
 Из вышесказанного очевидно, что экономическое изобилие не может быть главным условием перехода к коммунизму. Окончательного изобилия не может быть никогда. Необходимо снять естественные человеческие потребности, которые снимаются, если гарантированно удовлетворяются. Потребности материальные перерастают тогда в потребности идеальные - познания и созидания.
 Главное условие перехода к коммунизму можно было бы сформулировать следующим образом: непрерывное накопление обществом (активною ипостасью мира) исчерпывающей информации в материальном и идеальном мирах, позволяющее на определенном этапе осознать всем и каждому в качестве смысла существования и общей глобальной цели - бесконечное развитие мира.
 Можно было бы найти пути относительно безболезненного перехода от марксистко-ленинской философии к Философии развития. Но, может быть, это - не нужно?..
 Впрочем, такие пути можно было бы показать и от других мировых учений. Во всем, что люди считают для себя важным, есть доля истины. А истиной - все в мире взаимосвязано.