Плохой ученик гегеля

Павло Стреляны
ПЛОХОЙ УЧЕНИК ГЕГЕЛЯ,
или история приключившаяся с Карлом Марксом в первой главе "Капитала"
Каждый покупатель знает, что сначала рождается нужда в товаре, а потом происходит покупка товара- Также, каждый производитель без известной нужды покупателя в товаре не будет производить товар. Из этого виден один исток мотивов появления товара - нужда потребителя. Но очевидны две природы товара; воплощение нужды потребителя и материализация труда производителя. Это и есть элементарным кристалл любой экономической системы. Его суть во взаимоотношениях потребителя,товара и производителя.
В самом начале "Капитала" Маркс называет элементарной формой богатства народов - товар и анализирует его. С помощью логики Гегеля ему удается тщательно исследовать потребительскую сторону товара, то есть, логическую цепочку "потребитель-товар" .
Действительно, разнообразие качественных характеристик товаров невозможно никак иначе оценить, кроме как на потребительском рынке этих товаров. Оценка каждого товара в зависимости от его полезности для потребителей вызывает появление потребительной стоимости. Теперь просто сравнивать очень разные по своим качествам товары. Далее мы можем найти такие количество товаров разного рода, когда их стоимости будут равны; например, пять кило масла по потребительной стоимости равны двадцати кускам мыла. Это и вызывает появление некой третьей количественной характеристики товаров — меновой стоимости. Эта величина уже не зависит от качественного содержания товаров.
В движении марксовой мысли "железная" гегелевская логика: от качества к количеству, от единичного к общему, от конкретного к абстрактному.
То есть единице меновой стоимости равняется столько-то одного товара и столько—то другого. Для математического выражения подготовлен материал - абстрактное выражение качеств товаров с помощью меновой стоимости позволяет детерминировать ранее не подлежащий этому субстрат. Для математики не важны качества товаров. Нужен специфический материал для сравнения разного содержания по одной абстрактной шкале. Меновая стоимость - количественное выражение содержания; слагай, умножай, и т.д. Аппарат математики позволяет нарисовать полную картину взаимосвязей между различными товарами. Остается лишь избрать количественную единицу, в которой будет оцениваться потребительная стоимость товаров. Заметьте, о деньгах мы еще не говорили. Маркс, кстати, тоже.
Ведь мы лишь описали логическую цепь "потребитель-товар"; и это как русло реки в котором нет воды. Придет жизнь и вместе с ней придет количественный критерий, который разбудит пока мертвую схему логики.
Конечно, созданную логическую схему "потребитель-товар" можно заполнить любой количественной оценкой, которая есть в природе этой цепи. Это может быть неновый товар, деньги, рабочее время, количество сигарет выкуренных за рабочий день и т.п. Разнообразие количественных взаимосвязей в лоне материального и временного субстратов мироздания позволяют определить качества этих взаимосвязей уже в новом меновом соотношении. Но, это тема иного исследования. Сейчас же попробуем понять дальнейшую эволюцию абстрактной меновой стоимости в реальный товар и деньги.
Когда не было денег, меновой единицей служил другой какой-нибудь товар. Позже любой товар на потребительском рынке стало возможным оценить в золоте, то есть золотая монета являлась в отличие от абстрактной меновой стоимости реальным ее воплощением в товаре. В этом случае золото выступало меновым товаром. Лишь когда государство смогло гарантировать наличие золота за денежной бумажкой, появились современные деньги.
Далее мы увидим, что не только в товарах или деньгах может расплачиваться потребитель на потребительном рынке.
При описании второй стороны товара, связанной с процессом его производства, Маркс сначала призывает нас отвлечься от потребительной стоимости, чем мы теряем возможность качественного сопоставления процесса труда и его результатов. Потом разнообразие форм труда сводит к некому абстрактному труду и, наконец, награждает эту усеченную сторону логической цепи количественной единицей; необходимым рабочим временем.
Если бы не было блистательной логики в оценке потребительной стороны товара, то можно было подумать, что все это сделал человек далекий от науки.
Но, по сути, Маркс ничего нового здесь не изобрел. Просто исказил логическую структуру при переходе от разнообразного труда /качество/ к его абстрактному выражению через количество. По загадочным причинам Маркс, во-первых, не решился сделать единственный шаг от потребительной стоимости товаров к полезности затраченного на этот товар труда, а во-вторых, не увидел качественной преемственности между товаром и трудом. Ведь эта связь очевидна. Вещи единой природы : качества товаров и качества человеческого труда. Они взаимозависимы в продукте труда - товаре. И не обязательно, как показали предыдущие размышления, сразу вводить меновую единицу для оценочной характеристики качества труда; деньги ли это, или что-либо иное. Мы лишь знаем, что труд воплощается в товаре. Он различается по своему качеству. Если бы Маркс, сделал этот умозрительный шаг, стало бы возможным оценить разнообразный труд количественно или хотя бы предположить существование этой количественной оценки. И уже потом согласно законам логики вводить полноценный количественный критерий, с помощью которого представляется возможным оценить человеческий труд. Наконец, кто-то должен сделать шаг не сделанный Марксом.
По аналогии с логической цепью "потребитель-товар", где разный по качеству товар получает свое количественное выражение через меновую стоимость, в цепочке "товар –производитель" от разнообразного по качеству человеческого труда можно переходить к его количественному выражению через некую абстракцию меновой стоимости человеческого труда. Если же увязать качество труда с потребительной стоимостью продукта, как качественной оценки товара получится полная взаимосвязь во всем экономическом кристалле ""потребитель – товар – производитель" .
Количественная характеристика человеческого труда – меновая стоимость человеческого труда в логической цепи независима от количественной оценки качества товаров. Эти абстракции лишь сопоставимы по аналогии логических, имеющих одинаковую сущность, схем.
При появлении реального количественного и качественного наполнения в данной схеме происходит независимое от наших абстрактных размышлений рождение жизни. И в этом смысле мы заинтересованы в наличии предложенной количественной оценки человеческого труда – меновой стоимости труда. По следующим причинам: во-первых, в сравнении с меновыми стоимостями товаров полученное соотношение характеризует полезный эффект для производителя а во-вторых, позволяет оценить реакцию потребительного рынка на товар. В этом преимущество потребительного рынка:
иррациональная составляющая человеческой потребности уравновешивается растущими возможностями производителя.
Другими словами, Маркс, грубо нарушил законы логики в самом начале своей работы. Впоследствии лишь умножая и усугубляя эту ошибку в направлении, связанном с человеческим трудом, как первичной и самодостаточной величиной.
Какие же глубинные последствия того, что Маркс походя проскочил процесс появления количественной оценки человеческого труда и огорошил его своей валютой: рабочим временем ?
Перед этим мы уже восстановили логическую цепь "товар-производитель", и можем видеть, что рабочее время при определенных условиях может быть выражением меновой стоимости человеческого труда. То есть, рабочее время - это вид количественной оценки человеческого труда. Из этого следует вывод, что в структуре логической цепи "потребитель – товар – производитель" одни количественные величины возможно представить через другие. В этом определенная угроза математике - абстракции безразличной к содержанию. Маркс допустил ошибку в количественном представлении содержания, и эта подмена сменила всю сущность.
Воплощение марксовой доктрины мы можем наблюдать в реальности.
Как уже было отмечено, меновая стоимость человеческого труда выражается в необходимом рабочем времени на производство товара. Это количественное наполнение. Как уже отмечалось: абстрактная цепь количественных соотношений и зависимостей "потребитель – товар – производитель" безразлична к содержанию ее наполняющему. Поэтому, как только в русло этой цепи вводится количественная характеристика, она начинает работать по всей цепи. Вот, как это происходит.
Итак, стоимости разнообразного человеческого труда сводится к некоей усредненной меновой стоимости и приравнивается к временным затратам на производство товара. Теперь меновую стоимость товаров можно выразить через количество часов, которые затрачены на производство. Потребительную стоимость товара тоже можно соотнести с временем затраченным на изготовление товара. Становится возможным все экономические количественные характеристики выразить в рабочих часах. В том числе и деньгах.
Некие конкретные наручные часы стоят 8 рублей, одновременно они содержат  8 человеко-часов рабочего времени. В подобном государстве дифференциация денежных выплат небольшая и плотно увязана со временем, проведенным на работе. Допустим, человек за 8 часов работы получает 8 рублей. То есть, чтобы купить часы он должен отработать 8 часов на своей работе. Убираем лишнее в этой экономической структуре. Чтобы купить часы стоимостью 8 человеко-часов необходимо предъявить документ о том, что он отработал 8 часов. Роль этого документа и выполняют у нас деньги. Но фактически они не нужны в своей главной роли, как меновая стоимость, характеризующая потребительные свойства товара.
Иррациональная составляющая природы человеческой индивидуальности, как одного из элементов человеческой свободы в представленной системе исключается. Как в потреблении, так и в производстве. Экономический кристалл такой системы замкнут. Учитывая, экономическую основу всяких инноваций налицо причины отсутствия прогресса и крупномасштабная стагнация социалистической системы.
Видимо не нуждается в тщательном пояснении то, что происходит с кристалликом экономической логической структуры в случае его количественного заполнения денежным наполнением.
Потребность в товарах на потребительском рынке определяет потребительную стоимость товара. Уровень потребительных стоимостей стимулирует появление на рынке одних товаров, пропадание других, в зависимости от нужды потребителя. Потребительная стоимость товара возвращается к производителю в деньгах, стимулируя труд определенного качества. Что, естественно вызывает появление новых полезных товаров в зависимости от состояния потребительного рынка.
Здесь описан теоретический логический идеал взаимосвязей в кристалле экономической системы "потребитель – товар – производитель". В реальности можно увидеть определенные перекосы в экономической структуре или в непосредственном количественном заполнении определенной системы.
Стихия общественного разделения труда двигалась с такой быстротой, что общественная мысль и экономическая наука не успевали за развитием системы. Меновые стоимости человеческого труда различны ввиду различного по величине полезного эффекта производимого продукта. Есть проблема в оценке полезного эффекта деятельности фабриканта и рабочего. Для этого необходимо оценить качественные составляющие определяющие полезный эффект их труда.
Сделай в свое время экономист Маркс один шаг от потребительной стоимости товара к стоимости человеческого труда – человечество получило бы математический аппарат для оценки рентабельности производства и оценки полезного эффекта индивидуального человеческого труда. Все количественные составляющие цепочки "потребитель-товар-производитель" можно было бы оценить через потребительную стоимость товара. Логический аппарат позволяет увидеть человеческое мироздание во всем разнообразии и связи сознания и материи, духовного и физиологического, рационального и иррационального, обязанности и свободы.
Разнообразие же взаимосвязей позволяет понять неотъемлемую совокупность духовного и материального в процессе мировой эволюции.