5. 7 Власть

"Я" может властвовать над своим материальным и идеальным - это власть над собою. А может - властвовать над материей, духом, выходящими далеко за пределы, очерченные одним организмом. Можно властвовать над очень многими "я", и эта власть может проявляться по-разному. Предел возможного - полная власть одного над всею Вселенною. Однако подобной ситуации, чтобы всей Вселенной владел кто-то один и, тем более, обладал всей полнотой власти, никогда не должно случиться. На верхнем уровне иерархии всегда должно быть достаточно крупное (начиная минимум от десятков и сотен) множество властных "я", и всегда должен быть спектр "я" - от высших до самых простейших. Только множественность максимально защищает нас от Ошибки.
 Властные полномочия по всем ступеням иерархии должны выстраиваться в виде некоторой усеченной пирамиды. В принципе, здесь все то же самое, как и с собственностью. Собственник - владелец собственности материальной, идеальной, активной и властелин - человек, имеющий власть над материальным, идеальным, активным - понятия, в значительной мере пересекающиеся. Пирамиды иерархии полномочий собственников и властителей, а также объектов собственности и власти - фигуры одного типа. На нижнем уровне иерархии власти находится максимальное количество активных инстанций, они максимально просты и осуществляют самые простейшие функции. И далее, по мере усложнения активных инстанций, количество их становится меньше, и меньше, но они пользуются все большею властью и обладают все большею собственностью. Это можно наблюдать, сравнивая различные виды жизни. Люди находятся приблизительно на одном уровне иерархии развития, и среди них этот процесс, конечно, не так однозначен. Ясно, что с развитием структур отношения между частями их составляющими становятся все более сложными.
 Пирамида властных полномочий существует в каждой ОИС и, соответственно, - в каждом государстве. Пирамида эта, конечно же, многомерна и включает в себя множество измерений: три ветви власти - исполнительная, законодательная, судебная; кроме того - власть финансовая, экономическая; власть партий, кланов; власть авторитета - народный герой, известный писатель, правозащитник, артист и проч. Представители разных измерений власти могут обладать примерно одинаковыми реальными количественными полномочиями, пересекаясь между собой по объектам, но отличаясь по качественным воздействиям.
 Наверху пирамиды - глава государства, ниже, если смотреть измерение исполнительной власти, - министры, еще ниже - другие чиновники разного ранга. В общем случае, более способные, совершенные реально получают и большую власть. Хотя, конечно, бывают и исключения.
 Очень даже часто бывают...
 Это связано, видимо, с тем, что различные "я" имеют разные способности к власти. Можно, будучи весьма даже умным человеком, не уметь властвовать даже и над собою, поддаваться дешевым соблазнам, губить собственное здоровье (материальная часть) и не использовать полностью возможности собственного сознания, духа (часть идеальная). И можно быть не слишком интеллектуальным и не очень глубоко чувствующим, однако, властвовать над миллионами, суметь добиться власти над огромными пространствами материи и колоссальными богатствами духа. Понятно, что здесь невозможно все объяснить случаем. Случайные люди могут оказаться у власти, но вряд ли долго удержат ее. Значит, умение властвовать - род особенного таланта, который, естественно, не случайно является в мире, но, как и другие разносторонние человеческие способности, призван служить благу, развитию Целого.
 Имея власть, можно употреблять ее как рачительный, разумный хозяин; а можно, не имея какой-либо общественно значимой цели, использовать ее как злой и капризный ребенок, добившийся власти, например, над пойманной кошкой или собравший банку жуков и желающий позабавиться...
 Когда власть "я" в целом приносит пользу миру, это "я" на своем месте; когда же нет, значит, - нет. Тогда это "я" должно быть лишено власти.
 С одной стороны, власть обратно пропорциональна свободе - чем больше власти, соответственно, тем больше ограничений; с другой же, без употребления власти (самых различных форм ее) абсолютно невозможна самораскрывающаяся свобода, которая только и может проистекать во все раздвигающихся границах необходимого, число которых все увеличивается. Это - единственный путь развития. Должно быть все больше властителей, форм и объектов власти.
 Разумная мера власти ограничивает внутреннее стремление высших структур материи, духа, активных инстанций (т.е. высших ИС) перейти в более простое, по сравнению с имеющимся у них, состояние. Недостаток власти, как над собою, так и над внешним миром, однозначно приводит к последствиям негативным. И то же самое можно сказать об избытке наличной власти в сравнении с мерою необходимого. Как же мы можем определить сию меру? Мера эта определяется только лишь эмпирически, в процессе проб и ошибок в конкурирующей среде. (Т.е., опять-таки, должна быть множественность!) Главное здесь - верное определение Цели. Цель же наша - развитие. Тогда для любой ИС, будь то индивид или какое-либо сообщество, государство, вплоть до всего человечества, - если происходит развитие данной ИС, и опережающее развитие в сравнении с другими ИС, значит, власть в ней соблюдает необходимую меру между своими крайностями. Одна из них - полное отсутствие власти: анархия, беспредел, взрыв, разрушение, хаос. Предельный результат здесь - субстанция, где нет никакой власти и вообще никакого различия. И другая - чрезмерное ее применение: зажим всех инициатив, кроме инициатив одного, стагнация, застой, зацикливание, как в атоме. В сложных структурах в результате того - жесткое ограничение количества прямых и обратных связей с окружающею средою и внутри самого организма и так же - полное разрушение.
 Таким образом, самораскрывающаяся свобода, развитие мира требуют употребления власти как над собою, так и в любой ОИС, вплоть до ГИС. Однако власть эта должна ясно осознавать цели свои и, исходя из них, определять для себя рамки и направления своего приложения. В общем случае, власть должна быть направлена, обязана быть направлена:
 - на сохранение и расширение границ сфер качеств материального и идеального;
 - на создание оптимальных условий для рождения новых качеств, новых материальных и идеальных структур, новых измерений проявления мировой воли;
 - на предоставление максимальных возможностей всем другим "я", всем другим активным инстанциям, находящимся в поле власти, исполнять свои непосредственные обязанности и реализовывать свои позитивные цели;
 - охранять множественность и соразмерность мировых "я";
 - контролировать инициативы высших "я", способные привести мир к Ошибке и разрушению.
 Каждый человек должен заботиться о собственной материальной части - своем организме, всех своих органах, может быть, в будущем даже - и о всех своих атомах. Так же мы должны заботиться и о своем сознании, памяти, интеллекте. И должны помнить о том, что мы призваны в мир, как минимум, для саморазвития.
 Власть в государстве должна печься о государственном теле и о государственном духе, о каждом государственном атоме - точно так же, как каждый человек должен заботиться о себе. Только здоровое государство, нашедшее разумную меру власти в себе, постоянно развивающееся государство может рассчитывать на большее долголетие рядом с другими.
 Нормальное установление власти - самоорганизация изнутри. Привнесение в систему (индивид, государство) основополагающих правил извне - крайнее исключение. На верхнем уровне иерархии миру не нужны повторения, двойники (типа множества атомов), но системы, примерно равные по своему развитию, пробующие разные пути.


Разнообразие форм государственной власти от диктатуры до демократии отражает объективную множественность путей развития мира, пробующего различные способы внутренней организации ИС для поиска оптимальности в каждых конкретных пространственно-временных, причинных, количественных и качественных условиях.
 Думаю, нельзя говорить о строгой тенденции перехода от деспотии, автократии и диктатуры к демократии. Формы власти в обозримой исторической перспективе многократно менялись - в сторону демократизации, и обратно. Можно говорить о все более сложной структуризации власти, о появлении и развитии все новых ее ветвей, измерений и, в результате, о все более сложных и надежных государственных организмах, способных защитить себя и в рамках себя защищать каждого конкретного человека от мировых катаклизмов и просто всяческих неудобств. Государственные системы в своем развитии должны создавать все более оптимальные условия реализации всех творческих потенций общества в целом и каждого конкретного индивида в отдельности, имея главной целью своею непрерывное развития мира.
 Развитие не идет по прямой, по кругу или спирали, но сфера качеств, в том числе качеств власти, расширяется по всем радиусам.


Достоинство не в противопоставлении себя власти по всякому поводу, любой власти, какой бы она ни была, а в нахождении каждый раз чего-то полезного, что ты можешь сделать в рамках нее.


Общество - живой организм. Сознание не заботится об обмене веществ внутри организма. Его интересуют внешние отношения и выход на новые горизонты самопознания и саморазвития.
 Власть в государстве - аналог мозга. Переключение центральной власти на мелочный контроль процессов функционирования внутренних систем организма означает дублирование функций местных властей. Это отвлекает высшее "Я" государства, предназначенное для выработки общей стратегии, переключает мощный, но малоканальный разум туда, где требуются простые, но разнообразные самоорганизующиеся горизонтальные связи в количествах, которые не может объять никакая вертикальная власть.
 Разум и власть должны быть рассредоточены по всей сфере материального, органично пронизывать все структуры от низших иерархий до высших, на каждом уровне организации имея соответствующее множество представителей. Центральная власть в государстве - аналог "я" в организме. Местные муниципальные, экономические, финансовые и прочие власти - аналоги нервных центров, регулирующих деятельность систем организма без вмешательства высшего "я".


Есть такая политика. Народу нужно обещать все, что угодно, и лучше всего именно то, чего он больше всего просит и требует. Ни в коем случае нельзя спорить. Побеждает тот, кто более обещает. Потом же он может делать все, что считает нужным.
 Единственное спасение от такой политики - верить делам, а не словам, судить по результату. Но для этого в государстве должна быть хорошо поставлена информация и наличествовать достаточно много материально независимых, свободных людей.


Задача государственных деятелей искать, предлагать, создавать условия для свободного и плодотворного творчества всех людей в государстве. Люди должны расширять сферу качеств, иметь возможность открывать новые направления и растягивать уже известные измерения. Основное назначение власти: не только ограничивать и запрещать, но формировать многомерное пространство свободного творчества.
 И, надо сказать, на это требуется много таланта. Истинного, искреннего таланта. Который среди политиков, увы, так же не смел и редок, как и нечасто встречается полная отдача, полная самореализация и в других сферах человеческой деятельности.


Можно действовать в интересах государства, можно действовать в интересах народа, можно действовать в интересах какой-либо партии или организации. И все это хорошо. Но лучше всего - действовать в своих собственных интересах. Чем меньше радиус приложения сил индивида, тем больший уровень развития духа и материи он в нем может достичь. Однако, безусловно, нельзя чтобы совсем никто не занимался и в разной мере глобальной организацией.
 На самом деле, так и происходит всегда. Кто-то более занят собою, саморазвитием или развитием какого-то относительно малого участка материи. А кто-то другой не может жить без того, чтобы не попытаться осчастливить все человечество и перестроить, может быть, даже Вселенную...


Как растет муравейник? Я не думаю, чтобы муравьями кто-то командовал, просто каждый делает дело. И имеет добрую волю.


Среди человечества тоже есть уровни "консументов". Одни люди живут как бы в среде других, как только можно используя все, что удается использовать - тела, сознания и активность. Питаясь простейшими не прямо, но опосредованно - т.е. пользуясь не кровью и мясом чужим, но силою и талантом.
 Высший Разум, однако, не может не понимать необходимости полноценного бытия всех уровней своих "я". Распоряжаться чужими жизнями в эгоистических целях или бездумно - худшее преступление перед миром.


Героев изобретают те, кто равнодушен к живым людям.


Если вы не можете убедить людей словом, то не убедите и криком. Если это люди, конечно. Многие не понимают сего и последовательно переходят грани: от крика к битью, от битья же - к убийству.


Государственная деятельность, политика, все, что касается миллионов людей - та сфера человеческой деятельности, где, меняя что-либо радикально, в наибольшей степени можно навредить. И людям, и миру.
 Истинный философ не будет заниматься политикой. Политику все время и слишком многим приходится с красноречием объяснять одни и те же очевидные вещи. И, кроме этого, часто лгать. Философу все это скучно...


Демократия состоит не в том, чтобы решение, которое должен принять один, принимали тысяча представителей от двух тысяч народа. А в том, чтобы тот один, который должен распорядиться, выбирался теми, кто так или иначе заинтересован в разрешении стоящих проблем, при условии равенства прав голосования всех.
 Демократия - более органичная, эффективная, гибкая и, одновременно, надежная форма государственных образований. Она предоставляет возможность набрать максимальные темпы развития всей государственной объединенной информационной системе. Но не пошлая демократия толпы. Такая демократия - питательный бульон бюрократии. И лучший шанс для рождения диктатуры.


Надо ли ждать, пока убедят последнего из всех дурака, и не делать до этого то, что очевидно умному человеку, необходимо, по его мнению, всем?
 Убедить всех невозможно. В этом главная и, увы, вечная беда демократии. Но в этом и ее сила! Лучше отложить на неопределенное время материализацию сомнительного нового, даже и упустить его - необходимое все равно еще раз явится в мир. Главное - не совершить Ошибку!
 Правда, тот, кто все время опаздывает, вряд ли будет среди других первым.


Человеческим миром движет мысль, воплощенная в дело. Она может быть, в том числе, политической; главное для движения - чтобы мысль была новой.
 В политике, правда, требуется особая осторожность. Но и здесь, кроме слов, нужно дело. Лучшая политика - дело. Без него все мертво.


К демократии в устойчивом бесповоротном ее варианте, видимо, можно прийти только через автократию, целью которой является демократия. Без наличия сильной власти в любой начинающей демократии всегда найдется тьма бюрократов, которые воспользуются именно демократическими законами и будут плодить бесконечное количество "дополнений", "разъяснений", "поправок", без конца будут переставлять запятые и в результате ввергнут страну в хаос, т.к. реальное дело будут подменять мнимым.
 Для жизнеспособности демократии необходимо, чтобы сначала появились в достаточно большом количестве сильные, материально и духовно независимые от власти люди. Парадокс в том, что этому должна служить автократия, имея осознанной конечной целью своею, по сути, собственное политическое убийство. Для такого требуется особенная воля и талант Человека.


 В тоталитарном режиме невменяемость одного, если он лидер, может привести к трагедии всех. В демократии больного лечат, несмотря на его положение в обществе.


Категориями "народов" в идеальном мире оперирует (мыслит) тот, кто хочет оперировать ими в мире материальном. Но настоящих успехов достигает не тот, кто с детства думает о народах, а тот, кто последовательно реально решает встающие с ним рядом проблемы. И в жизни своей все время перемещается к тем проблемам, которые сам желает решить.


 Любое общество реакционно. Оно отрицательно или, реже, пассивно воспринимает изменение границ свободы своих членов. Относительно более спокойно оно относится к открытию и предложению новых диапазонов свободы. Поэтому положения в обществе достигают те люди, которые не стремятся к изменению границ свобод существующих, не посягая на расширение их или сжатие, но предлагают диапазоны новые, прибавляя их к существующим.
 Высшей гармонии добиваются те, кто находит наилучший компромисс между внутреннею свободой и общепринятыми стандартами поведения.


Для того, чтоб "подняться", сначала надо "унизиться". Чем выше ты хочешь подняться, тем, соразмерно, большее должен принять унижение. Смириться. Смирить себя...


Наиболее искренни и открыты, а потому, счастливы люди, распоряжающиеся только собою. Чем большую власть имеет человек над людьми, тем он более закрыт и нечестен. И от этого - тем больше несчастен.


Возможно ли конкурентно-способную в сравнении с другими систему государственных отношений выработать чисто демократическими методами? Основные новые правила, векторы, связи привносит в мир одна, выдающаяся личность. Вместе, конечно, со своими помощниками, "командой". Но ее она же себе и подбирает сама.
 Конкретное всегда создает конкретный. Конкретный сам предлагает решение, настаивает на нем, проводит в жизнь и берет на себя всю ответственность. В каждом звене управления должен быть человек конкретный, принимающий сам решения, необходимые на данном уровне иерархии. И этот человек должен быть гибкой, активной связью, а не крепким железным болтом.
 Именно потому система должна быть демократической. И в демократических рамках должна определяться одна, наиболее достойная личность, способная разработать четкую систему принятия решений, ответственности - иерархически сетевую, гибкую, упругую, органическую систему.
 В мире всегда будут существовать вопросы частные и общественные. Касающиеся, соответственно, только одного человека - и в этих вопросах каждый сам должен решать за себя. И вопросы, касающиеся групп людей: от небольших групп - до всего человечества. Соответственно, на каждом уровне общности вопросов должен существовать человек, который эти вопросы решает. Очевидно, что не должно быть так, чтобы человек, избранный (тем или иным образом) от какой-либо группы людей и представляющий ее интересы, решал вопросы, выходящие за рамки интересов данной группы, в большую или меньшую стороны. Т.е. человек, избранный ото всех, должен решать только те вопросы, которые касаются всех, и не должен решать вопросы, касающиеся исключительно интересов частных групп населения. И, наоборот, люди, избранные от каких-то частных групп населения не должны решать вопросы, выходящие за рамки их полномочий...


Всегда есть люди, ощущающие внутри себя, что они рождены властвовать. Будучи не у власти, они как только возможно ругают правителей; когда же ее добиваются, часто мало чем отличаются от предшественников. Политическое кредо - демократ, монархист, либерал, консерватор, левый или же правый - все это внешнее и в значительной мере определяется политической ситуацией и окружением, т.е. средой, в которой осуществилось данное "я". Главное для этих людей - власть, к которой они стремятся прийти любыми путями, оперируя популистскими лозунгами, идя на всякие компромиссы, даже на заговор и терроризм, вплоть до явного преступления - на все, что быстрее может их привести к власти. Когда же они ее добиваются, то делают то, что находят необходимым, не считаясь ни с кем и ни с чем, насколько вообще такое возможно.
 Они любыми путями пытаются реализовать заложенную в них задачу. Такие люди действительно созданы, чтобы властвовать над другими. И, может быть, это и правильно; но только тогда, когда они не мешают реализовываться другим.
 Каждый человек всею жизнью своею, каждым действием, мыслью и словом реализовывает тайные цели материи. Есть активная и пассивная реализация. Активная - в максимальном проявлении "я" человека. Пассивная, минимальная - в выполнении функции переносчика жизни, безынициативного жизненного материала.
 Оптимально общественное устройство тогда, когда каждый достигает максимальной самореализации. Тогда все максимально помогают материи в ее самопознании и саморазвитии. И в этом - и средство, и цель, суть всего. Надобно, чтобы ничто не отвлекало от достижения этой самореализации, никакие ложные цели. И здесь: свои цели - всегда истинны, чужие же - ложны. Найти и исполнить цели свои - вот в чем задача каждого "я".


Рецензии