4. 27 Эволюция объективного через развитие субъективного

Виталий Иванов
С развитием "я" субъекта, в том числе, "я" человеческого, у него возникает все больше отношений к объективному миру материальному. Соответственно, "я" видит мир все более относительно себя самого - не только относительно собственных непосредственных ощущений, но и своего опыта, накопленной системы понятий внутреннего идеального мира. Таким образом, любая структура материального мира с течением времени может определяться субъектом все более разнообразно и многомерно, соответственно возрастающему количеству его отношений к данной структуре (объекту). Например, вода может определяться как холодная или горячая, прозрачная - мутная, журчащая - спокойная, безбрежная (море), соленая или сладкая, огненная вода (спирт), живая или же мертвая (из сказок), тяжелая (физика) и т.д., и т.п. Человек определяет цвет, запах, вкус, звук воды, осязает ее, выявляет самые разные ее свойства, связанные с реалиями человеческой жизни или же с нашим воображением. И все это может накапливаться бесконечно. С другой стороны, с развитием интеллекта и опыта, знаний мы уясняем себе, что вода - лишь несложная композиция двух элементов: водорода и кислорода. И пытаемся заглянуть глубже...
 Так мы, с одной стороны, развивая отношения своего "я" с миром, выстраиваем все более сложную и обширнейшую Иллюзию - субъективное. С другой же, находим все большее количество некоторых критериев, возможно, и объективных. Необходимо и интересно и то, и другое. Без субъективного скучно. Оно - сценические аксессуары театра Великой Иллюзии, которые украшают нам жизнь. Но, тем не менее, иногда их надо делать как бы прозрачными.
 Развитие человеческого разума двойственно. Развиваются как объективные знания и умения, так и субъективные отношения. И, возможно, объективное знание и умение только и может развиваться через эволюцию субъективного. Путем возрастания многообразия сенсорных отношений и результатов их обработки сознаниями многих разнообразных "я".
 Может быть, вообще объективное развивается лишь посредством развития субъективного - через нюансы вибраций, флюктуаций, мутаций; через различные, бессознательные и осознанные восприятия, внутреннюю работу, инициативы бесчисленных малых и больших мировых "я"?..