5. 12 Богатство и бедность

Разделение на богатых и бедных исторически было необходимо и неизбежно. На всех этапах истории десять, сто, миллион человек, грубо говоря, кормили одного освобождая его от тупого физического труда для труда интеллектуального - добычи и накопления информации. В разных формах это было и, наверное, будет всегда. Для создания нового иногда необходима концентрация сил и средств многих в руках одного.
 Ясно, однако, что не должно быть богатых несколько человек и все прочие - бедные. Распределение доходов должно быть плавным, дифференцированным, сами доходы - иметь разнообразные формы. Процесс расслоения должен идти естественно, в рамках рынка способностей и талантов. Богатство - соответствовать способностям, трудолюбию и удаче. И, надо сказать откровенно, по самому крупному счету, так и происходило всегда.
 Критерии богатства и бедности - понятия изменяющиеся, относительные и временные. Богатство человечества непрерывно растет; и тот, кто сегодня считается бедным, какое-то время назад со своей собственностью, возможно, считался бы самым богатым человеком Земли.
 Богатство и бедность - все относительно... Но, конечно, не до такой степени, чтобы кто-нибудь вынужден был умирать с голоду или от холода рядом с жильем человека!


Если бы не было богатых, не было бы ни Тадж Махала, ни египетских пирамид. От древних цивилизаций не осталось бы даже простых глиняных черепков. Конечно, не было бы и нас с вами; в том числе, - самых бедных.


Умные и богатые живут в будущем. Богатые люди, их образ жизни, быт, окружение - экспериментальные площадки развития, ориентиры будущего для людей менее состоятельных. Как раньше жили богатые, по старым меркам богатства, сегодня живет большинство - в смысле имеют, умеют, знают и проч.
 Богатые живут в будущем, бедные - в прошлом. Это авангард и арьергард человечества и в целом материи. Средний человек - настоящее.
 Без экспериментальных площадок образа жизни не может быть будущего, они необходимы для проигрывания вариантов. Богатые - первопроходцы будущего или подопытные кролики, в зависимости от целей, которые они перед собой ставят - развитие мира или же неограниченные удовольствия. Богатые живут в мире опережающих вещей, насыщенных новой, более сложною информацией (материальный мир). Богачи в идеальном мире и, соответственно, будущее идеального - мыслители, поэты, ученые.


То, что один человек начинает жить лучше, не означает, что из-за этого кто-нибудь обязательно будет жить хуже. Картина человеческих отношений, сводимая к эксплуатации, убога.


Примитивное деление людей по группам, классам, профессиям, прежде всего, - безнравственно, свидетельствует о грубости интеллекта и ясно говорит об отношении к людям и личных интересах того, кто делит.
 На богатых и бедных делят те, кому хочется стать богатыми; на эксплуататоров и эксплуатируемых - те, кто не хочет работать; на умных и глупых - люди, желающие казаться умнее, чем они есть; по профессиям делят те, которые смотрят на народ как на рабочее стадо.
 Последний принцип деления, и в самом-то деле, мало чем отличается от классификации домашнего скота по роду хозяйственной деятельности. Начиная от тягловой и кончая отдаваемым натуральным продуктом - это может быть молоко, шерсть, яйца и даже мясо. При таком подходе в народе видят не добровольный союз свободных индивидуальностей, объединяемых общностью территории (материальный мир) и культуры (мир идеальный), а только активную силу, хоть и высшую по развитию, но, по сути, сходную с энергией электрической. На этой "энергии" работает государственная машина. В машине можно произвольно менять напряжение, направлять ток по заданному пути и вообще переделывать ее как захочет хозяин, или хозяева.
 Но человек - не только капиталист или же пролетарий, поэт или свинопас. Принадлежность к профессии, личное состояние - только два из возможных, бесчисленных качеств личности. И даже эти, самые внешние, примитивные характеристики, в течение жизни могут многократно меняться...
 Подобное деление обезличивает и способствует дальнейшему извращению всех человеческих отношений. Делить людей по специальностям и доходам - первичным экономическим признакам, как шурупы по длине и диаметру, - типичный прием тоталитарного государства и бюрократии.
 На чужие "я" посягают те, кто настолько не развит, что не умеет занять себя сам.


Деньги - кровь экономики. Они мертвы вне организма; и организм живет лишь в движении, при нормальном обращении крови.
 Деньги и их эквиваленты перетекают из рук в руки внутри стран и на земном шаре, как некая живительная кровь, характеризующая состояние цивилизации. Одни люди и страны беднеют, теряют кровь; другие богатеют, их организм развивается и наполняется кровью.
 Богатство страны тем выше, чем выше ее развитие. В общем случае богатство указывает на способности и трудолюбие как народа, так и конкретного человека. Хотя у индивида в большей степени, чем у общности, может наличествовать развитие однобокое - либо материального, либо идеального мира, каких-то отдельных частей их. Но даже однобокое и сокрытое развитие идеального, в конечном счете, находит, как только становится достоянием рынка, адекватное себе выражение, в том числе, денежное; которое далее, как и любая стоимость, будет меняться со временем.
 Нехватка твердой валюты, золотого запаса - верный признак отставания в развитии по отношению к другим странам.
 Развитие приносит деньги, деньги в хороших руках - развитие. Накопительство так же, как и транжирство, неэффективно, ведет к отставанию и, в конце концов, к краху. Деньги - инструмент, а не цель, не фетиш или, наоборот, мусор.
 Духовное богатство, как и материальное, если пускается в оборот, возрастает быстрее. Материи вне движения нет. Вне движения нет и духа, идеального мира.


Сила государства зависит от силы каждого человека, но человек при этом не должен быть полностью зависим от государства. Только имея сильных и независимых людей, государство само может быть сильным и независимым. С убыванием богатства отдельных людей, которое в сумме составляет богатство народа, исчезает богатство и государства, материальное и духовное.
 Человек - главная характеристика государства, его критерий. Каковы люди, таково государство.
 Человек-творец - самая совершенная из мировых сущностей - должен быть главной идеей государства, главной целью его.


Качество жизни народа определяется уважением его к предкам, как оно проявлялось в череде многих веков. Уважение к мыслям, чувствам, к труду всех предшествующих поколений.
 Каждое время рождает свои идеи и вещи, которые будут иметь ценность всегда. Без них все беднее духовно и материально. Без них иным было б прошлое, а значит, и настоящее, будущее... Отказываясь от части прошлого, по сути меняя его, мы обкрадываем, обедняем и изменяем будущее и настоящее. Богаче те, кто умеют понимать цену более широкого круга вещей и идей всех краев и всех поколений.
 Труд предков - фундамент и первые этажи здания, в котором живем мы и будут жить наши дети. Выньте из нижних этажей кирпичи - и получатся дыры, наступят холод, сырость и сквозняки, крепкий дом превратится в полу развалину. Выньте еще - и здание рухнет, погребя всех под своими обломками!
 Мы меняем мир, в измененном мире рождаем детей. Отцы строят новый этаж дома, в который вселяются дети. Каждое поколение строит новый этаж - зачем каждый раз строить первый?
 Нищие - те, кто не имеет своей родословной; кто не ценил и берег, а транжирил и отрекался!


Не лгите себе, что Вы бедны оттого, что кто-то богат. Думать так все равно, как и злиться на других за то, что ты глуп, виня в этом умных. Вы хотите, чтобы умнее вас людей не было?..
 Желать ликвидировать различие между бедными и богатыми - не то же ли, что желать прекратить различие между низкими и высокими, белыми - черными, русскими и евреями, светом и тьмою, мужчиной и женщиной - всего желать самого, что нельзя только придумать дико нелепого? Но если не будет различий, что тогда будет? Нечто аморфное, повсюду одна субстанция?!..
 Богатые и бедные были всегда, есть ныне и всегда будут. Вопрос в том, как происходит на них разделение: тот ли богат, кто достоин; и тот ли беден, кто большего и не заслуживает?
 История дает нам урок: благоденствует та страна, где разделение это происходит путем естественным, и где каждый родившийся имеет шанс стать богатым, соразмерно труду своему и таланту. И несчастья и разор там, где царят насилие и произвол в любых формах; где то, кому быть богатым, определяет не свободная узаконенная конкуренция в рамках общего права, а власть одного или нескольких над большинством, деспотия традиционных наследственных привилегий.


Глупый не разберется в проблемах умного, а нищий - в делах богатого.
 - Лучше быть нищим у храма, чем богачом средь пустыни. Лучше быть нищим пред красотою, чем богачом среди ужаса.
 - В прекрасном мире, сильные люди - почему мы должны быть бедными?!..


Нет и не было никогда существа, которое не трудилось бы в течение жизни хоть сколько-то, в какой-нибудь форме. Трудятся самые богатые, самые что ни на есть ленивые, первые властители и последние парии. Трудятся муравьи и слоны. Трудятся инфузории. Каждый вносит лепту свою в развитие мира, в реализацию и расширение сущего спектра возможностей.
 Примитивен тот, кто считает, что поэт, вдохновенно творящий стихи для любимой, - бездельник; а труженик - только тот, кто весь день ковыряет лопатой, колотит гвозди - не выпускает из рук чего-нибудь твердого, не важно, для дела или совсем без всякого толка.


Умные и богатые делают для мира неизмеримо больше, чем бедные и бездарные. Соответственно, они много полезнее, нежели немощные и нищие. Почему же должны мы ориентироваться во всем на убогих, извиняться чуть что перед недееспособными? Это позиция пораженцев и лицемеров.
 Надо не просто помогать всем - дабы от них отвязаться, но предоставлять каждому разноплановые возможности проявить себя. Если же кто-то способен лишь на одно - жаловаться и без конца требовать от других помощи, пусть тогда сразу обращается к самому главному. И, может быть, Бог поможет ему.


Нечестно нажитое добро не может сделать человека свободным, но, наоборот, закрепощает и разрушает личность, лишает множества истинных наслаждений, идущих от внутреннего ощущения искренности. И, наоборот, честно нажитое богатство придает уверенность в своих силах, пробуждает и развивает все самое лучшее, направляет устремления на дальнейшее, уже осознанное, ответственное служение миру.
 Нищета, вызванная леностью, дурными привычками, подавлением заложенных от природы задатков, так же отвратительна, как и богатство, нажитое путем обмана и воровства. Такие люди миру нужны не более, чем нужны паразиты животному, у которого они сосут кровь.


Исключительную важность имеет не состояние, которого достиг человек, не бедность или богатство, не положение в обществе, а путь достижения этого состояния, то, как использовались дарованные возможности. Если человек жил честно и искренне, разумно используя свои силы в среде его окружающей, проще говоря, старался сделать, что можно, - любое достигнутое положение не будет для него унизительным, почти в любом случае он чего-то добьется и не будет считать жизнь прожитою напрасно. Отвратительно не чрезмерное по сравнению с другими богатство и не полная нищета, отвратительны бывают пути достижения того и другого.
 Последняя нищета не заслуживает никакой жалости, если причина ее внутри самого человека. Такая бедность так же неестественна и отвратительна, как и богатство, нажитое нечестным путем или доставшееся совсем без труда. И нищета не отталкивает, а, наоборот, не может не вызывать сострадания, когда ясно, что условия, в которые попал человек, совсем от него не зависели.
 Богатство и положение, какими бы баснословными и блестящими они не были, если достигнуты собственным трудом, честно, украшают любого и радуют всех окружающих (ясно, людей нормальных). Ничего нет достойнее этого. Здесь сплетаются воедино заслуженная ответственность и справедливая награда тому, кто трудился на благо мира и принес ему пользу.


Обогащение отдельных людей не должно идти за счет обнищания всех. Такой порядок - объективная мировая необходимость, условие блага
Целого. В нормально развивающихся общностях так и не происходит - люди богатеют, развивая себя и окружающую среду. Если же ситуация такова, что немногие богатеют и все другие нищают, значит, процесс двигается неправильно. Подобным образом он не может долго происходить.
 Когда в немногих, малых участках общности сверхбыстрое развитие или немереное богатство, во всей же прочей среде (большинство людей и природа) - упадок, деградация, нищета, такая резкая поляризация нежизненна. Если одни, немногие, развиваются за счет всех остальных, многих, в конечном счете страдают все. Надо развиваться всем вместе, по всем направлениям как единое, но все более разнообразное Целое. Вместе всем богатеть. В равной мере - духовно и материально.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.