Сочинение

Алексей Станиславович Петров
Корректор городской типографии Иван Сергеевич Чящяев (именно так значилась в паспорте его фамилия) вернулся домой пьяный и злой и прилёг вздремнуть.

Днём пришлось наведаться на дачу: сосед по участку сообщил, что домик Чящяева вот уже два дня стоит открытым... На всякий случай Иван Сергеевич взял с собой товарища по работе, слесаря Трофимыча. Старик он мастеровой, Трофимыч, надёжный, всегда, если надо, поможет. Да и вообще, домик построен на самой опушке леса, дачный сезон уже кончился, в посёлке, должно быть, теперь совсем никого нет, мало ли что там... Сели в чящяевский «Иж Комби» и покатили в лес.

Приехали, вошли в дом. Так и есть: были гости, взяли лейку, садовый вар, ящик с гвоздями, топор, раскладушку. И, что самое худшее, спёрли  электрический счётчик. Чящяев мысленно оценил свои потери. Получалось, что нагрели его тысяч на триста, с-суки...

-Ищи теперь, Сергеич, своё барахлишко на рынке, – хмыкнул Трофимыч. – Такие уж времена нынче волчьи...

-Рынок, мать им в лоб! – выругался Чящяев, угрюмо разглядывая стенку, где совсем недавно висел счётчик. – Как теперь быть?

-А никак, – пожал плечами Трофимыч. – Тебе этот счётчик разве нужен был?
-Мне-то нет, но...
-Будет, будет у тебя ток, – заверил Чящяева Трофимыч. – Погодь, я сейчас.

 Он скинул телогрейку, засучил рукава рубашки и быстро и умело соединил провода напрямую. На все это ушло у него не больше десяти минут.

 -Как же без счётчика-то? – возразил Чящяев.
-Сейчас, стало быть, ноябрь, – ответил Трофимыч. – До весны твоя дача никому не нужна, ну а в следующем годе поглядим...

День был холодный, сырой, пасмурный. Высоко, в прозрачных кронах, ветер поскрипывал голыми ветками клёнов. Где-то далеко, на самой окраине посёлка, заунывно жужжала бензопила. Из-за густого тяжёлого тумана контуры отдалённых домиков различались весьма смутно, нечётко. Мужики присели на лавочку и распечатали бутылку «Столичной».

После первой стопки Трофимыч поднял голову и протяжно произнёс:

-М-да... Природа...

После второй он тонко заметил:

-А листья под ногами ужо почти что не шебаршат: все сопрели начисто...

После третьей Чящяев разразился отчаянным матом в адрес коммерсантов, воров, рыночников «и прочих реформаторов экономики».

Опорожнив вторую бутылку, они влезли в автомобиль и медленно покатили домой. Чящяев вёл свой «ижак» вдумчиво и аккуратно. По пути никого не встретили: этой дорогой ездили только дачники. Ну, и, разумеется, воры. До города добрались без приключений. Тут Трофимыч вдруг вспомнил, что Чящяев пьян, и решил дальше ехать на автобусе. Иван Сергеевич возражать не стал: его неудержимо клонило ко сну.

-Спасибо, Трофимыч, – сказал он. – Ты настоящий друг.

Вскоре Чящяев дотащился до дома, а ещё минут через пятнадцать  забылся в чутком, тревожном сне. Так спит человек, который выпил хоть и много, но не столько, чтобы отключиться от всех своих житейских проблем.

Проснулся он оттого, что почувствовал рядом, у самого уха, чей-то тяжёлый, скорбный вздох. Это был сын Колька, ученик восьмого класса городской гимназии.

-Пап, ты ведь писатель. Верно?
-Чего? – хмуро отозвался Чящяев, тщетно пытаясь проглотить сгусток вязкой и горькой слюны, скопившейся во рту. Это было странное ощущение: пересохший язык еле ворочался, и одновременно – полон рот жгучей слюны...
-Да какой я сейчас, к дьяволу, писатель...

Дело в том, что корректор Чящяев пописывал юморески и фельетоны в городскую газету «Святая правда», и  иногда его даже хвалили, потому что не лишён был Иван Сергеевич искорки заветной, наблюдателен был, мерзавец, остроумен и ядовит, когда пребывал, шельма, в добром расположении духа. Всё бы хорошо, да только в последнее время что-то не писалось Чящяеву. Сядет, бывало, за стол на кухне, поводит ручкой по бумаге, поёрзает задницей по табурету, выкурит сигарету-другую-третью да и бросит всё к чёртовой матери. Не шёл рассказ, хоть тресни. Собственные мысли казались Ивану плоскими, банальными, отчего ему делалось печально и тревожно, как будто самая светлая, самая радостная часть его жизни была кем-то безжалостно и навсегда вычеркнута и уже невозможно было вернуть её...

-Пап, ты даже поглавнее любого писателя будешь.
-Это ж почему ещё?
-Корректор – это ведь тот, кто исправляет ошибки в чужих книжках. Верно?

Чящяев поморщился от головной боли и трудно, с натугой, глотнул.

-Говори прямо: что тебе от меня надо?

Колька застенчиво отвёл глаза и почесал затылок.

-Сочинение б написать, – сказал он. – Марья Терентьевна велела, чтоб к завтрашнему дню...

-Тема, – сурово потребовал Чящяев.

-«Рыцарство Петра Гринёва».

-А кто это? – удивился Иван Сергеевич.

-Ну, чудак один отвязный... из «Капитанской дочки»...

-Ага, припоминаю,  – обрадовался Чящяев.  – Он ведь, кажется, с самим Емелькой Пугачёвым якшался. Так?

-Ну да, только не по своей воле. Обстоятельства заставили. А сперва он Пугачёву подарил... эта-а... какую-то крутую куртку типа китайского пуховика. Не знал, что это Пугачёв, вот и подарил.

-Не куртку, – поправил сына Чящяев, – заячий тулупчик. Запомни это!

-А прикидываешься, что совсем не помнишь «Капитанскую дочку».

-Не то чтобы совсем... Смутно, конечно, припоминаю что-то. Кстати, об этом самом тулупчике была песенка у группы «Любэ»: «тулупчик заячий, тулупчик заячий...»

-Это разве про Гринёва?

-Думаю, да. А при чём здесь какое-то...  э-мм... рыцарство? Кстати, вот ещё словечко – «рыцарство»! Откуда они только темы берут? Что сие значит – «рыцарство»?

-Ну, Гринёв – он сражался, не сдавался, – начал мямлить Колька. – За всех заступался... Швабрин хотел отбить у него Машу, а он отбил у Швабрина. Его чуть Пугачёв не повесил  –  за то, что он руку у него не поцеловал...

-Кто кого не поцеловал? – не понял Чящяев.

-Гринёв. Дело было так: Пугачёв вошёл в Белогорскую крепость и начал боговать – шмонать направо и налево...

-Погоди, – перебил сына Чящяев. – Вот уже где-то близко. Тем более что и эпизод этот я помню. Там они ещё какую-то капитаншу саблей зарубили. Так?

-Ага. Солдат в крепости было мало и всего одна пушка, а бандитов много.

-Видишь, Колька, – печально заметил Иван Сергеевич, – тот же Будённовск получается... Надо классику перечитывать.

-Пап, – напомнил Колька, – восемь часов вечера...

-Ах, да, – спохватился Чящяев. – Пиши.

Он приподнялся над подушкой и задумчиво поковырял в ухе.

«Очень легко в тяжёлый, опасный для своей жизни момент стать подлецом, предателем, трусом, – медленно начал диктовать Чящяев. – Непреодолимые обстоятельства  прижали тебя к стене, и ты затрясся, заюлил, стал искать выгодный для себя выход из создавшегося положения...»

-Пап, не слишком ли сложно? – запротестовал Колька.

Чящяев поморщился и принялся массировать надбровья.

-Пиши, пиши... «Но не таков Петр Гринёв...»

-Гы... в рифму получилось, – заметил сын. – Пап, стихи сочинять не задавали.

-Прости, – ответил Иван Сергеевич и повернулся на бок. – На чём мы остановились?

-«Но не таков...»

-Ага! Дальше: «Перед ним сам Пугачёв, а он не боится, не ищет возможность, как подобру-поздорову унести ноги...»

-Пап, а как это пишется?

-Мм... Думаю, что... э-э... «по-тире-добру, запятая, по-тире-здорову». Впрочем, глянь в  словаре, – рассердился Чящяев. – Я ещё и об этом должен думать?

Колька быстро нырнул в справочник и сообщил:

-Это два слова через чёрточку.

-Правда? Кто бы мог подумать, – смутился Чящяев. – Что ж, пиши дальше. «Он готов пожертвовать собой, потому что там, во вражеском стане, осталась любимая девушка...»

Колька иронически усмехнулся, и Иван Сергеевич, заметив это, повысил голос:

-Пиши, пиши, балбес: «Рядом с  ней – взбунтовавшаяся чернь...»

-Пап, а вдруг на выборах победят коммунисты? – намекнул Колька.

-Ну, тогда не «чернь», а «крестьяне». «Взбунтовавшиеся»... Нет, не так. Лучше – «восставшие крестьяне». Дальше: «...вешающие всякого, кого считают нужным».

-Наоборот, «ненужным», – возразил  Колька. – Зачем же нужных вешать?

-Ага, напишем так: «кого считают нужным повесить».

-Вот другое дело, – похвалил Колька.

-«Их возглавляет самодур и самозванец Емелька Пугачёв, – продолжал Чящяев. – Как он поступит – никто не знает. Всё зависит от  его настроения, от количества съеденного и выпитого и ещё Бог знает от чего...»  «Бог» – с большой буквы!

-Пап, а вдруг на выборах...

-Ах, да-да. «Емельку» замени на «Емельяна», «съеденное и выпитое» вычеркни, а в конце – «и ещё неизвестно от чего».

Он подождал, пока сын сделает необходимые поправки.

-Стой-ка, – вдруг забеспокоился Чящяев, – а ваша Марья Терентьевна – она кто: коммунистка или демократка?

-Не знаю.

-Такие вещи надо знать! – строго сказал Иван Сергеевич. – Ладно, пиши дальше. Тут надо бы немножко личного... Значит так: «Но самое страшное, что рядом с Машей мерзавец Швабрин...» Швабрин?

-Угу.

-Далее: «Это раненый зверь с больным самолюбием оскорблённого женщиной мужчины...»

Колька напряжённо замер и покосился на отца.

-Па, ты чё?
А чё?
-Да как-то всё это... «Больное самолюбие» и всё такое...

-Нормально, – поморщился Чящяев. – Слушай отца, пока он жив. Ты ещё очень молод и не знаешь, как оно бывает в жизни...

Он ожесточённо потёр виски.

-Слышь, сынок, – жалобно произнёс Чящяев. – Сбегай к маме, попроси таблетку от головы, а то мы с тобой до конца не дотянем... А я пока обдумаю продолжение.

Колька быстро принёс лекарство и, украдкой глянув на будильник, снова сел за стол.

-Дальше напишем так, – сказал Чящяев: – «Ни разу Пётр Гринёв не ударил лицом в грязь, не струсил. Вспомним самый страшный эпизод его жизни. Атаман протянул для благодарного поцелуя руку, но Гринёв остался верен присяге, которую некогда дал государю...»

-Государыне, – поправил сын.

-Это всё равно. «...и не стал целовать руку Пугачёва...»

- «...и присягать ему», – добавил Колька.

-Молодец! – похвалил Чящяев. – Глядишь и я научу тебя чему-нибудь. А знаешь, – оживился вдруг он, – недавно из кроссворда я узнал, что какой-то герой Пушкина пытался присобачить мочальный хвост к мысу Доброй Надежды, потому что сделал воздушного змея из географической карты. Собственно, и требовалось ответить, кто автор этого фрагмента. Я потом заглянул в ответ. Оказалось, Пушкин!

-Так это как раз о Гринёве! – обрадовался Колька. – Это он сделал змея из карты.

-Вот, – потёр руки Чящяев, – вот и напишем, что рос он избалованным барчуком, гонял голубей, запускал воздушных змеев, учиться не хотел... папа за него сочинения писал и так далее. И что, дескать, взрослеть он начал в этой самой крепости, где встретил Машу и вступился за её честь. Ты напиши так: «Испокон веков благородные рыцари защищали доброе имя своих возлюбленных».

-А тулупчик? Что написать про тулупчик? Марья Терентьевна, небось, голову оторвёт, если я про тулупчик не напишу. Она весь урок про этот тулупчик базарила...

-Ну, напиши, что Гринёв не пожалел Пугачёву заячьего тулупчика и что никто Гринёва не принуждал это делать. Дескать, Петруша поступил так, как велела ему совесть.

Колька быстро-быстро конспектировал вслед за отцом.

-Вот и напиши про всё это, а я пока полежу молча. Что-то устал я тут с тобой, – сказал Чящяев и отвернулся к стене.

Вскоре Иван Сергеевич задремал, и ему приснился бородатый Пугачёв в заячьем тулупчике, который был атаману явно мал. Емелька размахивал огромной казацкой саблей и орал во всё горло: «Целуй руку, гад, целуй руку!..»

-Пап, – услыхал Чящяев голос Кольки, – как закончим сочинение?

-На чём ты остановился?

-«Береги платье снову, а честь смолоду», – сказал отец Петру на прощанье.»

-А тема какая?

-«Рыцарство...»

-Ах, да. Пиши так: «И Гринёв не забыл наставления отца. И в личной жизни, и на государственной службе он оставался тем, кем и был на самом деле: настоящим мужчиной, человеком долга, рыцарем». Всё!

Чящяев откинулся на подушку и устало закрыл глаза.

...На следующий день, едва только сын вернулся из гимназии, Иван Сергеевич спросил не без тайной тревоги:

-Ну, что? Как сочинение?

-Марья Терентьевна похвалила. Спросила только, один я писал или помогал кто.

-Ну а ты?

-Я сказал, что ты помог.

-Правильно, – кивнул Чящяев. – Врать не нужно. Береги платье смолоду.

-Но только Марья сказала, что она так и не поняла, кто такой этот самый Гринёв.

-То есть как?! – возмутился отец. – Пётр Гринёв, главный герой из «Дубровского»! Кто ж этого не знает?

-Нужно было вставить где-нибудь в начале “герой пушкинской повести «Капитанская дочка», – пояснил Колька.

-Ну так вставь.

-Я вставил.

-И какая же отметка?

-Пятёрка. А за грамотность «четыре». Я в одном месте «Пугачёв» через «о» написал.

-Эх, – вздохнул Чящяев, – сын  корректора, а пишешь с ошибками. Видать, и впрямь «природа отдыхает»... А вообще ты молодец, – подбодрил он сына. – Будем и дальше с тобой учиться писать сочинения.

Вечером Иван Сергеевич, плотно поужинав, сел на кухне за свой рабочий стол. Он намеревался написать какой-нибудь рассказец или едкий фельетон о системе образования в России, о странностях школьной программы по литературе, о том, что детям в этом возрасте «Остров сокровищ» читать бы, Майн Рида или Буссенара, а им о любви подсовывают да о государственных переворотах и к тому же такие темы сочинений предлагают, что остаётся только удивляться. Обо всём  этом хотел написать Иван Сергеевич, да только не получилось у него. Видно, не был он уверен в своей правоте. Так и просидел он до глубокой ночи, вяло водя авторучкой по бумаге и рисуя женские профили.

-Нет, не пишется, – вздохнул, наконец, Чящяев и встал. – Не пи-шет-ца!