Солженицын и В Войнович

Валерий Суриков
                Солженицын    и   В. Войнович
                {2}

           Владимир Войнович.  Портрет на фоне мифа.

В. Войнович ,похоже, не стал исключением  и    в ловушку все-таки угодил. Все-таки —  поскольку  набег свой на  Солженицына  он  осуществил ,надо признать, мастерски —  со всех сторон  обложил и   методично  это кольцо  сжал. Но ловушка  все равно сработала. Она не могла не сработать— чтобы  осуществить  свой   замысел, он вынужден был  вымерять  Солженицына   с о б о й.    Это   о н и    могут позволить  себе  роскошь  измерять друг друга (Толстой — Шекспира, Набоков—_Достоевского) тем ,что под руку попадет , без риска показаться смешными .Обычно же попытка приложить свой  частный аршин к  явлению неординарному оканчивается конфузом. Поскольку измеряющий  неизбежно  будет при этом сам обмерен  —взвешен на весах  явления, к которому он по неосторожности  прикоснулся. Что  касается Солженицына ,то  подобный  рикошет  не так давно уже можно было наблюдать. Тогда ни фрейдистский антураж ,ни  авторитет  «Независимой  газеты» , ни  даже лавры    антибукеровского лауреата      не уберегли   от снисходительных усмешек.
    Конечно ,не следует смешивать  такого рода  своевольную  процедуру « измерения»  с пусть  очень  резкой, но адекватной критикой. Насколько помню,     в заметках В. Лакшина о Солженицыне отмеченный  эффект  отсутствовал  ,поскольку критика там  была ,но  не было  суетливой торопливости  —  немедленно   выставить окончательные  и непременно экстравагантные оценки  ,  все до одной .
       Даже   если все , что В. Войнович насобирал  в свое досье,      справедливо объективно  , то и тогда это ровным счетом ничего не значит.  Потому что Солженицын —   из пророков. А  применительно к последним важно не то ,что они говорят ,а КАК .Ведь их задачу не сведешь  к стремлению   навязать  какую-то идею или  план обустройства чего-либо .Весь смысл их дел и поступков  —  понудить к  сомнению ,к критическому  восприятию  реальности. Поэтому они и появляются в строго определенные (  очень напряженные  и одновременно очень затхлые) времена  – когда   так ,как они  говорят, не решается —  да и не может — говорить никто  другой. У них это   и получается  благодаря (в известной  степени)   как раз таким  вот их личностным качествам ,что так  старательно  выщелкивает   В. Войнович из  Солженицына. Потому  и  оценивать их надо     из их  времен. Ведь  едва  напряжение спадает , морок развеивается ,то есть отступает  (и мгновенно  забывается )то, чему они бесстрашно ,беря на себя основную долю риска, противостояли,  тут же на первом плане  оказываются       их амбиции и весь тот набор личных качеств, который жар  этих амбиций поддерживал. И глядишь, вчерашний  пророк  уже  вроде бы и не пророк , а так  —обыкновенный   желчный и вредный  старик  .  И тогда уж совсем  не захочется признавать  , что   наступившие благостные времена есть следствие   и  того ,что     пророками  было  выкрикнуто —написано  ,сказано  ,сделано , —как раз в   те времена. А захочется отдать предпочтение мыслям  более уютным —  ведь и у меня  были амбиции не хуже ,а литданные ,может,  даже и  того лучше. А вот поди    же…
   Но   надо  успокоиться   , наконец,  господа . Пора! Успокоить себя  хотя бы на понимании : все написанное (и   еще не написанное  ) о Солженицыне вряд ли будет иметь   такие  последствия  ,к которым  подтолкнуло российскую ситуацию то ,что когда-то написал он .
    И   прислушаться. Хотя бы к тому же солженицынскому  крику о приоритете прав общества перед правами личности —   мысли, вызывающей  столь бурное негодование у В .Войновича.
     Солженицын, если разобраться,   даже не поставил  эту проблему  - он только    попытался  привлечь к ней   внимание. Такую проблему  может ставить  лишь мировое сообщество  в  целом  — подводя  и итоги      процветания   западной цивилизации ,  и итоги  двух последних российских смут. И отнюдь не в публицистических,  а исключительно   юридических  формулировках .
      Но сколько еще придется  заплатить за это…Сентября  2001 года в Нью-Йорке  оказалось ,по-видимому ,недостаточно…
     А В. Войновичу    в его  исследовании явно не хватило чувства юмора  в одной из его не так уж часто встречающихся  форм– иронического взгляда на самого себя .  Появись эта  универсально срабатывающая добавка  в  тексте ,глядишь, и разрешилась бы   главная мучающая его проблема:  как это могут сочетаться не  самые лучшие человеческие  качества  , не самый выдающийся литературный дар  и  такой  исключительный по значимости  конечный результат. Эти  вопросы   прежде всего и отравляет   восприятие  В. Войновичем  Солженицына. И ,соответственно, его текст.
Валерий Суриков   20 12 2002