Профессор Завгорудько ходит в тайгу, чтобы голодать

Николай Семченко
Человек в экстремальной ситуации

Профессор Завгорудько ходит в тайгу, чтобы голодать

     Профессор Дальневосточного медицинского университета Валерий Завгорудько считает, что к гибели людей в тайге приводят четыре причины: голод, травмы, холод и страх. Причем, это не обязательно страх оказаться съеденным свирепы тигром или оголодавшим волком. Оставаясь наедине с природой в экстремальных ситуациях, многие как бы "отключают" рациональное мышление и напрочь забывают элементарные правила выживания.
    - Заблудившись в лесу, человек чаще всего начинает паниковать, - утверждает Валерий Николаевич. - И чем сильнее его паника, тем больше он совершает непродуманных поступков. По этой причине некоторые ягодники или грибники, промышляющие неподалеку от населенных пунктов, блуждают буквально в трех соснах. И нечистая сила тут ни при чем! Подготовленный человек справится с любой неожиданной ситуацией...
Он имеет право так утверждать, потому что провел три эксперимента на выживание. "Подопытным" был сам. А свои исследования так и назвал: "Один на один с глухой тайгой".
    В свой первый поход Валерий Николаевич отправился четыре года назад, в конце апреля. Ни продуктов, ни лекарств, ни карты, ни оружия он с собой не брал. Как правило, всего этого нет и у тех людей, которые отправляются в тайгу налегке, не рассчитывая, что они потеряются.
Профессор сумел обойтись без еды. В конце апреля, ясное дело, даже на "подножный корм" в виде ягод, трав, грибов рассчитывать не приходится. Но от чая он не отказался. Заваривал его листочками брусники, молодыми "кисточками" кедра, пихты. И еще пил березовый сок в котором, как известно, много полезных микроэлементов.
    Первое десятидневное путешествие Завгорудько, в общем-то закончилось успешно. Обследование, которое врачи устроили профессору, показало, что не смотря на голодание, резервы его организма не иссякли. Зато из второго путешествия Валерий Николаевич вернулся с шестью язвами желудка и двенадцатиперстной кишки.
    - Трудно было назад идти, - вспоминает он. - По речному льду как раз пошла "верховодка": это вода, которая выходит наружу. А мне пришлось переходить некоторые протоки. Чувствовал себя, чего уж там скрывать, плохо. Но оказалось, что даже в болезненном состоянии у человека есть достаточно сил, чтобы справиться с экстремальной ситуацией...
   Основная причина возникновения язв, как считает Валерий Николаевич, - это талая вода. В походе он специально пил только ее, зная о ее целебных свойствах. "Но на четвертый день своего путешествия я встретил таежника, охотника-якута, - рассказывает он. - И он сказал мне, что талую воду на голодный желудок пить нельзя. Однако я его не послушался, а зря: на шестой день почувствовал сильные боли в желудке, общую слабость...".
   Чтобы талая вода не наделала вреда, профессор Завгорудько теперь рекомендует всем сторонникам природных методов оздоровления учитывать многовековой опыт таежников. Ну а вообще-то, не пугайтесь этой воды: она действительно полезная, если ее применять правильно.
Кое-что о талой воде
  Испокон веков сибиряки вымачивали в талой воде перед посевом семена пшеницы и других злаков. Пшеница, вымоченная в талой воде, давала - 30-35 процентов прибавки урожая. Огурцы - 55. Новорожденные поросята, отпоенные талой водой, не болели туберкулезом и так далее.
Талая вода, как считает один из самых ее активных пропагандистов москвич Владимир Мамонтов, идентична по своему строению физиологическому раствору.
   Талой водой, о которой так много написано в различных книжках о знахарстве, надо уметь пользоваться. В нее стоит непременно добавить щепотку каменной соли (соль простого помола), в которой содержатся элементы всей менделеевской таблицы (1 часть соли на 100 частей воды - 1-процентный раствор), немного уксуса (1 часть уксуса на 100 частей воды - 1-процентный раствор). И этот раствор втирать в кожу легким массажем.
   "Я это сделал, - пишет В. Мамонтов. - И вот тут начались "чудеса". После некоторого количества массажей сердце, постоянно напоминавшее о себе покалыаниямми, прострелами, резкими болями, перестало беспокоить и тревожить. Пришло в норму кровяное давление. Наладился желудок. Нормализовался сон. Стали исчезать вены, канатами и жгутами выступавшие ранее на ногах и руках (варикозное расширение вен). С возобновлением нормального обмена веществ начали восстанавливаться сосуды, расположенные близко к коже, перестал мучить радикулит. Кожа на лице и теле становилась эластичной, мягкой, нежной, бархатистой без всякого применения кремов, лосьонов, масок и так далее. Заметно разгладились морщины, Кожа лица начала приобретать живой естественный цвет".
Некоторые исследователи полагают, что в талой воде содержится геропротектор - замедлитель старения. Но так это или не так, научно пока не доказано.
   - Утолить жажду в тайге можно из родников, чистых ручьев, но воду, конечно, лучше кипятить, - продолжает Валерий Завгорудько - Летом с голода не пропадешь, если знаешь "в лицо" какие-то дикоросы. Из грибов, к примеру, на костре можно сделать шашлычок. Очень я его люблю, кстати...
    Опасности скитанья по тайге вполне преодолимы, если человек может развести костер на сырой земле, соорудить простой шалаш для ночлега, определить сторону света и время. Самое главное - не поддаваться панике.
    Профессор вспомнил два таких случая. По Амгуни спускался на лодке хорошо тренированный спортсмен. Попал, увы, в залом. Лодку крутануло, и он, выпав в воду, тут же пошел ко дну. Спасти его не удалось. Во втором случае по не менее своенравной Бурее плыл на резиновой лодке охотник. Его друзья с берега видели, как она перевернулась, мужик плавать неумел и сразу скрылся под водой.
    Уже мысленно его похоронив, охотники вдруг увидели, что он выходит из воды на берег. Как пушкинский дядька Черномор!
Оказалось, что мужчина сумел задержать дыханье, схватил на дне какой-то булыжник и двинулся поперек течения. Тяжесть не позволила Бурее снести его вниз. Удивительно, но мужчина смог целых полторы минуты не дышать! Иначе как хладнокровием это не объяснишь.
    Из истории робинзониад: испытание одиночеством
Профессор Завгорудько не первый человек, кому пришла в голову идея о добровольном скитании по дебрям, пусть они и не тропические. Девизом некоторых наших современников стали слова: "К чему мечтать об удивительных приключениях? Надо попробовать самому!" Но вся эта романтика моментально улетучивается, стоит только новоявленным Робинзонам оказаться один на один с опасностями.
   Например, молодой голландец Антон Ван дер Ватер, прихватив с собой набор инструментов, мешочек семян, многозарядный карабин и любимую. книгу (конечно, Дефо!), "водворился" на одном из островов Карибского моря. Не привыкший к лучам тропического солнца, он получил сильнейшие ожоги кожи и только чудом был спасен. Но даже это не остановило его: после больницы он вновь отправился на необитаемый остров, прихватив с собой мазь от солнечных ожогов.
   Некоторые бегут в одиночество от чисто материальных проблем. Мюнхенский автомеханик Фридрих Текстор, например, впал в отчаяние от очередного повышения цен и квартирной платы. Каким-то образом ему удалось уговорить филиппинских чиновников сдать ему в аренду маленький островок. Теперь новоявленный Робинзон живет в хижине из бамбука. Он выращивает фрукты и овощи, держит около полусотни кур и ежедневно обходит свои владения, раскинувшиеся на пять квадратных километров.   
   Среди нынешних "робинзонов" выделяется Фернандо Эдвард - 70-летний ученый из Бразилии. Он живет и работает на маленьком островке у Южного атлантического побережья уже более 30 лет. Ученый собственными руками обработал весь остров, посадил пальмовый лес и построил бассейн. Основная проблема - отсутствие источника питьевой воды - была решена "классическим робинзоновским методом": Ли выдолбил из камня систему резервуаров для сбора дождевой воды и даже снабдил их очистителями.
   Возможно, к "робинзона" можно отнести и тех наших бичей, которые на все лето уходят в леса. У них образуется что-то вроде артели: одни заготавливают папоротник, ягоды, грибы, другие и все это продают на рынках. Но "чистоту эксперимента" портит то, что живут они не только на "подножном корме", им все-таки привозят продукты и водку. И вот что еще удивительно: эти "робинзоны" не боятся клещевого энцефалита. Наверное, клещи сами пугаются их проспиртованной крови?
   - Кстати, о клещевом энцефалите, - подхватывает тему Валерий Николаевич. - Как-то в ноябре я присел на тушу убитого изюбра и тут же вскочил: на меня ринулась целая армия клещей! И сразу же вспомнилась давно читанная книга. В ней один мудрый эвенк советовал русскому охотнику спасаться от морозов в свежесодранной шкуре животного, причем мехом наружу. Клещи при этом погибали. Заблудившимся в тайге стоит знать и такие тонкости...
   О своих скитаньях в одиночку  Валерий Николаевич написал книгу "Выжить в тайге обязан". МЧС рекомендовало ее в качестве учебного пособия по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". Может быть, в скором времени вы увидите ее на прилавках магазинов.
   Но, собираясь в лес за жимолостью или какими-нибудь травами, навряд ли кто-то будет дотошно штудировать книгу профессора Завгорудько, чтобы не заблудиться в незнакомых местах. Есть надежда, что уж газету-то прочитают. Поэтому я попросил Валерия Николаевича дать советы всем отправляющимся в лес.
   - Перво-наперво, не одевайте в такой поход новую одежду, - сказал он. - Вещь должна быть ношеной, удобной, привычной. На ноги лучше всего надеть кеды или сапоги-болотники. Запаситесь спичками и зажигалкой (оберните их полиэтиленом). Если спички все-таки намокнут, то их можно обсушить, потерев о волосы за собственным ухом. Берите провианта не на день, а на более длительный срок. Хорошо, если в запасе будет кусок сала, шоколад, соль. Если поняли, что заблудились, то спокойно сядьте на пенек, прислушайтесь: может быть, где-то рядом проходит автотрасса или железная дорога. Ночью можно залезть на дерево и посмотреть, не видно ли зарево над городом или каким-нибудь поселком. Постарайтесь не паниковать. И не думайте, будто за каждым кустом сидит кровожадный волк. Если кого и надо всерьез опасаться, так это одичавших собак. Помню, мы как-то охотились в глухой тайге. Я забрался на сопку, там среди валунов лежали остатки кабана. Смотрю: откуда-то появилась черная собака, потом еще две, и еще, и еще... Откуда они взялись? До ближайшего села сто километров! Псы начали окружать меня. Помня о том, что собаки не любят прямого человеческого взгляда, я постарался не смотреть на них и, не делая резких движений, поменял в ружье пули на картечь. В общем, удалось их отпугнуть. Одичавшие собаки, сбиваясь в стаи, по-настоящему опасны для человека. Самое главное: попытаться выйти, так сказать, из зоны их интереса. В моем случае это были те самые остатки кабана...
   Профессор Завгорудько собирается в новые одиночные походы. На этот раз он попробует питаться только ягодами и орехами.

Николай СЕМЧЕНКО.