5. 10 Потребности и возможности

Виталий Иванов
Дело не столько в удовлетворении потребностей, которые все равно постоянно растут и меняются с появлением новых услуг и товаров, сколько в реализации всего спектра возможностей человека. И, часто, даже только лишь тех возможностей, которые относятся к творческому потенциалу. Для этого, кстати, зачастую, не требуется никаких "капитальных вложений" - ничего, кроме снятия идиотских запретов.
 Потребности являются составной частью наших возможностей, но далеко их не исчерпывают. Возможности человека складываются из потребностей, обращенных во внутрь, и отдачи, направленной от человека во вне, в среду.
 От чего умирают дома мужчины, не доживая до пенсионного возраста? - Им не дают делать то, что им самим хочется, и предлагают что-то совершенно другое. В результате они пьют водку и не делают ничего вообще. Потребности могут быть в значительной мере удовлетворены, но, если не раскрыты все творческие возможности, это - главная трагедия человека.


У всех людей от природы разные возможности, а соответственно, и потребности, как часть возможностей. Это обусловливается различными диапазонами органов ощущений и других систем человека. Внешние ограничения на самовыражения личности (например, такие как уравниловка в доходах и расходах) ведут к возникновению объективного противоречия между естественным биологическим разнообразием индивидов и искусственным их осреднением в обществе. Это насилие над природою.
 Любые ограничения в реализации врожденных и приобретенных в течение жизни возможностей вызывают у человека естественное недовольство. Ограничение деятельного начала противоречит нашей природе. Человек создан в качестве движителя неограниченного развития. Если я хочу и могу что-то сделать, кто здесь имеет абсолютное право запрета, кроме меня самого?
 Особенно раздражают искусственные ограничения на очевидно позитивные действия.


Развитие, прогресс бесконечны. Поэтому, цель общества - помочь всем людям сделать себя счастливыми при своей жизни.


Но человек сам для себя - цель не единственная. Мы - часть этого мира и не можем, скажем, не думать о следующих поколениях. Это в нашей природе - и здесь материя позаботилась! У людей, живущих в нормальных условиях бытия в понятие счастья не входит удовлетворение потребностей за счет кого-то другого, в том числе, и последующих поколений.
 Нормальными же условиями надо признать такие условия, когда человек данные ему от природы способности может использовать полностью. И обязательно - в мире реальном! Тогда он - хозяин, счастлив сам и способствует счастью всех окружающих.
 Человек, ущербный в своих правах, возможностях самореализации приносит ущерб всем. Он ищет пути к восстановлению своих естественных прав, но, если общество не справедливо к нему, и он будет не справедлив к обществу, а заодно, - и к природе. Такой человек не отдает отчета себе что делает, потому как, он не свободен, а значит, и не естественен. Ум и руки его связаны несправедливостью, несправедливость вокруг него, в нем, и сам он рождает несправедливость, а значит, - ущерб.
 Несвободный, лишенный естественных своих прав человек невыгоден обществу.


Время показывает: революция семнадцатого года - ошибка. Но ошибка великая! В опыте человечества ее ценность безмерна. Надо на таких ошибках учиться, а не умножать глупость. Надо выявить и ясно сказать, в чем ошибка проявилась конкретно.
 Она - в чудовищной переоценке сил, возможностей человека и общества. Простого, обычного человека и обыкновенного общества. В уповании на "сознательность" неразвитого сознания, на мгновенное, скачкообразное развитие сознания, на неестественный  ход  изменения потребностей.
 Не последовательное, постепенное удовлетворение первоочередных, а искусственная перемена местами первоочередных, личных жизненных потребностей человека - питание, жилье и др. с потребностями следующего эшелона - культурными, идеальными, общественными потребностями.
 Такого не бывает. Человек всегда сначала хочет есть, пить, спать и все это делать именно сам и, желательно, в полную меру и уже потом, наевшись, напившись, - чего-нибудь общечеловеческого, идеального. Исключения ненормальны.
 При удовлетворении насущных потребностей всегда возникают потребности новые. Так может быть без конца. Надо не пытаться искусственно отменять или изменять человеческие потребности, но последовательно удовлетворять их, снимая их актуальность, давая место потребностям все более высокого уровня.


Деньги и власть - только средства. В корне стремления обладать ими лежит желание испробовать неиспытанные раньше возможности. Сначала - общераспространенные, но неиспытанные именно данной растущей личностью; потом - все более сложные, редкие... И, наконец, - возможности, может быть, в мире неиспытанные никем никогда!
 Взросление, всестороннее обучение, утверждение человека в обществе - все это процесс реальной реализации и расширения сферы возможностей индивида. Деньги и власть, позволяющие использовать материальные и идеальные ценности и даже волю других "я", - тоже служат расширению круга возможной самореализации. Причем они расширяют сферу реальной реализации наших возможности проще и быстрее всего. Проблема только в количестве денег и уровне власти.


Счастлив тот, кто реализует себя по максимуму, который в течение жизни все возрастает; у кого реальные возможности в мире материальном все время соответствуют его идеальным возможностям (сфере сознания). При этом, вместе с набираемым опытом, развитием идеального мира растут как внешние, так и внутренние возможности человека.
 Надо пробовать все. Человек создан для испытаний в самых сложных условиях - там, где только разум может разрешать и направлять ситуацию.
 Человек должен получать от своей жизни удовлетворение и удовольствие. Счастливый человек дарит счастье свое окружающим.
 Потому, очевидная наша задача, вполне совпадающая с общемировою задачей целого сущего, - получение максимума удовольствий и наслаждений. Ведь если каждая часть мира счастлива, полностью исполняя свою личную функцию, счастлив в целом и мир, исполняющий в целом свою глобальную функцию самопознания и саморазвития.
 Мы получаем наслаждение через данные нам природою органы. Высшее наслаждение - хорошая работа наиболее сложного органа - деятельность ума. Неразумно развивать что-либо одно, скажем, желудок, тем самым лишая себя остального. Оптимизация наслаждений в задействование всего организма как целого; гармоничное развитие каждого органа и совокупности их - это путь к личному совершенствованию и счастью.
 Здесь осознанное совпадение интересов личности, общества, мира может быть полным. Общество должно быть организовано таким образом, чтобы личность могла раскрыть себя максимально, принеся тем самым наибольшую отдачу, вклад в развитие общества (ОИС) через оптимальное использование личных способностей, возможностей всех своих органов.


Когда средь людей ощущаешь неудовлетворение высших своих возможностей, иногда думаешь: рядом с тобою - животные. Но нет, это ты - животное, животное, не умеющее выразить себя человеческими словами, реально одарить мир делами.


Я не отрицаю наличия "сверхъестественных" возможностей человека, всяческих неочевидных, спорных возможностей. Безусловно, надо пытаться использовать их, развивать. Однако, думаю, что и самым обыкновенным возможностям не уделяется достаточного внимания. Ни каждым человеком в отдельности, ни обществом в целом. Не это ли главное на сегодня?
 Надо, конечно, не забывать о резервах, запасах, тайниках наших возможностей, пытаться постепенно их открывать. Но все же, в первую очередь, постараться так сделать, чтобы у каждого человека реализовывались в достаточной мере способности, возможности вполне очевидные.


"Преобладающей потребностью человека является добывание средств к жизни." К. Маркс.
 "Преобладающей потребностью человека", как органичной и наиболее совершенной части Целого, является развитие мира, накопление исчерпывающей информации, расширение сферы Вселенной! "Средства к жизни" - не преобладающая человеческая потребность, но только необходимые, только минимальные лишь потребности для реализации всех возможностей, исполнения мировой Миссии.