Жил-был Бауман-гипнотизёр

Николай Семченко
Чтобы помнили

Жил-был Бауман-гипнотизер

Недавно, сидя в гостях, я испытывал жуткое неудобство. И дело было не в хозяевах. милые и образованные люди, они зачем-то превратили свою квартиру в фешенебельный мебельный салон. И даже шторы с какой-то немыслимой драпировкой им повесил дизайнер.
Я боялся пошевелиться в мягком кресле и думал только о том, как бы не капнуть кофе на матовую полировку стола.
- Пойдем курить на кухню, - предложил хозяин. - В нашем доме это место ссылки...
Его печальную иронию я понял сразу, как отдернул штору с деревянными висюльками. Кухня была маленькой, без всех этих новомодных наворотов. Все просто и уютно. Абажур, кукла на чайнике, герань на подоконнике, стопка книг на стуле. И стул, кстати, самый обычный - деревянный, с облупившейся краской.
- Вот сюда я и "ссылаюсь" добровольно, - улыбнулся хозяин. - Будто бы снова оказываюсь в семидесятых годах. Помнишь, как мы любили сидеть на кухне?
Ну, конечно, помню. В наших тесных "хрущевках" где еще можно было посидеть с друзьями и всласть наговориться обо всем на свете? О, наши кухоньки помнят столько всего интересного - чтение вслух запрещенного тогда Солженицына, немилосердно хрипящий из-за глушителей "Голос Америки", анекдоты о "Бровеносце", вольнолюбивые речи, прекраснодушные мечтанья...
И почему-то сразу вспомнился Дмитрий Эдуардович Бауман. На его кухне пересидело, кажется, пол Хабаровска. И многие известные музыканты, артисты, писатели, ученые, приезжая в наш город, обязательно тут "отмечались". Считалось: если бываешь у Баумана - значит, и сам ты тоже интересный человек. А всякую серость и посредственность Дмитрий Эдуардович не привечал.
На его квартире собирались, чтобы послушать музыку, обсудить свежие номера "Нового мира", подискутировать, поискать "ключ к себе"...
"Ключ к себе" - это не метафора. В те годы в определенных кругах был известен молодой ученый из Армении Хасай Алиев. Он создал систему, с помощью которой каждый человек может управлять своими психическими и физиологическими функциями. Иначе говоря, как бы задает себе программу по саморазвитию.
Дмитрий Эдуардович внимательно читал работы этого ученого. И, судя по многочисленным вопросам на полях, не во всем с ним соглашался.
В лаборатории функциональной диагностики 3-й Хабаровской городской клинической больницы вместе с Э.К. Берновским он проводил специальные исследования по влиянию гипноза на человека. И, в частности, выяснилось:  самогипноз - это тот "золотой ключик", который позволяет человеку открыть самого себя, стать лучше, максимально использовать внутренние резервы организма.
Вообще, Дмитрий Эдуардович долгие годы исследовал гипноз как метод контроля за работой подсознания.
Рассказывает профессор Хабаровского медицинского университета В.Д. Линденбратен: "Дмитрий Эдуардович организовал у нас секцию студентов, которые изучали проблемы головной боли. Можно ли ее снять словесным внушением? Оказалось: можно! В те годы это казалось чудом. Я не поверил результатам экспериментов Баймана и решил испытать его метод на себе. Удивительно: голова перестала болеть.
Кстати, на дверях комнаты, где проводились эти опыты, была вывеска: "Кабинет по снятию головной боли". Профессор Ц. ругался: "Грамотеи! Снять можно только штаны!"
У Дмитрия Эдуардовича было немало противников, и они всячески старались его прищучить. Вот, например, такой случай. В Доме актера мы с Бауманом читали лекцию о йогах. Я решил проиллюстрировать их феноменальные способности и положил на плечо бутафорскую ногу. Со стороны это выглядело так, будто нога моя. На следующий день на ученом совете выступил профессор Ц.: "Безобразие! Советский профессор публично поднимает ногу!".
Короче, завели "дело о поднятии ноги", назначили комиссию по расследованию "вопиющего" факта. Мне даже пришлось брать справку у руководства Дома актеров, как все было на самом деле...
"Серые" ученые не любили Дмитрий Эдуардовича. И, может быть, боялись. Ведь он был уникальным гипнотизером. А в те годы это многих пугало..."
Бауман и был известен хабаровчанам прежде всего как гипнотизер. О нем ходили всякие слухи и сочинялись небылицы. Считалось, что Дмитрий Эдуардович разгадал тайны индийских йогов и ни в чем им не уступает.
Да, кажется, он и в самом деле что-то такое знал... Мне удалось найти научную статью Баумана "Еще один "секрет" йоги поддается расшифровке". Она нигде не публиковалась. да это и немыслимо было при тогдашней цензуре! Ведь Бауман вел речь о биоэлектрической активности мозга, таинственных альфа-волнах и чуть ли не о биополе. Обо всем этом писать тогда не разрешалось. Заниматься исследованиями в этой области тоже  дозволялось не всем. По крайней мере, такой странной личности, как Бауман, чинились всякие препятствия.
Из письма Д.Э. Баумана в Хабаровский крайздравотдел от 15 февраля 1975 года: "На днях ознакомился с письмом горздрава, адресованным в несколько инстанций. В нем содержится предложение воспрепятствовать путем запрета моим исследованиям в области гипноза.
Во-первых, мне приписывается, что "под видом пропаганды медицинских знаний" я занимаюсь гипнозом. Пропагандой в пользу медицины я занимаюсь "под видом чего-то", а всерьез, и не один десяток лет. Создав свою систему преподавания в школе, а также факультатив "Высшая нервная деятельность", я подготовил сотни будущих студентов мединститута...
Во-вторых, занимаюсь гипнозом с 1036 года, веду исследования, часть из них - совместно с работниками мединститута. Ни о каком врачевании (гипнотерапии), проводимой вне стен лечебных учреждений, не может быть и речи.
Что касается гипнопедии, то она с 1964 года в нашей стране разрешена и является полем деятельности педагогов, психологов, которые владеют техникой гипнотизации.
В-третьих, ссылка на некое постановление 1926 года неуместно. Автор ссылки сам документ не видел, а лишь слышал о нем, поэтому извратил содержание. Запрет касался врачевания гипнозом (гипнотерапии), а не гипнотических исследований..."
Крайздравотдел, однако, не успокаивался. Нашли каких-то двух дам и объявили, что они под гипнозом занимались тем, чем советские женщины отродясь не увлекаются.
Скандала, однако, не вышло. Потому что выяснились другие пикантные подробности. Фамилий этих дам не обнаружили ни в книге движения учащихся 34-й школы, ни в списках членов факультатива, который вел Д.Э. Бауман. Видимо, запустив шокирующую "легенду", ее авторы как-то позабыли внести исправления в официальные документы. И Дмитрий Эдуардович был спасен от позора. Хотя всякие невероятные слухи все равно продолжали ходить...
Рассказывает профессор В.Д. Линденбратен: "Один из слухов был связан с гипнотическим воздействием на температуру тела. Ребята из кружка "Юный медик" решили узнать, изменяется ли количество лейкоцитов в крови при перегревании организма. Выяснилось: лейкоцитов становится значительно меньше, они куда-то исчезают... Что такое? Куда они деваются? Ни одна из гипотез не подтвердилась. Более того, я выяснил: в научной литературе почти нет работ по этой теме, только один паталогофизиолог занимался ею. Теперь, спустя многие годы, мы знаем, что при высокой температуре происходит с защитниками нашего организма - лейкоцитами, в том числе и под гипнозом. Но пока я вам этого не скажу. Исследования, начатые в научном кружке Д.Э. Баумана, продолжаются. А ведь сорок лет прошло с тех пор!"
Биологическое общество школьников, работавшее с 1961 года при тогдашнем мединституте, поставило сотни опытом, подготовило массу различных научных сообщений и работ. Ребята ездили на конференции даже в Москву. А потом им приходила масса писем. Одна женщина, например, написала: "Видела, как по Центральному телевидению выступала девочка - юный медик из Хабаровска. Только она может помочь моей дочери, у которой уже месяц держится высокая температура. Наши врачи не знают, что это за болезнь. А ваша девочка знает..."
По редкой разновидности этой лихорадки в мединституте потом было защищено две диссертации. А те ребята, которые занимались в Биологическом обществе, стали классными специалистами.
Кандидат медицинских наук Ф.С. Жарская записала некоторые диалоги с Д.Э. Бауманом. Вот о чем они говорили много-много лет назад:
- Дмитрий Сергеевич, ну а те ребята, которые не стали врачами, биологами и гипнотизерами, нашли ли себя в жизни?
- Еще бы! Они научились мыслить, трудиться. Согласитесь, что это очень важное качество...
- Вы организовали в Хабаровске еще и общество любителей симфонической музыки. Его успех просто феноменальный. К вам в школу приезжал сам Дмитрий Кобалевский, он пишет вам письма. У вас выступают самые известные музыканты... Вы полагаете, что ребята искренне любят классику?
- Некоторые начинали ходить к нам, потому что это считается престижным, знаком хорошего вкуса... Я понимаю, что для приобщения к симфонической музыке нужны новые, свежие методы пропаганды... Вы ведь знаете, что ребята сами пишут музыкальные рецензии? Учу их быть, прежде всего, правдивыми: нравится - хорошо, не нравится - не бойся это сказать и объясни, почему. Многие ребята отрицательно оценили Третью симфонию Кара-Караева...
И, наверно, правильно. Хотя тогдашние идеологи культуры очень уважали этого композитора. Но Бауман не учил ребят инакомыслию. Он просто учил их разбираться в искусстве, только и всего.
Старая хабаровская учительница Н.Л. Герцвольф передала мне зеленую папку, на которой выведена цифра "13". Под этим несчастливым числом Дмитрий Эдуардович хранил свои неосуществленные проекты.
Среди бумаг я нашел его меморандум о некоторых проблемах эстетического воспитания школьников. Написанный более двадцати лет назад, этот документ читается удивительно современно. Если вы задаете себе вопрос - что происходит с нашими детьми? - то, надеюсь, пространный фрагмент работы Д.Э. Баумана вас не утомит:
"У нас все еще нет системы эстетического воспитания. В одной школе хорошо с театром, в другой - с художественным чтением, а у соседей - с изобразительным искусством. В чем дело? А в том, что в этих школах есть люди, которым тот или иной вид искусства близок, который они любят. Эстетическое воспитание держится на энтузиастах, и не обязательно на педагогах. Вот, например, хабаровский композитор П.А. Мирский безвозмездно весь учебный год вел музыку в одном из начальных классов... Потом он разработал систему радиопередач методического характера для учителей края в определенные дни и часы. Он же сделал попытку привлечь к такой работе музыкантов симфонического оркестра Хабаровского радио. И как жаль, что теперь слышишь лишь низкопробные шлягеры, а не вдохновенные беседы о прекрасном!
...Вырастают новые поколения, которым не пришлось видеть тех кинолент, которые составляют гордость нашего кинематографа... Факультативов по киноискусству нигде нет, любительских киностудий - тоже. Впрочем, при мединституте организована студия, где студенты все делают сами. Медики исходят из того, что каждая лекция должна сопровождаться показом пяти-десятиминутного фильма, в яркой и остроумной форме закрепляющего изложенный материал. Уже создано пять фильмов. Один из них демонстрировался по телевидению.
А учебные фильмы, выпускаемые централизованно, мединститут совершенно не устраивают: они слишком академичны, растянуты, скучны...
Почему бы такие киностудии не создавать в школах?
Эстетика в наше время давно перестала ограничиваться только искусством. Она определяет нравственность человека, его отношение к действительности..."
Ну, разве не современно звучат эти строки? Разве не о том же печалятся нынешние педагоги? И в поисках новых, оригинальных форм не изобретают ли порой колеса заново?
Признаюсь, я хотел написать легкий материал о знаменитом некогда гипнотизере. Как он, стало быть, вводил кого-то в транс. И о том, как многие дамы были без ума от его карих немигающих глаз. А можно было б вспомнить увлекательные рассказы Дмитрия Эдуардовича о передаче мыслей на расстоянии...
Но смешить и веселить вас я не буду. Потому что Дмитрий Эдуардович был очень серьезным человеком. И в гипнозе - тоже. Он написал более тридцати научных работ, которые публиковались в сборниках АН СССР. Бауман был официальным участником XIV международного конгресса генетиков, одним из самых активных членов Научного совета Академии педагогических наук по проблемам эстетического воспитания. В списке его работ около ста газетно-журнальных публикаций. Такое количество работ соответствует званию доцента. И вообще, очень разборчивый в общении гениальный пианист Святослав Рихтер навряд ли стал бы писать ему письма...
Гипноз всегда связывают с чем-то тайным. И такой феномен, как Бауман, появился у нас не случайно, причем, сначала он обосновался в "глубинном" Кур-Урмийском районе. Немец по национальности, он, скорей всего, бежал сюда от репрессий. И, как утверждают хорошо знавшие его люди, у него не было законченного высшего образования. Как в таком случае Дмитрию Эдуардовичу удалось стать методистом гороно, преподавать естествознание в школе - это действительно загадка.
Свои последние дни Бауман закончил в полном одиночестве. И когда его собрались хоронить, то даже пришлось искать его фотографии. Он меньше всего думал о собственной значимости. И не любил "запечатлеваться на память".
Однако, думаю, тогдашнее всесильное ведомство КГБ очень даже "запечатлевало" Баумана.
Из рассказа учительница Н.Л. Герцвольф: "Однажды я была в одном высокопоставленном кабинете. Вдруг вошел человек в форме и стал читать хозяину кабинета список лиц, бывающих у Дмитрий Эдуардовича. Не знаю, почему это происходило в моем присутствии, но я поняла, что о всех разговорах, которые ведутся у Баумана, хорошо известно где надо. Я, конечно, предупредила об этом Дмитрия Эдуардовича..."
Ну, конечно, следили. Ну, конечно, среди "своих" были чужие - осведомители. Как же без них, родимых?! Но долгие вечерние разговоры на кухне Баумана о Солженицыне, Тарковском, сбежавшем на запад сыне Шостаковича и многом другом все-таки продолжались... И, кстати, это именно Дмитрий Эдуардович, не боясь никакой цензуры, писал рецензии о фильмах Тарковского. И какие рецензии!
Как-то модно стало в последнее время проводить какие-то чтения в честь каких-то более-менее заметных личностей, оставивших свой след на хабаровской земле. О Баумане помнят многие, но почему-то не додумались до таких мероприятий. Хотя чтение вслух хотя бы того же его "Манифеста" наверняка бы заставило зашевелиться чиновников от педагогики...
А был он, казалось бы, всего-навсего чудаком. Без которых, однако, мир был бы очень скучен.
Николай СЕМЧЕНКО.