Новгород или Второе Пришествие Христа

Logos
Народы и города могут менять свои названия, но не меняют своей сути – с этого постулата мне хочется начать расследование, посвященное на этот раз славному городу Новгороду и свободной Новгородской республике. В мире найдется немного городов, имевших знаковое значение в прошлом и сохраняющих таковое по сей день. Это прежде всего Иерусалим, Константинополь, Рим и Москва. Именно в этих городах вершились судьбы мира  и народов, им принадлежащих. Иерусалим – наиболее древний из них. Это был единственный город Византии, центр огромной Священной Римской империи, охватывающей полмира. Все известные религии мира дружно уживались под сенью Византии, образуя неизвестный ныне религиозный симбиоз, основа которого покоилась на древнем знании и своими корнями уходила в далекое прошлое, связанное с космосом, разрушительными космическими процессами и как результатом их – смертью Христа или Осириса. Его возрождения ждали, в честь него ежегодно проводили празднества возрождения. Когда, наконец, в начале первого тысячелетия появился человек, объявивший, что через него возродился Христос, многие восприняли это как святую правду и пошли за ним. Власти начали преследование новоявленного мессии и результатом явилось распятие Христа, зафиксированное в истории как распятие Спартака. С этого момента начинается раскол Византии. Часть народонаселения уходит на север и строит Новый Город  и Новый Мир. Новый город строится всегда как вызов старому порядку и знаменует собой новую страницу истории.  Таким образом, складываются два религиозных центра: Иерусалим , ожидающий прихода Христа, и Новый город, провозгласивший его второе пришествие. Не удивительно, что Город, выстроенный в честь воскресшего Царя Христа, носит имя Царь-город. Берусь утверждать, что этот Царь-город, позже названный Константинополем, долгое время именовался просто Новым Городом, или Новгородом.. Те немногие известные данные, которые традиционно связываются с Древним Новгородом, хорошо вписываются в Константинопольский сюжет. Новый Город, удачно расположенный, являлся центром мировой торговли. К тому же он имеет могущественный флот, что опять хорошо согласуется с нашим знанием о древних Новгороде и Константинополе. О политическом устройстве Константинопольской власти ничего не известно, но зато новгородские летописи донесли до нас сведения о новгородском вече, где выборные люди могли свободно высказывать свои мысли –вякать. Можно подумать, что Новый Город  был республикой, а ее формой правления - совет или сенат. Но такая форма правления больше соответствует латинскому государству, известному как Римская республика и, возможно, что речь идет или о следующем новом городе, Риме, или, что вполне возможно, вече зарождалось внутри православного государства и до разделения церкви на восточную и западную  являлась алтернативой  монархической религиозно-политической власти. Кроме того, о Новгороде известно, что там был построен грандиозный Софийский собор. Разумеется, Софийским Собором в средние века никого не удивишь, он строился практически в любом православном городе. Но известно, что Софийский Собор в Новгороде был особенно величественный, так что сведения о нем зафиксировала история.  В России даже пословица была : где София, там и Новгород. Действительно, Софийский собор в Константинополе является чудом архитектуры, сохранившимся по сей день. Что касается нынешнего Софийского собора в Новгороде, то по своим размерам он уступает киевскому, а киевский в свою очередь меньше константинопольского, что не удивительно, так как архитектура храмов отражала религиозную субординацию и указывала на истинное место храма, а, соответственно и города, в религиозно-политической иерархии мира.
Религией Царь-города была прежняя религия Византии, т.е. первословие, но признающая возрождение Христа (православное христианство). Христианство, набирающее силу, стало претендовать на основную роль Христа в дуэте Бог-Царь. Это послужило причиной разделения новой христианской церкви на два течения: православное христианство, где основным признавался первобог, или Слово, и варяжское христианство, где на первый план выходил Христос, или Царь. Эти два течения объявляют каждое себя всемирной (католической) религией и начинают непримирумую борьбу друг с другом. Несмотря на большие противоречия в религиозных подходах,  западные и восточные христиане были едины в противопоставлении себя основному врагу христианства – мусульманству, провозгласившему Бога без Царя и напрочь отрицающему последнего. Своим символом мусульмане избирают орудие отделения Царя от Бога – полумесяц, венчающий купола мусульманских мечетей. Главная буква Христа – Р вообще не встречается в религиозных понятиях ислама: мусульмане, Аллах, мечеть, ислам, Мекка, хан  и мн.др. Ср. христианские : Христос, Lord (англ. Бог), церковь, храм, литургия, царь  и мн.др. Как противопоставление этой ультраправой религиозной точке зрения с момента отделения Царя от Бога существовала и ультралевая : Царь без Бога, или чистое арийство. Религия определяла форму государственной власти. Западная церковь, провозгласив примат Царя над Богом, пошла по пути разделения светской и религиозной власти. Восточное направление оставило бразды государственного правления в руках священников, традиция, разрушенная в России только в 17 веке, но и в дальнейшим русский царь перед принятием престола принимал благословение церкви и Бога, именовался помазанником Божьим и Белым царем. Характерны в этом отношении мысли константинопольского патриарха Антония по поводу церковного авторитета царской власти в его послании русскому великому князю Василию Дмитриевичу (1393 г.): "Святой царь занимает высокое место в церкви.... Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной; цари собирали вселенские соборы.... Невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя. Ибо царство и церковь находятся в тесном союзе и невозможно отделить их друг от друга". Что касается мусульман, то, отрицая роль царя в принципе, они таким образом отвергли и государственную структуру, признавая единственную власть в мире – власть Бога, или Аллаха : Святого (аль) Слова ( Лога). Непризнание Христа – это единственная причина, не позволившая мусульманам создать сильное государство при едином языке. Объединить мусульман может только религиозная идея во главе с сильным религиозным лидером.  В борьбе с неверными они выступают как единая сплоченная масса, способная наносить сокрушительные удары, и не приведи Господь разозлить этого дремлющего исполина.
В России средних веков после долгих братоубийственных войн утвердилась греческая модель религиозного сознания: православное христианство. После завоевания Константинополя мусульманами Москва объявляет себя третьим Римом, или Миром, и становится лидирующим защитником православного христианства.  Начиная с 17 века, религия  России стремительно «латинизируется». На сегодняшний день российское общество явно тяготеет к западному образцу. Последнее время оно несколько отошло от ультралевой радикальной позиции христианства – арийства, или царя без бога. Церковь давно утратила свое лидирующее положение в обществе, превратившись в некий театральный придаток, которому власть милостиво разрешает лицедействовать на подмостках разрушенного православия. Собственно, православное христианство давно ушло с исторической сцены вместе с религиозной властью, стояшей во главе государства, или, правильнее сказать, царства. Православие, нравится нам это или не нравится, осталось только у мусульман. Лишь объединение христианства с исламом позволит возродить былую религию мира: православное христианство. Наверное, так когда-нибудь и будет. Но это будет другой мир, и другое государство, и другой город. Новый Город.