5. 13 Некоторые мысли о коммунизме

Виталий Иванов
Необходимо подвергнуть тщательному анализу учение, унесшее многие миллионы человеческих жизней. Критическому анализу, не пристрастному.
Было ли вообще в истории человечества такое значительное учение, распространение и проверка которого не стоили бы большой крови?
Рождение нового (дети) с одновременною смертью старого (родители) в природе соответствует видам, стоящим на невысоком уровне организации. Так и человеческая цивилизация, рассматривающая мировоззренческие концепции исключительно как альтернативы друг другу, когда рождающееся по сути означает, несет смерть рождающему, находится на первичной стадии становления Разума.
В мире природы давно уже превзойден этот этап. Так и в мире идей, в человеческой цивилизации старое должно помогать новому, а новое - уважать и вбирать в себя опыт, лучшее старое. И жизнь, и смерть на высших уровнях иерархии должны быть свободными от насилия.


Теория, зовущая к разрушению "до основания", не может быть верной.
Мир творит сам себя - сотни, тысячи, миллионы и миллиарды лет - не для того, чтобы разрушиться за мгновение и начать все с нуля, с абсолюта начала. Нет! Можно в чем-то отступить на полшага, в каких-то участках сферы развития немного вернуться назад и выбрать с относительно недалекой позиции другой путь, но - не везде и во всем! Иначе - смерть. Жить означает - пробовать, пробовать, пробовать!.. Но используя, уважая опыт всех, кто пробовал до тебя.


Теория умирает, переставая быть руководством к действию. А руководством к новым и новым действиям не может быть догма, не может, даже если она и "заповедь"! Развивается мир, развиваются представления наши о нем, включая в себя новые смыслы. Развитие идеального, материального и активного взаимосвязано, целостно. Одно зерно прорастает в растение, которое дает множество зерен.
От старых теорий могут остаться дети, внуки, все более отдаленные, многочисленные потомки... Но они могут быть и бесплодны, оставляя после себя лишь страшные следы своих дел.


Лозунг "Наши дети будут жить при коммунизме" весьма похож на обещание счастья в загробном мире. Но в религии обещают счастье именно нашей душе, а здесь - совсем уже ни в коей мере не нам, а каким-то следующим поколениям.
С другой стороны, душа - идеальная составляющая конкретного индивида - все-таки вряд ли способна существовать в виде самостоятельной сущности, без материальности; а наши дети - вся совокупность высших структур реального мира на новом витке развития. При этом развитие мира - центральная наша мысль.
Потому, конечно же, идеал коммунизма несколько привлекательнее идеи загробного мира, пусть даже и рая. Однако, я все же считаю, что счастливо должно быть каждое поколение. Именно в своем настоящем. А не какое-то там последующее, пусть даже следующее сразу за нами.


Самое трудное - великое творить в малом, кропотливо созидать малое. В великом - малого без числа! Но без этого титанического труда не бывает полноценного развития Целого. Нельзя заниматься только стратегией, двигаться вперед и вперед. не подкрепляя непрерывно тылы. Там, где никто не занят тактикой, сражения проигрываются, наступает развал и разруха.
Это прекрасно показано у Михаила Булгакова. Если сантехники вместо ремонта канализации все время поют "революционные песни", коммунизм никогда не будет построен!


Когда не получается быть честными, появляется необходимость в "идеологии".
Но для развития мира честности нету альтернативы. "Светлое будущее" не строится на вранье - в этом, кажется, все убедились. Вряд ли и раньше кто-то искренне думал иначе. Скорее, обман был не только средством, обманом была и цель!


Свободный человек равно любит семью свою, Родину и всю Землю. "Сознательные" - боготворят идеологию и вождя, прочих же - ненавидят, или к ним равнодушны.
Так называемая "сознательность" - это навязанное массам согласие на материальное и духовное рабство. "Сознательный человек" - раб навязанной ему догматической меры. Человеку материально и духовно самостоятельному, с ясным умом необходимость в "сознательности" любого рода представляется, как минимум, странной.
Необходимость в "сознательности" возникает, когда хотят сделать нечто противоречащее здравому смыслу, что-то разломать и изгадить, в очередной раз нарушить декларируемый и никогда не выполняемый в "сознательном" обществе "основной принцип социализма" - "от каждого по способностям, каждому по труду".
Особая необходимость в "сознательности" возникает в самых слаборазвитых странах, где обманывают темных и забитых людей, заставляя их бесплатно работать.
"Сознательность" низводит потенциально всемогущее "я" до запрограммированного устройства, руководящего по "спущенному вниз" плану движением на все готового робота. Пропаганда творит марионеток, не способных к поступкам, не отличающих правду от лжи.
Живущих честно людей ни в чем убеждать не нужно, они сами делают выбор. И лишь свободная воля рождает прекрасное, которое одно только и достойно того идеала, который многие поколения именовали коммунизмом.
Но дело, конечно же, не в названии...


В теории научного коммунизма, безусловно, верна конечная цель, основной принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Но не пути достижения! Теория классов, диктатура пролетариата - в лучшем случае, носят весьма частный характер, не отражая всех сторон жизни. Если они даже и соотносимы с реальностью, то на очень коротком промежутке истории и далеко не во всех странах. Практика истории учит нас, что классовый подход всегда приводит к многочисленным жертвам, отбрасывает экономику и культуру назад.
Диалектический материализм - заформализованный идеализм чистейшей воды. Исторический материализм - абстрактная схема жизни, проекция, исполненная в одном измерении.
Из камней догм не построить живое!


"Базис и надстройка" - искусственные понятия ничего не дающие в поиске путей ускорения развития. Где рекомендуемые пути их взаимодействия?


Формацию определяет не способ производства, а отношение человека к долговременной памяти, средствам познания и развития мира.


Если теория смены общественных формаций верна, почему бы ей не развиваться в условиях демократии? Капитализм же не приходит к своим предшествующим стадиям сам собою, почему же к ним должен прийти социализм, если он, действительно, стадия следующая? - Зачем нужна диктатура?
Отчего коммунистам не пробовать доказывать справедливость своих идей - философских, социальных, экономических - мирным путем в рамках существующего порядка? Коммуна, товарищество, кооператив - разве они запрещались и запрещаются? Если подобные предприятия докажут свои преимущества, то постепенно они завоюют весь рынок страны естественным образом, без жертв, разрушений. Кто мешает свободно им конкурировать? Среди "акул бизнеса" можно показать образец человеческих отношений - "примеры лучшего".
Но нет, самоцелью для настоящих революционеров, видно, всегда является не благо конкретного человека, не труд, а борьба за чужое. Когда чужого не остается, они становятся совершенно беспомощны, потому что сами ничего положительного не умеют, не хотят делать. Никогда никто из революционеров по убеждениям, а не формально, не смог создать что-либо нужное для народа, просто любого другого, ближнего человека. Там, где требуется терпение и постепенность, они рубят с плеча. Грабеж и распределение - вот их стихия. А стихия всегда - разрушение и никогда - созидание!


Никогда не победит общественная система, принижающая значение любого, отдельно взятого, конкретного человека, пренебрежительно относящаяся к таланту, отрицающая ценность личного мнения и даже - на него право.
Почему вообще одна система должна "побеждать" другую? Отжившее умирает само, нежизненное - не выживет долго. Новое прорастает сквозь старое, как трава каждой весною.


Теория исторического материализма - попытка наукообразного обоснования варварства, грабежа и разбоя.
Впрочем, и она говорит об общем уровне развития человечества, уровне развития сознания низших слоев общества. Обыкновенный грабеж, только в особо крупных размерах (целой страны), потребовал уже теоретического обоснования. Это не то, что раньше, стихийный бунт черни. Под массовое уничтожение людей, культуры, экономики подведена "научная база".


Возможности социализма: возможности есть, а прогресса нет. - Значит он не отвечает мировым объективным потребностям. По крайней мере, в том виде, в котором он был в России.


Революция - рождественская сказка для простаков. Пришла и принесла на блюдечке с голубой каемочкой всемирное счастье, образовавшееся по волшебным законам "исторического материализма".
Нет никаких законов развития, кроме закона естественного отбора более понятливых и трудолюбивых. Жизнь отсеивает надуманные теории, неподтвержденные практикой, оставляя ни с чем носителей этих теорий, надеявшихся не на свои руки и голову, а на некоего теоретического бога, дарующего все слугам своим, как манну небесную.
Революция как раз такой бог последних столетий. Но это не бог человека-творца, а бог ленивых и слабых, бог мародеров, догматиков и фанатиков, фарисеев. Не бог это, но идол.


Что это за идея такая, за которую надо отдавать жизнь человека - брать жизнь чужую или отдавать жизнь свою? Кому нужны такие "идеи"?!..


Никаких окончательных, так же, как изначальных, идей не существует. В том числе, и какой-то раз навсегда открытой – может, до человеческой? - идеи  «коммунистической».